Просмотр содержимого документа
«Презентация. Смысловой и лингвистический анализ текста»
Тема: «Комплексный анализ текста».
С помощью слов можно передать самые прекрасные мгновения жизни.
И. С. Тургенев.
Надо знать
- типы речи
- стили речи
- заголовок
- изобразительно-выразительные средства
Зная, надо уметь
- типы речи
- стили речи
- заголовок
- изобразительно-выразительные средства
Терминологический диктант.
- 1. Связное высказывание на определённую тему.
- 2. То, о чём говорится в тексте.
- 3. Главная мысль текста.
- 4. Тип речи, в котором что-то описывается.
- 5. Художественное образное определение.
- 6. Употребление слова в переносном значении.
- 7. Придание свойств живого неодушевленным предметам.
- 8. Обратный порядок слов в предложении.
Проверь себя .
Ответы:
1.Текст.
2.Тема.
3.Идея.
4.Описание.
5.Эпитет.
6.Метафора.
7.Олицетворение.
8.Инверсия.
Средства выразительности.
- Метафора – употребление слова в переносном значении, скрытое сравнение на основе сходства двух предметов или явлений.
- Эпитет – художественное, образное определение.
- Олицетворение – перенесение качеств живого существа на неодушевленные предметы.
- Сравнение – уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
- Инверсия – обратный порядок слов.
Анализ синтаксических особенностей текста
- алые, потом красные, золотые потоки
- чистые и ясные
- молодого, горячего света
- небо светлело, холодело, синело
- то мигали, то исчезали
Градация-
ряд однородных членов, расположенных в порядке усиления или ослабления признака.
Самостоятельная работа
I уровень
I I уровень
А1: выпишите из данного предложения ГРАДАЦИЮ.
III уровень
В такие дни жар бывает иногда весьма силён; но ветер раздувает, раздвигает, разгоняет накопившийся зной.
А1: выпишите из данного предложения ГРАДАЦИЮ.
В такие дни жар бывает иногда весьма силён; но ветер раздувает, раздвигает, разгоняет накопившийся зной.
А1: выпишите из данного предложения ГРАДАЦИЮ.
А2. Какое синтаксическое выразительное средство использовано в следующем предложении: Он был смел, бесстрашен, беззаветно храбр .
В такие дни жар бывает иногда весьма силён; но ветер раздувает, раздвигает, разгоняет накопившийся зной.
А2. Какое синтаксическое выразительное средство использовано в следующем предложении: Он был смел, бесстрашен, беззаветно храбр.
А3. Составьте сами ГРАДАЦИЮ, продолжив ряд однородных членов:
Роса на траве была прозрачной, ………..
Оцени себя .
3 балла
4 балла
А1
5 баллов
А1, А2.
А1, А2, А3.
Итоги урока
- Я теперь знаю …, умею …
- Я должен повторить …