Современные педагогические технологии на уроках музыки
Модуль технологии
цель –
средства –
правила их использования –
результат
Понятие «педагогическая технология»
- Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
- Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
- Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
- Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
- Педагогическая технология – системная совокупность и порядок формирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.- (М.В. Кларин).
- Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).
- Педагогическая технология – упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного, планируемого результата. Педагогическую технологию характеризуют два момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебно-воспитательного процесса. (В.А. Монахов).
Педагогическая технология
это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Образовательная технология
это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам процесса.
Особенности педагогической технологии
Каждому технологическому звену, системе, цепочке, приёму нужно найти своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе.
Любая педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и воспитанников. Активность детей проявляется в возрастающей самостоятельности, в осуществлении на основе технологического инструментария взаимообучения, в технологическом творчестве. Огромное значение в активизации деятельности воспитанников в технологическом процессе имеют психологическая установка на глубокое освоение материала, введение элементов игры (игровая технология), а также постановка перспектив опережающего характера.
В чём же разница между понятиями «педагогическая технология», «средства обучения, методы обучения»?
Методическая система отвечает на вопросы: как учить? зачем учить? чему учить?
Педагогическая технология отвечает на вопрос:
как учить результативно?
Педагогическая технология
это хорошо спроектированная, целенаправленная деятельность, представляющая ряд логически построенных учебных этапов с применением ряда точно обозначенных приёмов, когда для каждого этапа предполагается определённый результат, который может быть быстро выявлен.
Технология обучения является составляющей и педагогической и образовательной технологии.
Образовательная технология включает в себя в
качестве дидактической основы – методы обучения.
Педагогическая техника предполагает рассматривать
средства обучения и педагогические приемы.
Технология проектирования
направлена на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применит в практической деятельности. Это форма поисковой деятельности. Участие в проектной деятельности помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные и нравственные качества. Формы организации:
- работа в группах, парах;
- социально-активные методы (метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод рефлексивной деятельности, метод наблюдения, сравнения);
- беседы, дискуссии
Интерактивные технологии
Решает несколько задач: познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную. Внедрение интерактивной технологии позволяет воспитателю получить опыт активного освоения деятельностью с взаимодействием с окружением ,развивать творческий потенциал, развивать толерантность, сформировать целостно-ориентированное единство группы, принять нравственные нормы и правила совместной деятельности, развить способность разрешать конфликт, способность к компромиссам .
Формы организации:
- эвристические беседы, презентации, дискуссии,
- метод «деловых игр», метод «круглый стол»,
- конкурсы практических работ с их обсуждением,
- коллективное решение творческих задач, обсуждение видеозаписей.
Здоровьезберегающие технологии
Формы организации:
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- музыкально-дыхательные тренинги;
- динамические паузы;
- релаксация;
- арттерапия;
- сказкотерапия;
- музыкотерапия;
- цветотерапия;
- звукотерапия;
Социоигровые технологии
Игра как основная форма организации жизни детей позволяет: - выявлять знания, умения, навыки самопознания в процессе игры; - формировать коммуникативную культуру детей; - формировать у детей представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире; - обучать детей владению, анализу и оценке поведения с точки зрения принятых в обществе эталонов и образцов; - развивать умение чувствовать и понимать другого; - повышать самооценки детей, их уверенности в себе; - воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого; - развивать творческие способности и воображение, индивидуальное самовыражение детей; - развивать любознательность, наблюдательность.
Формы организации:
- подвижные, дидактические игры, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, режиссерские ;
- коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги;
- - сказкотерапия;
- метод создания проблемных ситуаций;
- самопрезентация.
Управленческие технологии
Формы организации:
- работа органов самоуправления;
- коллективные и индивидуальные формы организационно-методической работы;
- мониторинг (оценка состояния), методики исследования.
Спасибо за внимание!