СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.»

Домашнее задание: Учить записи в тетради, термины. Задание 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

Домашнее задание:

Учить записи в тетради, термины.

Задание 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

Повторение пройденного: Историки полагают, что представители этого народа первыми совершили плавание вокруг Африки. В этом году Христофор Колумб достиг Нового Света? Назовите причины Великих Географических открытий Назовите причины по которым Россия позднее была вовлечена в процесс освоения новых земель. Назовите два отрицательных последствия Вел. геог. откр. Как называлось морское парусное судно, распространённое в Европе, на которых моряки отправлялись в плавание в период Вел. геог. откр.

Повторение пройденного:

  • Историки полагают, что представители этого народа первыми совершили плавание вокруг Африки.
  • В этом году Христофор Колумб достиг Нового Света?
  • Назовите причины Великих Географических открытий
  • Назовите причины по которым Россия позднее была вовлечена в процесс освоения новых земель.
  • Назовите два отрицательных последствия Вел. геог. откр.
  • Как называлось морское парусное судно, распространённое в Европе, на которых моряки отправлялись в плавание в период Вел. геог. откр.
1. Территория к началу XVI в. Население – 6 млн. человек.

1. Территория к началу XVI в.

Население – 6 млн. человек.

2. Земледелие. Крестьянство Основное занятие населения России - пашенное земледелие с трёхпольным севооборотом. Откройте учебник на стр.14 и прочитайте абз.2. Схематично нарисуйте трёхпольный севооборот Какие новые слова вы заметили в тексте? Найдите их определение в рубрике «Запоминаем новые слова» и запишите в тетрадь .

2. Земледелие. Крестьянство

Основное занятие населения России - пашенное земледелие с трёхпольным севооборотом.

Откройте учебник на стр.14 и прочитайте абз.2. Схематично нарисуйте трёхпольный севооборот

Какие новые слова вы заметили в тексте?

Найдите их определение в рубрике «Запоминаем новые слова» и запишите в тетрадь .

Распространение системы трёхполья повлекло за собой изменение в наборе засеваемых культур: Озимая рожь Яровой овес

Распространение системы трёхполья повлекло за собой изменение в наборе засеваемых культур:

Озимая рожь

Яровой овес

Широко распространилась гречиха с ценными питательными свойствами.

Широко распространилась гречиха с ценными питательными свойствами.

Сократились посевы ячменя, пшеницы, проса

Сократились посевы

ячменя, пшеницы, проса

Земля обрабатывалась с помощью сохи, сохи-косули, плуга и бороны. Плуг Соха-косуля Борона

Земля обрабатывалась с помощью сохи,

сохи-косули, плуга и бороны.

Плуг

Соха-косуля

Борона

Суровый и неустойчивый климат с долгой морозной зимой и коротким летом. Земледелием можно заниматься 130 дней (апрель-сентябрь). (30 дней сенокос, 100 пахота, сев, жатва) Зона рискованного земледелия

Суровый и неустойчивый климат с долгой морозной зимой и коротким летом.

Земледелием можно заниматься

130 дней (апрель-сентябрь).

(30 дней сенокос, 100 пахота, сев, жатва)

Зона рискованного земледелия

Время сельскохозяйственных работ на Руси называли страда (от слова «страдать»).

Время сельскохозяйственных работ на Руси называли страда (от слова «страдать»).

В деревне было по одной рабочей лошади на каждого взрослого работника. Держали коров, овец, кур и другую птицу. Свиньи были редкостью – много корма и хороший уход.

В деревне было по одной рабочей лошади на каждого взрослого работника.

Держали коров, овец, кур и другую птицу.

Свиньи были редкостью – много корма и хороший уход.

3. Казачество На рубежах Российского государства возникли общины волжских, донских, терских и яицких казаков. Казачество в основном состояло из беглых крестьян. Они защищали южные и восточные рубежи России от набегов крымских и казанских татар .

