Урок русского языка в 7 классе
D
Учитель русского языка литературы:
Пономаренко Светлана Яковлевна
средней ощеобразовательной школы №5
имени Ч. Айтматова г. Балыкчы
Цель урока :познакомить с образованием и написанием страдательных причастий прошедшего времени. Формировать умения и навыки правильного написания суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.
Прививать интерес к изучению русского языка.
- Давайте вспомним, что такое причастие?
- Как изменяются причастия?
- Какова синтаксическая роль причастий?
- Образование и правописание каких причастий вы уже изучили?
Девятнадцатое октября.
Классная работа.
Задание: от глаголов, данных в скобках, образуйте и запишите:
1ряд – ДПНВ(думать,бегать,смотреть);
2ряд - ДППВ (играть, нести, строить);
3ряд – СПНВ (видеть, читать, ведут).
В причастиях выделите суффиксы.
ДПНВ
(-ущ-, ющ-;
ДППВ
думающий
(-вш-, -ш-)
игравший
СПНВ
-ащ-, -ящ-)
бегающий
(-ем-,-ом;
видимый
нёсший
смотрящий
им)
читаемый
строивший
ведомый
ДПНВ
(-ущ-, ющ-;
ДППВ
думающий
(-вш-, -ш-)
игравший
СПНВ
-ащ-, -ящ-)
бегающий
(-ем-,-ом;
видимый
нёсший
смотрящий
им)
читаемый
строивший
ведомый
Страдательные причастия
прошедшего времени.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –НН-, -ЕНН-(-ЁНН-) и –Т-.
При помощи суффикса –НН- причастия образуются от основ глаголов на –ать(-ять): прочитАТЬ - прочитаННый. При помощи суффикса –ЕНН- образуются причастия от глаголов на –ИТЬ: осветИТЬ - освещЁННый и от глаголов с основой на согласный : заплести - заплетЁННЫЙ.
страдательное причастие прошедшего времени
основа неопределённой формы
+ суффикс
на а/я +
на согл./и+
суффикс – нн-
суффикс – енн-
- т-
нарисова нн ый
унес енн ый
разби т ый
выуч енн ый (- и )
Переходные глаголы совершенного и несовершенного вида
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
прочита ть
Страдательные причастия прошедшего времени
чита ть
построи ть
-нн-
прочита нн ый
увиде ть
реши ть
-енн- (-ённ-)
поня ть
чита нн ый
принес ти
постро енн ый
сжа ть
-т-
увиде нн ый
реш ённ ый
поня т ый
принес ённ ый
сжа т ый
- Приведённый - доведенный до какого-нибудь результата: привести – огласить, напомнить (цитату), привести кого (что) во что: привести в исполнение, в хорошее настроение, в действие.
- Переведённый – перемещенный из одного места в другое; переданный средством другого языка; истребленный, израсходованный полностью.
Лексическая работа
Тренировочные упражнения
От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте их суффиксы.
Выкачать, развеять, замешать, замесить, расклеить, развешать, развесить, подсушить, взвесить, увлечь, обнажить, обидеть, сбить, подвезти, бросить, осветить, надеть .
Игра «Корректор». Исправьте предложения.
Попугай, назначивший
Повесть, поливаемая
даме свидание ,
садовником, известна всем.
оказался говорящим.
Ухажёр, гонимый ветром,
не пришёл на встречу.
Дети, купленные
в зоомагазине, станут
грамотнее.
Тучи, редактируемые
корректором, обещали
дождь.
Цветы, обучаемые
на уроке, красивы.
Тучи,
гонимые ветром,
обещали дождь.
Повесть,
Попугай,
купленный в зоомагазине ,
редактируемая корректором
оказался говорящим.
известна всем.
Цветы,
Ухажёр ,
поливаемые садовником,
назначивший даме свидание ,
не пришёл на встречу.
красивы.
Дети,
обучаемые на уроке,
станут грамотнее.
Игра «Корректор». Исправьте предложения.
(Проверяем)
1.Какое из данных слов является причастием?
А) длинный Б) пустынный В) отправленный Г) деревянный
2. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?
а) Человек услышавший шорох насторожился. б) Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки. в) От оттаявшей земли поднимался пар. г) Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз.
3 . В суффиксах каких страдательных причастий пишется е ?
а) Слыш_мого; б) вид_мый; в) огражда_мый; г) оберега_мый; д) движ_мый.
4.. В каком из данных причастий суффиксы – ущ- --ющ?
А) стро…щий Б) пиш…щий В) став…щий
Г) люб…щий
Тест
1) в
2) а
3) в, г
4) б
Ответы теста.
Цифровой диктант
1 - действительное причастие
2 - страдательное причастие
Сеющий дождь, управляемый по радио, плохо видимый предмет, лечащий врач, рокочущая вдали, мучимый сомнениями, найденный солдатский медальон, асфальтированная дорога, пролиставший книгу, оберегаемая школьниками, согретые костром, увиденные нами.
Рефлексия.
- Возможно ли образование страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида? Привести примеры, записать их в тетрадь.
- С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени от основ глаголов на –АТЬ- (-ЯТЬ-)?
- С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени от основ глаголов на –ИТЬ-?
-Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени, образованных с помощью суффикса –Т-?
-Почему глаголы на –ЕТЬ- и -ИТЬ- образуют страдательные причастия прошедшего времени одинаково, с помощью суффикса –ЕНН-?
Домашнее задание Повторять да учить – ум точить. § 21 Упражнение 80, 81 Стр. 35, 36
Спасибо за работу на уроке!