СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Технология критического мышления"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Технология критического мышления"»

Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы  Учитель русского языка и литературы, Бачурина Н.И.

Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы,

Бачурина Н.И.

 ЧТО ТАКОЕ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»?   Критическое мышление  - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.

ЧТО ТАКОЕ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»?

Критическое мышление  - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.

  Дэвид Клустер предлагает пять пунктов:   Во-первых , критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления, ведь чтобы прийти к какой-то мысли, надо переработать множество фактов, идей, текстов, то есть информации. В-третьих , критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное .  Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Дэвид Клустер предлагает пять пунктов:

  • Во-первых , критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления, ведь чтобы прийти к какой-то мысли, надо переработать множество фактов, идей, текстов, то есть информации.
  • В-третьих , критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  • В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
  • В-пятых, критическое мышление есть мышление социальноеКогда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Д. Халперн выделяет необходимые качества: 1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли — признак уверенности. 2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока не обладаешь разнообразной информацией. 3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в обучении.

Д. Халперн выделяет необходимые качества:

  • 1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли — признак уверенности.
  • 2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока не обладаешь разнообразной информацией.
  • 3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в обучении.
4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает правильные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения. 5. Осознание. Очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений. 6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
  • 4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает правильные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  • 5. Осознание. Очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  • 6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

 СТРУКТУРА  ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ   Структура технологии развития критического мышления разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом. Технология развития критического мышления базируется на трёх китах : 1. Структура урока (трёхфазовая базовая модель). 2. Приёмы (табличные, графические, творческие, работа с текстом, работа с вопросами, прочие). 3. Принципы (организация урока, роль учителя и ученика, прочие).

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Структура технологии развития критического мышления разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом.
  • Технология развития критического мышления базируется на трёх китах :
  • 1. Структура урока (трёхфазовая базовая модель).
  • 2. Приёмы (табличные, графические, творческие, работа с текстом, работа с вопросами, прочие).
  • 3. Принципы (организация урока, роль учителя и ученика, прочие).
СТАДИИ УРОКА: ВЫЗОВ ( Задает тон урока ) ОСМЫСЛЕНИЕ ( Соотнесение старой и новой информации) РЕФЛЕКСИЯ ( Выведение знания на уровень применения и понимания)

СТАДИИ УРОКА:

  • ВЫЗОВ ( Задает тон урока )
  • ОСМЫСЛЕНИЕ ( Соотнесение старой и новой информации)
  • РЕФЛЕКСИЯ ( Выведение знания на уровень применения и понимания)
ВАЖНО! Применение технологии критического мышления возможно НА ЛЮБОЙ СТАДИИ УРОКА!

ВАЖНО!

Применение технологии критического мышления возможно НА ЛЮБОЙ СТАДИИ УРОКА!

 Таким образом, использование приёмов технологии критического мышления позволяет решать ряд важных педагогических задач:   • Даёт возможность определять и ставить личные цели. • Поддерживает активность на уроке. • Вызывает продуктивную дискуссию. • Способствует тому, чтобы учащиеся сами формулировали и задавали  вопросы. • Помогает выражать собственное мнение. • Поддерживает мотивацию к учению.

Таким образом, использование приёмов технологии критического мышления позволяет решать ряд важных педагогических задач:

• Даёт возможность определять и ставить личные цели.

• Поддерживает активность на уроке.

• Вызывает продуктивную дискуссию.

• Способствует тому, чтобы учащиеся сами формулировали и задавали вопросы.

• Помогает выражать собственное мнение.

• Поддерживает мотивацию к учению.

• Воспитывает уважительное отношение к чужому мнению. • Даёт возможность развивать в себе сочувствие к персонажам, к людям. • Создаёт условия для размышлений о том, что ценно. • Облегчает переход на более высокие уровни критического мышления. • Формирует личную ответственность за собственное образование. • Развивает умение работать сообща.

• Воспитывает уважительное отношение к чужому мнению.

• Даёт возможность развивать в себе сочувствие к персонажам, к людям.

• Создаёт условия для размышлений о том, что ценно.

• Облегчает переход на более высокие уровни критического мышления.

• Формирует личную ответственность за собственное образование.

• Развивает умение работать сообща.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!