Современный урок как основа эффективного и качественного образования.
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Учитель технологии Ерохина О.А.
Характеристика современного урока.
- на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия
- на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества
- на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!
Современный урок
Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
Структура современного урока
В ходе современного урока ученики должны:
- самостоятельно и критически мыслить;
- видеть и формировать проблему;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе;
- овладевать навыками ИКТ-технологий.
Взаимодействие
«Да» или «Нет»
- Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю. Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть. Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться. Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции. Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо. Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место. Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
- Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
- Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
- Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
- Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
- Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
- Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
- Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Нетрадиционные формы урока
Ролевые игры;
Урок -путешествие;
Урок -спектакль;
Круглый стол или конференция;
Смотр знаний;
Урок -состязание;
Урок фантазирования;
Пресс -конференция;
Урок -игра;
Урок взаимообучения;
Деловая игра;
Урок -зачет;
урок открытых мыслей;
Урок -восхождение;
Урок взаимообучения;
Урок -соревнование;
Урок -викторина;
Урок -диалог;
Аукцион знаний;
Мозговая атака;
Урок -дебаты;
Урок -брифинг;
Урок - исследование
Урок - экскурсия
Анкета Стиль преподавания
- 1. Если класс не приведен в порядок
1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание
3) не могу начать урок
- 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да
- 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) предлагает простор для творчеств
2)Не вмешивается в мою работу
3)Дает четкие указания
- 4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда
- 5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой
- 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
- 7. По- моему в школьном коллективе важнее всего
1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина
- 8. Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика
1) нет , это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает
- 9. Непредвиденные ситуации на уроках
1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу
- 10. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1) нет 2) когда как 3) не знаю
Стиль преподавания
Демократический:
Учитель предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия : побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
Попустительский:
Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся . Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
Авторитарный:
Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Что же такое качество образования?
Качество образования – это не только
РЕЗУЛЬТАТ и УСЛОВИЕ, но и ПРОЦЕСС.
Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока : его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования.
Приём «Учебного мозгового штурма»
Цель: развитие творческого мышления
Порядок проведения мозгового штурма в группе:
- Разделить детей на две группы. Одна группа - "генераторы идей", другая группа - "проницательные аналитики" или "эксперты".
- Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп.
- Поставить обеим группам задачу.
- Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать!
Приём «Да-нетки»
Цель: поставить учащихся в активную позицию.
Формируемые УУД:
- умение связывать разрозненные факты в единую картину;
- умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
- умение слушать и слышать друг друга.
Игровой приём
Роли:
- заказчик,
- закройщик,
- модельер,
- контролёр
Активные приемы
- «Жокей и лошадь»
- «Реклама»
- «Телеграмма»
- «Лови ошибку»
- «Корзина идей, понятий»
- «До – после»
- «Урок без темы»
- «Цветовой индекс »
Побуждающие приёмы
- пожелания друг другу;
- положительный настрой;
- подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке;
- девиз, эпиграф;
- знакомство с планом урока;
- притча;
- проблемный вопрос;
- рассказ о реальных событиях.
Приёмы, используемые в проектной деятельности
Разработка идеи
- Прием «Банк идей».
- Приём «Нелогичные связи».
- Приём «Источник вдохновения».
Изготовление изделия
Испытание и оценка