СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Способы связи предложений в тексте. "Данное" и "новое". 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Способы связи предложений в тексте. "Данное" и "новое". 6 класс»

Задание 1 А) Чем выше луна, тем приливы сильнее. (С. Сахарнов) В) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь. С) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)  Вопросы для беседы : - Что из предложенных примеров является текстом? Почему?

Задание 1

А) Чем выше луна, тем приливы сильнее. (С. Сахарнов)

В) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь.

С) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)

  • Вопросы для беседы :
  • - Что из предложенных примеров является текстом? Почему?
Текст – это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу. - наличие группы предложений;  - смысловая связность;  - единство темы, предмета речи;  - наличие основной мысли и ее развитие;  - структурная связность.
  • Текст – это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

- наличие группы предложений; - смысловая связность; - единство темы, предмета речи; - наличие основной мысли и ее развитие; - структурная связность.

Способы связи предложений в тексте

Способы связи предложений в тексте

Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» — в развитии мысли в тексте.    «Новое» в предложении содержит основное сообщение. «Новое» выделяется логическим ударением и обычно находится в конце предложения. «Данное» служит для связи предложений в тексте. В нем повторяется какая-либо часть предыдущего высказывания, и с него обычно начинается следующее предложение.       Упражнение 265.

Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» — в развитии мысли в тексте. «Новое» в предложении содержит основное сообщение. «Новое» выделяется логическим ударением и обычно находится в конце предложения. «Данное» служит для связи предложений в тексте. В нем повторяется какая-либо часть предыдущего высказывания, и с него обычно начинается следующее предложение.

Упражнение 265.

Последовательная связь предложений в тексте- «данным» следующего предложения является «новое» предыдущего. Параллельная связь предложений в тексте – во всех предложениях текста повторяется одно и то же «данное» Анализ упр. 267,268
  • Последовательная связь предложений в тексте- «данным» следующего предложения является «новое» предыдущего.
  • Параллельная связь предложений в тексте – во всех предложениях текста повторяется одно и то же «данное»

Анализ упр. 267,268

Последовательная связь 1.…Н ↓  2. Д…Н ↓ 3.Д…Н СХЕМЫ Параллельная связь 1 . Д…Н ↓   2.Д…Н ↓ 3 .Д…Н

Последовательная связь

1.…Н

2. Д…Н

3.Д…Н

СХЕМЫ

Параллельная связь

1 . Д…Н

2.Д…Н

3 .Д…Н

Определите автора и произведение. Подчеркните грамматическую основу во всех предложениях. Начертите схему текста, определите способ связи предложений.   Задание 2 Почти всю ночь не спал Жилин. (…). Видит – в щелке светиться стало. Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть. Видна ему из щелки дорога – под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее…

Определите автора и произведение. Подчеркните грамматическую основу во всех предложениях. Начертите схему текста, определите способ связи предложений.

Задание 2

Почти всю ночь не спал Жилин. (…). Видит – в щелке светиться стало. Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть. Видна ему из щелки дорога – под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее…

Определить тему стихотворения и его основную мысль. Подчеркнуть грамматические основы, определить способ связи предложений в тексте. Зима недаром злится,  Прошла ее пора –  Весна в окно стучится  И гонит со двора.  И все засуетилось,  Все нудит Зиму вон –  И жаворонки в небе  Уж подняли трезвон. Ф. И. Тютчев

Определить тему стихотворения и его основную мысль. Подчеркнуть грамматические основы, определить способ связи предложений в тексте.

Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.

Ф. И. Тютчев

 Определить способ связи предложений в тексте 1)Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик…”. 2) На иллюстрации изображен Буратино . 3) Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик.   В качестве средств связи предложений в тексте слов могут выступать местоимения, наречия, синонимы, повторяющиеся слова .

Определить способ связи предложений в тексте

  • 1)Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик…”. 2) На иллюстрации изображен Буратино . 3) Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик. В качестве средств связи предложений в тексте слов могут выступать местоимения, наречия, синонимы, повторяющиеся слова .
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите средства связи (сцепляющие слова) в тексте. А. Да это белка! Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверёк. В. Как она очутилась в городе? Г. В городе Орле рабочие пилили толстые брёвна на доски. Средства связи: брёвна – бревно (повторяющиеся слова), рыжий зверёк – белка (синонимы), белка – она (местоимения).

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите средства связи (сцепляющие слова) в тексте.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверёк.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые брёвна на доски.

Средства связи: брёвна – бревно (повторяющиеся слова), рыжий зверёк – белка (синонимы), белка – она (местоимения).

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.   «Данное» остается тем же. Определить средства связи, способ

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. «Данное» остается тем же.

Определить средства связи, способ

Докажите, что это текст. Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте.   Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев.  Белые обл…чка бр…дили в голубом небе.  Утро было свежее, чистое.  А ласковое со…нце д…рило т…плоту и вселяло надежду на будущее.

Докажите, что это текст. Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте.

Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев. Белые обл…чка бр…дили в голубом небе. Утро было свежее, чистое. А ласковое со…нце д…рило т…плоту и вселяло надежду на будущее.

№ 270, параграф 25 Домашнее задание
  • № 270, параграф 25

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя