СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Смысловой и лингвистический анализ текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Смысловой и лингвистический анализ текста»

Тема: «Комплексный анализ текста».   С помощью слов можно передать самые прекрасные мгновения жизни. И. С. Тургенев.

Тема: «Комплексный анализ текста».

С помощью слов можно передать самые прекрасные мгновения жизни.

И. С. Тургенев.

Надо знать что такое тема  идея типы речи стили речи заголовок изобразительно-выразительные средства

Надо знать

  • что такое тема
  • идея
  • типы речи
  • стили речи
  • заголовок
  • изобразительно-выразительные средства
Зная, надо уметь тему  идею типы речи стили речи заголовок изобразительно-выразительные средства

Зная, надо уметь

  • тему
  • идею
  • типы речи
  • стили речи
  • заголовок
  • изобразительно-выразительные средства
Терминологический диктант. 1. Связное высказывание на определённую тему. 2. То, о чём говорится в тексте. 3. Главная мысль текста. 4. Тип речи, в котором что-то описывается. 5. Художественное образное определение. 6. Употребление слова в переносном значении. 7. Придание свойств живого неодушевленным предметам. 8. Обратный порядок слов в предложении.

Терминологический диктант.

  • 1. Связное высказывание на определённую тему.
  • 2. То, о чём говорится в тексте.
  • 3. Главная мысль текста.
  • 4. Тип речи, в котором что-то описывается.
  • 5. Художественное образное определение.
  • 6. Употребление слова в переносном значении.
  • 7. Придание свойств живого неодушевленным предметам.
  • 8. Обратный порядок слов в предложении.
Проверь себя . Ответы: 1.Текст. 2.Тема. 3.Идея. 4.Описание. 5.Эпитет. 6.Метафора. 7.Олицетворение. 8.Инверсия.

Проверь себя .

Ответы:

1.Текст.

2.Тема.

3.Идея.

4.Описание.

5.Эпитет.

6.Метафора.

7.Олицетворение.

8.Инверсия.

Средства выразительности. Метафора – употребление слова в переносном значении, скрытое сравнение на основе сходства двух предметов или явлений.  Эпитет – художественное, образное определение. Олицетворение – перенесение качеств живого существа на неодушевленные предметы. Сравнение – уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. Инверсия – обратный порядок слов.

Средства выразительности.

  • Метафораупотребление слова в переносном значении, скрытое сравнение на основе сходства двух предметов или явлений.
  • Эпитетхудожественное, образное определение.
  • Олицетворение – перенесение качеств живого существа на неодушевленные предметы.
  • Сравнение – уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
  • Инверсия – обратный порядок слов.
 Анализ синтаксических особенностей текста алые, потом красные, золотые потоки чистые и ясные молодого, горячего света небо светлело, холодело, синело то мигали, то исчезали

Анализ синтаксических особенностей текста

  • алые, потом красные, золотые потоки
  • чистые и ясные
  • молодого, горячего света
  • небо светлело, холодело, синело
  • то мигали, то исчезали
Градация- ряд однородных членов, расположенных в порядке усиления или ослабления признака.

Градация-

ряд однородных членов, расположенных в порядке усиления или ослабления признака.

Самостоятельная работа I уровень I  I уровень  А1: выпишите из данного предложения ГРАДАЦИЮ. III уровень  В такие дни жар бывает иногда весьма силён; но ветер раздувает, раздвигает, разгоняет накопившийся зной.    А1: выпишите из данного предложения ГРАДАЦИЮ. В такие дни жар бывает иногда весьма силён; но ветер раздувает, раздвигает, разгоняет накопившийся зной.    А1: выпишите из данного предложения ГРАДАЦИЮ. А2. Какое синтаксическое выразительное средство использовано в следующем предложении: Он был смел, бесстрашен, беззаветно храбр . В такие дни жар бывает иногда весьма силён; но ветер раздувает, раздвигает, разгоняет накопившийся зной.    А2. Какое синтаксическое выразительное средство использовано в следующем предложении: Он был смел, бесстрашен, беззаветно храбр.  А3. Составьте сами ГРАДАЦИЮ, продолжив ряд однородных членов: Роса на траве была прозрачной, ………..  

Самостоятельная работа

I уровень

I I уровень

А1: выпишите из данного предложения ГРАДАЦИЮ.

III уровень

В такие дни жар бывает иногда весьма силён; но ветер раздувает, раздвигает, разгоняет накопившийся зной.

 

А1: выпишите из данного предложения ГРАДАЦИЮ.

В такие дни жар бывает иногда весьма силён; но ветер раздувает, раздвигает, разгоняет накопившийся зной.

 

А1: выпишите из данного предложения ГРАДАЦИЮ.

А2. Какое синтаксическое выразительное средство использовано в следующем предложении: Он был смел, бесстрашен, беззаветно храбр .

В такие дни жар бывает иногда весьма силён; но ветер раздувает, раздвигает, разгоняет накопившийся зной.

 

А2. Какое синтаксическое выразительное средство использовано в следующем предложении: Он был смел, бесстрашен, беззаветно храбр.

А3. Составьте сами ГРАДАЦИЮ, продолжив ряд однородных членов:

Роса на траве была прозрачной, ………..

 

Оцени себя . 3 балла 4 балла А1 5 баллов А1, А2. А1, А2, А3.

Оцени себя .

3 балла

4 балла

А1

5 баллов

А1, А2.

А1, А2, А3.

Итоги урока Я теперь знаю …, умею … Я должен повторить …

Итоги урока

  • Я теперь знаю …, умею
  • Я должен повторить