Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» г. Арзамаса, Нижегородской области
Суханова
Ираида Анатольевна
учитель начальных классов
квалификационная категория высшая
педагогический стаж 32 года
Семья - это среда, где все мелочи, из которых состоит повседневность, формируют личность ребёнка.
Помним, в воспитании нет мелочей!
Социальное партнёрство семьи и школы
в условиях ФГОС
Влияние атмосферы, духа семьи, семейного очага,
огромно. Именно они являются главными воспитательными средствами.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
изучение работ философов Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др., которые говорили, что без единства школы и семьи, нет полноценного воспитания;
Научно-исследовательские условия:
-изучение работ отечественных педагогов XX века: ( И.Грефцовой, А.В. Гуревича, М.Н. Недведской, О.М.Потаповской, В.Харитоновой и др.) о проблеме социального партнерства);
- изучение работ ученых-психологов (А.А.Бодалев, Т.А.Маркова и др.) и ученых-педагогов (В.М.Минияров, Р.В.Овчарова и др.) по взаимодействию семьи и школы.
Методические условия :
- изучение научно-педагогических работ доцентов кафедры начального образования ГБОУ ДПО НИРО, кандидатов психологических наук И.И.Бондаревой, Т.А.Руновой о психолого-педагогических
- аспектах, методах и приемах образовательного
партнерства;
-изучение педагогического опыта коллег по вопросам
взаимодействия школы и семьи
Организационно-педагогические условия:
- участие в научно-практических семинарах и конференциях;
-выступление на ШМО учителей начальных классов,
общешкольных родительских собраниях,
на городских и областных семинарах;
Актуальность темы педагогического опыта
Исследования ученых-педагогов, психологов, социологов говорят о том, что социальное партнерство семьи и школы важно на всех этапах школьной жизни, но особую остроту и значение оно приобретает в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще тесно связан с семьей. Успешность ребенка связывается с активной позицией учителя и семьи, их тесном взаимодействии и является условием развития родительской компетентности. Несмотря на целенаправленную работу в этом направлении, ситуация в корне не улучшается. Увеличение количества детских неврозов, возникновение конфликтных ситуаций между детьми и родителями , родителями и педагогами происходит из-за непонимания части родителей своей роли в воспитании детей. Следовательно, данная проблема является актуальной и потребность ее решения велика.
Противоречия:
- между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и семейное воспитание, «противостояния» части родителей школьным требованиям;
- между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и отсутствием опоры на практические наработки;
- между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей;
- между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания и снижением уровня родительской ответственности в сфере воспитания .
Теоретическое обоснование
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
В.А.Сухомлинский
Научной базой для экспериментальной деятельности в данном направлении являются:
- идеи ведущих педагогов ГБОУ ДПО НИРО, доцентов кафедры начального образования, кандидатов психологических наук И.И.Бондаревой, Т.А.Руновой;
- нормативные документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. №90/30-16);
- «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях». Письмо Министерства образования Российской Федерации от 22.07.2002 г. №51-547/16;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Федеральный государственный образовательный стандарт о взаимодействии семьи и школы
«В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников учебно-воспитательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образови развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании ательной программы начального общего образования, проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».
Социальное партнерство это:
- организуемое школой добровольные и
взаимовыгодные отношения;
- взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения;
- тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижения консенсуса, оптимизацию отношений;
- специфический тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, направленный на достижение общих целей и ценностей, характеризующийся доверием, взаимоподдержкой, добровольностью, взаимовыгодностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития
Цели и задачи педагогической деятельности
Цель : создать условия для повышения уровня взаимодействия семьи и школы .
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по выбранной теме.
2.Определить и внедрить в практику наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями.
3. Включение родителей в совместную со школой воспитательную деятельность.
4.Создать методическую копилку президентских недель, включающую инновационные формы взаимодействия с родителями.
4. Доказать эффективность проделанной работы.
Ведущая педагогическая идея
Создание необходимых условий, содействующих активному взаимодействию школы и семьи в процессе урочной и внеурочной деятельности для успешного воспитания ребенка, развития его творческих способностей, хорошей успеваемости и уверенности в «завтрашнем дне».
База исследования: Обучающиеся 1, 2, 3,4 «а» класса МБОУ «Лицей» г. Арзамаса, где обучение ведётся по УМК «Перспектива».
Новизна:
- внедрение в практику наиболее эффективных форм сотрудничества с родителями;
- создание методической копилки президентских недель родительских собраний с 1 по 4 класс, включающую инновационные формы взаимодействия с родителями.
Ожидаемые результаты:
- - открытость и доверительное отношение с детьми и педагогами;
- - способность к совместному контролю и координированию действий в развитии и образовании ребёнка;
- - улучшение детско-родительских отношений;
- - вовлеченность родителей в жизнь класса и школы.
