Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37»
Консультация «Современные образовательные технологии в ДОУ»
Подготовила:
Воспитатель общеразвивающей группы
Суркова М.В.
п. Первомайский, 2018 г.
ТЕХНОЛОГИЯ - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ»;
- технологии предметно – развивающей среды.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях
- информационном,
- психологическом,
- биоэнергетическом.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
- от типа дошкольного учреждения,
- от продолжительности пребывания в нем детей,
- от программы, по которой работают педагоги,
- конкретных условий ДОУ,
- профессиональной компетентности педагога,
- показателей здоровья детей.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
- подвижные и спортивные игры
- закаливающие мероприятия, дорожка здоровья, тренажеры
- стретчинг
- ритмопластика
- релаксация
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- утренняя гимнастика
- физкультурные занятия
- бассейн
- массаж, самомассаж
- спортивные развлечения, праздники
- день здоровья
- игротренинги и игротерапия
- занятия из серии «Здоровье»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Коррекционные технологии:
- ЛФК
- арттерапия
- технологии музыкального воздействия
- сказкотерапия
- технология воздействия цветом
- психогимнастика
- фонетическая ритмика
Оснащение уголка здоровья
1.«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса
2.Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
3.Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
4.Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.
5.Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками.
6.Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.
7.Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Проектная деятельность дошкольников может быть
- Познавательно-исследовательского характера
- Игрового характера
- Творческого характера
По продолжительности:
- Краткосрочные проекты (1 неделя – полгода)
- Долгосрочные проекты (полгода – несколько лет)
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Технология «ТРИЗ»
Целью использования данной технологии в детском саду является:
- развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
- с другой – поисковой активности, стремления к новизне;
- речи и творческого воображения.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
- диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
- рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА
Классификация по И. Руденко
- Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
- Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
- Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
- Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
- Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
- Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
- Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
- Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
- творчески думающим,
- владеющим современными технологиями образования,
- приемами психолого-педагогической диагностики,
- способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
- умением прогнозировать свой конечный результат.
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Построение предметно-развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Среда должна выполнять:
- образовательную,
- развивающую,
- воспитывающую,
- стимулирующую,
- организационную,
- коммуникативную функции.
Но самое ГЛАВНОЕ - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. (Чарльз Диккенс)
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Творческих вам успехов!