Просмотр содержимого документа
«Презентация "Технология критического мышления"»
Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы,
Бачурина Н.И.
ЧТО ТАКОЕ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»?
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
Дэвид Клустер предлагает пять пунктов:
- Во-первых , критическое мышление есть мышление самостоятельное.
- Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления, ведь чтобы прийти к какой-то мысли, надо переработать множество фактов, идей, текстов, то есть информации.
- В-третьих , критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
- В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
- В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное . Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Д. Халперн выделяет необходимые качества:
- 1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли — признак уверенности.
- 2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока не обладаешь разнообразной информацией.
- 3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в обучении.
- 4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает правильные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
- 5. Осознание. Очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
- 6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- Структура технологии развития критического мышления разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом.
- Технология развития критического мышления базируется на трёх китах :
- 1. Структура урока (трёхфазовая базовая модель).
- 2. Приёмы (табличные, графические, творческие, работа с текстом, работа с вопросами, прочие).
- 3. Принципы (организация урока, роль учителя и ученика, прочие).
СТАДИИ УРОКА:
- ВЫЗОВ ( Задает тон урока )
- ОСМЫСЛЕНИЕ ( Соотнесение старой и новой информации)
- РЕФЛЕКСИЯ ( Выведение знания на уровень применения и понимания)
ВАЖНО!
Применение технологии критического мышления возможно НА ЛЮБОЙ СТАДИИ УРОКА!
Таким образом, использование приёмов технологии критического мышления позволяет решать ряд важных педагогических задач:
• Даёт возможность определять и ставить личные цели.
• Поддерживает активность на уроке.
• Вызывает продуктивную дискуссию.
• Способствует тому, чтобы учащиеся сами формулировали и задавали вопросы.
• Помогает выражать собственное мнение.
• Поддерживает мотивацию к учению.
• Воспитывает уважительное отношение к чужому мнению.
• Даёт возможность развивать в себе сочувствие к персонажам, к людям.
• Создаёт условия для размышлений о том, что ценно.
• Облегчает переход на более высокие уровни критического мышления.
• Формирует личную ответственность за собственное образование.
• Развивает умение работать сообща.
Спасибо за внимание!