Деятельностный аспект личного вклада
педагога в развитие образования
Направления деятельности
Педагогическое
просвещение
родителей
Вовлечение
Участие
родителей в учебно-
воспитательный
родителей в
управлении
процесс
школой
- практическая
- практическая
деятельность –
включение родителей
родительские
в образовательный
родительский
конференции;
процесс (мероприятия,
комитет;
праздники, конкурсы,
классные
мероприятия;
экскурсии и т.д .);
родительские
комитеты;
- совместные творческие
- совместные творческие
дела и проекты.
тематические
профилактики;
консультации;
школы и семьи.
Консультации
Формы сотрудничества семьи и школы
Родительские собрания
Президентские недели
Встречи с администрацией, учителями
Беседы
Родительский лекторий
Совместная познавательная деятельность
Дни открытых дверей
Выполнение индивидуальных поручений
Взаимодей-ствие с родительским комитетом
Совместный поиск решения проблем
Совершенствование форм родительского всеобуча. Апробация новых воспитательных технологий.
(например: «Привычки положительные и отрицательные» (проблема самооценки)).
(например: «Воспитание в семье и школе»
(проблема нравственного воспитания детей в семье)).
(например: «Карманные деньги: за и против»
(проблема денежных отношений)).
(например: «Если ребёнок проявляет агрессию»).
Планирование взаимодействия семьи и школы
КОМПОНЕНТЫ
информационный
преобразующий
практико-корректирующий
реализация учебно-воспитательного плана;
апробация и коррекция полученного результата; диагностика и трансляция
сбор информации из разных источников, изучение литературы, проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, диагностика , опрос, тестирование)
совместное составление и утверждение плана работы на год с включением родителей в проведение президентских недель, классных часов, праздников, школьных мероприятиях, родительских собраний. родительского комитета
Взаимодействие
единство цели, диалог, взаимоуважение и взаимодополнение, доверие, сотворчество в воспитании, содружество
Социализация:
«Я в обществе»
Самореализация:
«Я – успешная личность»
Учитель
Родители
стимул к дальнейшей творческой деятельности, решению главной педагогической задачи: индивидуальный подход к ребенку
активная педагогическая позиция, родительская компетентность
Результаты работы взаимодействия с родителями
Активизация родительского потенциала
Стимул к саморазвитию и самосовершенствованию
Улучшение детско-родительских отношений в и микроклимата в семье
Заинтересованность в совместной работе семьи и школы (в том числе и по преодолению трудностей)
Положительная динамика учебно-воспитательного процесса
Высокая степень удовлетворенности родителей
образовательными услугами школы
и работой педагогов
Список литературы .
1 .Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
2 .Закон Российской Федерации «Об образовании»: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 21.12.2012
3. Амонашвили Ш.А. Единство целей. - М.: Просвещение, 1987.
4. Бондарева И.И., Рунова Т.А. Учитель и родитель: психолого – педагогические аспекты образовательного партнерства .- Нижний Новгород, 2016.
5. Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. - М., 1989.
6. Овчарова Р.В. «Психология родительства». - М.,: Академия, 2005.
7. Планируемые результаты начального образования. - Под редакцией Ковалевой Г.С. - М.,: Просвещение 2011.
8. Рябова А.Е. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? -Начальная школа, 2001.
9. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. - М. -1987.
10. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика.- М. -1977.
11 Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М. -2005.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
13. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997.
14. http://festival.1september.ru/ - педагогический форум Фестиваль педагогических идей «открытый урок»
Проводимые для Динамика роста активности родителей мероприятия родителей
Родительские собрания
Участие в классных мероприятиях
Участие в общешкольных мероприятиях
Вовлеченность родителей Взаимодействие педагога в жизнь класса и родителей в учебной деятельности
на «5»
на «4»
на «3»
Родители –
Родители –
лидеры
Родители –
исполнители
наблюдатели
Результативность педагогической деятельности
Результативность выражена в положительной динамике роста участия родителей в жизни класса и лицея;
- открытость и доверительное отношение с детьми и педагогами;
- способность взаимодействовать в учебной деятельности и умение координировать действий в развитии и образовании ребёнка;
- улучшение отношений между
детьми и родителями;
Фото Полины с мамой
Результативность педагогической деятельности Динамика качества Мониторинг уровня успеваемости воспитанности
успеваемость
уровень обученности
Транслируемость педагогического опыта
Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание
Историческое воспитание .
Политико-правовое воспитание
Патриотическое воспитание
Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание.
Уроки творчества. Театрализация
Экологическое воспитание
МУЗЕИ
БИБЛИОТЕКИ
Семейные праздники
СОВМЕСТНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ( проектная и исследовательская
Президентские недели
МАСТЕР-КЛАССЫ
ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ
Н.А. Чекушина –
мастер по росписи, с. Н.Усад
Т.И. Кривова –
мастерица мочальных кукол
Художник И.М. Зотов
В.А.Муравин –
с. Хватовка, участник ВОВ
гончар ,с. Мотовилово
Праздники
МУЗЕЙНЫЕ УРОКИ
БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