Современные технологии преподавания музыки
в школе.
Технология включает в себя такую деятельность педагога, которая последовательна в наборе действий. Технология- это методы и приёмы обучения.
(2) Основой технологии служит чёткое определение цели, если цель определена очень точно (промежуточная и конечная) это позволяет разработать объективные методы контроля её достижения.
Существенной составляющей педагогической технологией являются методы обучения
(способы организации познавательной деятельности учащихся)
(3) Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируются на интеграции музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, кино, театром. Интеграция искусств на уроке музыки дает возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств. При этом категория «художественный образ» должна рассматриваться как общая платформа для взаимодействия искусства в процессе музыкальных занятий. Следует подчеркнуть, что в процессе интеграции искусств на музыкальных занятиях доминирующая роль должна принадлежать музыке.
(4) Технология развития певческой культуры учащихся- Цель достигается решением трёх ведущих взаимосвязанных задач:
Первая задача - обучающая: побуждение активного стремления к усвоению знаний, приобретению умений и навыков управления своим голосом, уметь сохранять его качество.
Вторая задача развивающая: развитие чувства уверенности в своих способностях к пению.
Третья задача воспитательная: формирование художественного вкуса.
(5) Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся недостаточно полно используются в практике преподавания музыки. Среди них: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музыцирования на духовых инструментах (сопилки, свистульки, народные инструменты), развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, мимическая, пальчиковая гимнастика) и др. Необходимо в процессе музыкальных занятий увеличить удельный вес восприятия и исполнения классической музыки для создания комфортной звуковой среды для музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.
(6) Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников необходимо использовать в целях выявления: степени эмоционального восприятие явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию; осознанного отношение к изучаемым произведениям через систему усвоение основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка; представлений школьников о духовных ценностях музыкального искусства; становления индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества; «воспроизведения» полученных знаний, практических умений и навыков, приобретенных нравственных установок в процессе учебной работы, повседневной жизни, адаптации к социокультурным условиям, в творческой деятельности. , игровая технология.
(7) Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие детей, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музыцирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные). Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений
Учитель музыки, используя данную методику анализа музыкального сочинения, должен учитывать, что в этот процесс необходимо включать выявление: жанровых признаков (песня, танец, марш – по Д.Б. Кабалевскому);
признаков стиля (народная – композиторская, старинная – современная, русская – зарубежная музыка);
опыт слежения за развитием интонации (интонация – тема – музыкальный образ – музыкальная драматургия);
опыт восприятия знакомых интонаций в новых ситуациях;
осознание смысла интонации в содержании произведения
(8) Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально-практической деятельности, имеющие социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и итогового контроля за усвоением учебного материала. Публичная защита проекта может приобретать значение подлинно художественного события в школьной жизни.(творчески е домашние задания)
(9) При этом использование компьютерных технологий (например, пение под фонограмму) не должно заменять живого звучания детских голосов.
Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать информационные технологии – аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации.
В логической цепочке «музыка – учитель – дети» педагог-музыкант должен принять на себя роль мудрого посредника между ребенком и музыкой. Пусть девизом каждого педагога-музыканта, работающего с детьми, станут слова Д.Б. Кабалевского: «Музыка учит людей понимать друг друга».
(10)