Теоретический минимум по литературе
Фольклор -
совокупность различных видов и форм устного народного творчества , вошедших в бытовые традиции того или иного народа.
Жанры фольклора :
- заговоры
- хоровые и обрядовые песни
- духовные стихи
- предания
- легенды
- мифы
- сказки
- устные рассказы
- причитания
- анекдоты
Художественный образ -
одна из основных категорий эстетики и литературоведения, которая характеризует присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (напр., образ героя, образ родины, образ города, образ времени, образ войны и т.д.).
Содержание и форма -
основополагающие литературоведческие понятия, обобщающие в себе представления о неразрывности внутренней и внешней сторон литературного произведения.
Художественный вымысел -
одна из важнейших категорий поэтики:
- способность автора, создающего художественную «реальность», представлять несуществующее как возможное, искусственное как естественное;
- 2) результат реализации этой способности в художественном произведении.
Формы художественной условности
- жизнеподобие (изображение жизни «в формах самой жизни»)
- Фантастика (подчеркнутое нарушение жизнеподобия в художественных целях автора, смещение норм восприятия реальности)
Историко-литературный процесс -
- литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов)
- многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе (которое изучает сравнительно-историческое литературоведение)
Литературные направления и течения
Классицизм (фр. classicisme , от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., развивающие идеи рационализма и просвещения. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на:
- высокие (ода, трагедия,(элегия),эпопея),
- низкие (комедия, сатира, басня).
Каждый жанр имеет строго определенные признаки, смешение которых не допускается.
Русские классицисты: Д.Фонвизин, М. Ломоносов, Г. Державин.
Сентиментализм
(франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление, опирающиеся на чувство . В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - в конце XVIII - начале XIX века.
Русские сентименталисты: Н. Карамзин .
Романтизм -
явление европейской культуры в— XX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Русские романтики: А.С. Пушкин (раннего периода), М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Блок, М.И. Цветаева
Реализм -
жизнеподобное изображение действительности в художественном произведении.
Контекстуальные подходы к изучению русской литературы
Тематика – совокупность тем произведения
Тема – это объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации, которые как бы переходят из реальной действительности в художественную и образуют объективную сторону его содержания.
Типы тем
- Конкретно-исторические – темы, отражающие характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в той или иной стране, не повторяющиеся за пределами данного времени.
- «Вечные» – темы, в которых отражаются повторяющиеся моменты в истории различных народов, в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи.
Конкретно-исторические темы
- тема «лишнего человека»
- тема войны
- тема революции
- тема чиновничества
- тема «маленького» человека
- тема конфликта между разными «лагерями» общества
- тема пролетариата
- тема народа
Тема «лишнего» человека
- А.С.Пушкин «Цыгане», «Евгений Онегин»
- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
- И.С.Тургенев «Отцы и дети»
- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Тема войны
- «Слово о полку Игореве»
- М.Ю.Лермонтов «Бородино»
- Л.Н.Толстой «Война и мир»
- А.А.Блок «Петроградское небо мутилось дождем…»
- М.А.Булгаков «Белая гвардия»
- М.А.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
- А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»
- Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»
Тема революции
- А.А.Блок «Двенадцать»
- С.А.Есенин «Русь Советская»
- В.В.Маяковский «Мистерия-буфф»
Тема чиновничества
- Н.В.Гоголь «Петербургские повести», «Ревизор»
- М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «История одного города»
- В.В.Маяковский «Прозаседавшиеся»
- А.П.Платонов «Усомнившийся Макар», «Город Градов»
Тема «маленького человека»
- А.С.Пушкин «Повести Белкина»
- Н.В.Гоголь «Шинель»
- Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание»
- А.П.Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре»
Тема конфликта между разными «лагерями» общества
- А.С.Грибоедов «Горе от ума»
- А.Н. Островский «Гроза»
- И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Тема пролетариата
- А.М.Горький «Мать»
- А.П.Платонов «Котлован»
Тема народа
- А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
- И.С.Тургенев «Записки охотника»
- Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
- М.А.Шолохов «Поднятая целина»
- А.И.Солженицын «Матренин двор»
«Вечные» темы
- Тема любви
- Тема жизни и смерти
- Тема Родины
- Тема одиночества
- Тема памяти
- Тема дружбы
- Тема чести, совести
- Тема свободы
- Тема поиска смысла жизни
- Тема: личность и история
- Тема творчества
Тема любви
- В.А. Жуковский «Светлана»
- А.С.Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Дубровский», «Евгений Онегин» и т.д.
- М.Ю.Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Герой нашего времени»
- А.Н. Островский «Гроза»
- И.С.Тургенев «Отцы и дети»
- Л.Н.Толстой «Война и мир»
- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
- А.А.Блок, В.В.Маяковский, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева
- М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» и др.
