Учреждение образования «Березовский государственный профессиональный лицей строителей»
ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ:
«СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА»
КВАЛИФИКАЦИИ
«КАМЕНЩИК»
Автор: Л.Н. Мшар
ТЕМА: СУЩНОСТЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ
1. Задачи стандартизации
2. Виды стандартов
3. Ответственность предприятий за выпуск продукции, не соответствующей требованиям стандартов
4. Метрологическая служба
1. ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Стандартизация – это деятельность по установлению и применению стандартов, норм, правил и характеристик.
ЦЕЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Целью стандартизации является обеспечение:
- Защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; Повышения конкурентноспособности продукции (услуг); Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; Единства измерений; Национальной безопасности; Устранения технических барьеров в торговле; Экономии ресурсов, снижения энерго- и материалоемкости продукции, работ и услуг.
- Защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
- Повышения конкурентноспособности продукции (услуг);
- Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- Единства измерений;
- Национальной безопасности;
- Устранения технических барьеров в торговле;
- Экономии ресурсов, снижения энерго- и материалоемкости продукции, работ и услуг.
2. ВИДЫ СТАНДАРТОВ
Стандарты – технические нормативные правовые акты.
Виды стандартов:
- Международный (ИСО) Межгосударственный (ГОСТ) Государственный (СТБ) Стандарт организации – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
- Международный (ИСО)
- Межгосударственный (ГОСТ)
- Государственный (СТБ)
- Стандарт организации – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ
Международный (ИСО) – стандарт, утвержденный международной организацией по стандартизации
- Международный (ИСО) – стандарт, утвержденный международной организацией по стандартизации
Знак для территории ЕС
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Межгосударственный (ГОСТ) – стандарт, утвержденный межгосударственной организацией по стандартизации
- Межгосударственный (ГОСТ) – стандарт, утвержденный межгосударственной организацией по стандартизации
Знак качества СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Государственный (СТБ) – стандарт, утвержденный Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства РБ
- Государственный (СТБ) – стандарт, утвержденный Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства РБ
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
Стандарт организации – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
- Стандарт организации – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Знак состоит из логотипа и номера-кода сертифицирующей организации
ЗНАКИ СООТВЕТСТВИЯ
Знак соответствия, применяемый в Системе сертификации ГОСТ Р Россия
УкрСЕПРО Украина
B-mark
PCBC S.A. (Polskie Centrum Badán i Certyfikacji S.A.) Польша
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА
- Требования к продукции
- Требования к процессам ее разработки
- Требования к производству
- Требования к эксплуатации
- Требования к хранению
- Требования к перевозке
- Требования к реализации и утилизации или оказанию услуг
- Требования к правилам приемки и методикам контроля продукции
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТОВ
Применяются следующие меры правового воздействия:
- Лишение предприятия права применять сертификат соответствия;
- Запрещение передачи заказчику (в производство) и применения конструкторской и технологической документации;
- Запрещение выпуска, реализации, транспортирования, хранения и использования продукции;
- Введение особого режима приемки готовой продукции в случае систематического нарушения стандартов;
- Выдача предписания об устранении нарушений стандартов;
- Выдача предписаний о применении экономических санкций.
4. МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Метрология – наука об измерениях физических величин, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТРОЛОГИИ:
- установление единиц физических величин, государственных эталонов и образцовых средств измерений;
- разработка теории, методов и средств измерений и контроля;
- обеспечение единства измерений и единообразных средств измерений;
- разработка методов оценки погрешностей, состояния средств измерения и контроля;
- передача размеров единиц от эталонов или образцовых средств измерений рабочим средствам измерений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
1. Сформулируйте определение стандартизации?
2. Назовите основные задачи стандартизации?
3. Перечислите виды стандартов?
4. Дайте определение стандарта СТБ?
5. Кем утверждается СТБ в области строительства?
6. Кем утверждается стандарт организации?
7. Назовите виды ответственности предприятий за выпуск продукции, не соответствующей требованиям стандартов?
8. Сформулируйте назначение метрологической службы?
Рефлексия «Цветопись»
Я не очень понимал,
о чем идет речь.
Пользы от урока
я получил мало.
Мне это не очень
нужно.
Урок был
интересный,
Я принимал в нем
посильное участие.
Кое с чем сумел
справиться сам.
Урок для меня
прошел с пользой,
я хорошо поработал.
Я понимал все, что
говорилось и
делалось на уроке.
ТЕМА: СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
1. Термины и определения в области качества
2. Стандартизация показателей качества
3. Формы и методы контроля качества
4. Аттестация качества продукции
1.ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
- Качество продукции
- Уровень качества продукции
- Сертификация продукции
Качество продукции
Качество продукции – это совокупность свойств, отличающих ее от аналогичной по назначению продукции и позволяющих наилучшим образом удовлетворять личные и производственные потребности.
УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Уровень качества продукции – характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ
Сертификация продукции - это проводимая уполномоченными государством организациями работа, цель которой – установить, соответствует ли произведенная продукция требованиям конкретных стандартов.
2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
К основным показателям качества продукции относят:
- Безопасность для здоровья
- Безопасность для окружающей среды
- Надежность
- Удобство в эксплуатации
- Эстетический вид
- Транспортабельность
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Показатель, характеризующий отсутствие вредных для здоровья свойств и веществ
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Показатель, характеризующий степень негативного воздействия отходов потребления данной продукции на природу
Камин на биотопливе
НАДЕЖНОСТЬ
Свойство продукции, которое состоит в способности функционировать
без поломок
УДОБСТВО В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Свойство, позволяющее пользоваться продукцией без причинения
неудобств
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВИД
Привлекательный, красивый
вид продукции
ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТЬ
Удобство для перевозки продукции
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
Систематическая оценка качества продукции необходима для проведения мер по ее повышению, для аттестации качества или снятия продукции с производства. Для оценки уровня качества продукции применяют методы:
- Дифференциальный метод заключается в раздельном сопоставлении единичных показателей качества рассматриваемого изделия с аналогичными базовыми показателями
- Комплексный контроль позволяет оценивать годность деталей одновременно по нескольким параметрам.
4. АТТЕСТАЦИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Аттестация обычно проводится уполномоченными государственными органами или представители крупных покупателей. Во время аттестации производится оценка качества технологии производства продукции на ее соответствие стандартам. Документ, выдаваемый в результате аттестации системы управления качеством, подтверждает ее соответствие этим стандартам и называется сертификатом соответствия .
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
1. Раскройте сущность понятия «качество продукции»?
2. Перечислите показатели качества?
3. Объясните содержание показателя «надежность»?
4. Объясните содержание показателя «удобство в эксплуатации»?
5. Назовите методы оценки уровня качества продукции?
6. Назовите документ, выдаваемый в результате аттестации системы управления качеством и подтверждающий соответствие продукции стандартам?
РЕФЛЕКСИЯ
« МИНУТЫ МОЕЙ ЖИЗНИ»
Очередные 45 мин моей драгоценной жизни:
- Не пропали даром
- Принесли мне пользу
- Потеряны безвозвратно