Тема жизни и смерти
- А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
- М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»
- Л.Н.Толстой «Война и мир»
- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- А.М.Горький «Старуха Изергиль»
- А.А.Блок «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…»
- С.А.Есенин «Мы теперь уходим понемногу…», «Отговорила роща золотая...»
- М.А.Шолохов «Тихий Дон»
- Б.Л.Пастернак «Гамлет»
- А.П. Платонов «Сокровенный человек», «Котлован»
Тема Родины
- «Слово о полку Игореве»
- А.С.Пушкин «...Вновь я посетил...» и т.д.
- М.Ю.Лермонтов «Родина» и др.
- Н.В. Гоголь «Мертвые души»
- И.С.Тургенев «Записки охотника»
- Ф.И.Тютчев «Умом Россию не понять…»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- И.А.Бунин «Чистый понедельник»
- А.А.Блок «Русь», цикл «На поле Куликовом», «Россия»
- С.А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Спит ковыль…», «Русь Советская»
- М.И.Цветаева «Тоска по родине!»
- А.А.Ахматова «Родная земля».
Тема одиночества
- М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу...», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно…», «Герой нашего времени»
- А.П.Чехов «Вишневый сад»
- И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- М.Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
- А.П.Платонов «Котлован»
Тема памяти
- Г.Р. Державин «Памятник»
- А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
- Ф.И.Тютчев «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Она сидела на полу…»
- И.А. Бунин «Чистый понедельник»
- А.А.Блок «О доблестях, о подвигах, о славе...»
- А.А. Ахматова «Реквием»
- А.Т.Твардовский «Памяти матери»
Тема дружбы
- А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «Капитанская дочка»
- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
- И.С.Тургенев «Отцы и дети»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Л.Н.Толстой «Война и мир»
Тема чести, совести
- А.С.Пушкин «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Капитанская дочка»
- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»,«Песня про… купца Калашникова»
- А.Н. Островский «Гроза»
- Л.Н.Толстой «Война и мир»
- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
- М.А. Шолохов «Судьба человека»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.И.Солженицын «Матренин двор»
Тема свободы
- В.А. Жуковский «Море»
- А.С.Пушкин «Узник», «Свободы сеятель пустынный…»
- М.Ю.Лермонтов «Парус», «Мцыри»
- Л.Н.Толстой «Война и мир»
- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
- М.Горький «На дне»
- А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Тема поиска смысла жизни
- Н.С.Лесков «Очарованный странник»
- Л.Н.Толстой «Война и мир»
- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
- М.Горький «На дне»
- А.П.Платонов «Котлован», «Сокровенный человек»
Тема: личность и история
- А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник»
- Л.Н.Толстой «Война и мир»
- А.А.Блок «Двенадцать»
- М.А.Булгаков «Белая гвардия»
- М.А.Шолохов «Тихий Дон»
- А.Т.Твардовский «Василий Теркин»
Тема творчества
- А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк»
- М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», «Кинжал», «Нет, я не Байрон, я другой…»,
- Н.В.Гоголь «Портрет»
- Н.А.Некрасов «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин»
- А.А.Блок «О, я хочу безумно жить…»
- В.В.Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии»
- М.И.Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…»
- А.А.Ахматова «Творчество»
- М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Б.Л.Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…»
Проблематика -
организующее смысловое начало художественного произведения, в котором максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир.
Типы проблематики
- мифологический
- национальный
- социокультурный
- романный
- философский
Мифологическая проблематика -
осмысление архетипических начал изображаемого мира через мифологические образы и сюжеты.
- В.А. Жуковский «Светлана»
- Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Портрет»,
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
- А.П. Чехов «Студент»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- А.А. Блок «Двенадцать»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Национальная проблематика -
осмысление сущности национального характера .
- «Слово о полку Игореве»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- Н.В. Гоголь «Мертвые души»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- И.А. Бунин «Чистый понедельник»
- А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
- А.И. Солженицын «Матренин двор»
Социокультурная проблематика -
осмысление устойчивых общественных отношений, условий и образа жизни определенной части общества, сложившихся в сфере массового сознания мнений, привычек, нравов и т.д.
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н.В. Гоголь «Ревизор»
- А.Н. Островский «Гроза»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- А.П. Чехов «Вишневый сад»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Романная проблематика -
осмысление духовно-нравственного становления личности.
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А.П. Чехов «Ионыч»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- М.А. Булгаков «Белая гвардия», «мастер и Маргарита»
- А.И. Солженицын «Матренин двор»
Философская проблематика -
осмысление универсальных закономерностей бытия человека, природы и общества.
- Г.Р. Державин «Памятник»
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «И скучно и грустно…»
- Ф.И. Тютчев «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,
- «Нам не дано предугадать…», «Певучесть есть в морских волнах…»
- М. Горький «На дне»
- В.В. Маяковский «Послушайте!»