3. Казачество

На рубежах Российского государства возникли общины волжских, донских, терских и яицких казаков. Казачество в основном состояло из беглых крестьян. Они защищали южные и восточные рубежи России от набегов крымских и казанских татар .

Все казаки считались свободными и равноправными Во главе общин стояли выборные атаманы и старшины. Важные дела решались на круге – казачьей сходке.

Все казаки считались свободными и равноправными

Во главе общин стояли выборные атаманы и старшины.

Важные дела решались на круге – казачьей сходке.

В XVI веке казацкие поселения в низовьях Днепра объединились в казацкую республику – Запорожская Сечь.

В XVI веке казацкие поселения в низовьях Днепра объединились в казацкую республику – Запорожская Сечь.

4. Города и горожане В начале XVI века в России существовало 130 больших и малых городов. Наибольшее количество по рекам Волга, Ока, Москва, Клязьма.

4. Города и горожане

В начале XVI века в России существовало 130 больших и малых городов.

Наибольшее количество по рекам Волга, Ока, Москва, Клязьма.

Москва – крупнейший город Западной Европы (100 тыс. человек)

Москва – крупнейший город Западной Европы (100 тыс. человек)

В городах жили: купцы, бояре, государевы наместники (судили горожан, следили за сбором пошлин и крепостными постройками). Основная часть населения – ремесленники, которые платили налоги и несли повинности в пользу государства.

В городах жили: купцы, бояре, государевы наместники (судили горожан, следили за сбором пошлин и крепостными постройками).

Основная часть населения – ремесленники, которые платили налоги и несли повинности в пользу государства.

5. Ремесло  В городах расширился круг ремесленных специальностей появились булочники, пирожники, кожевники, сапожники, кузнецы, ювелиры, гончары, столяры, плотники, оружейники .

5. Ремесло

В городах расширился круг ремесленных специальностей появились булочники, пирожники, кожевники, сапожники, кузнецы, ювелиры, гончары, столяры, плотники, оружейники .

6. Торговля Россия избавилась от владычества Золотой Орды. Формировалось единое государство: исчезли внутренние границы, таможни. Торги, торжки - деревенские рынки (ремесленные изделия, овощи, мясо, рыба) Ярмарки - 1 раз в год (хлеб, мёд, соль, скот, мясо, рыба, посуда, обувь, нарядные ткани)

6. Торговля

  • Россия избавилась от владычества Золотой Орды.
  • Формировалось единое государство: исчезли внутренние границы, таможни.

Торги, торжки - деревенские рынки (ремесленные изделия, овощи, мясо, рыба)

Ярмарки - 1 раз в год (хлеб, мёд, соль, скот, мясо, рыба, посуда, обувь, нарядные ткани)

Сукно, металлы, порох, оружие, жемчуг, пряности, вино, краска, бумага, кружево Англия, Западная Европа Польша, Ливония, Ганза Кожа, зерно, сало, мех, пенька, икра, полотно, щетина, смола, воск ввозили Татарские ханства, Средняя Азия Кавказ, Османская империя вывозили

Сукно, металлы, порох, оружие, жемчуг, пряности, вино, краска, бумага, кружево

Англия, Западная Европа

Польша, Ливония, Ганза

Кожа, зерно, сало, мех, пенька, икра, полотно, щетина, смола, воск

ввозили

Татарские ханства,

Средняя Азия

Кавказ, Османская империя

вывозили

7. Денежная система Существовала система с 2-мя основными денежными единицами: новгородским и московским рублём. 1535 – 1538 гг. – денежная реформа: хождение старых монет было запрещено, вводился московский рубль, появилась копейка, основан казённый монетный двор. Московский рубль Копейка

7. Денежная система

Существовала система с 2-мя основными денежными единицами: новгородским и московским рублём.

1535 – 1538 гг. – денежная реформа: хождение старых монет было запрещено, вводился московский рубль, появилась копейка, основан казённый монетный двор.

Московский рубль

Копейка

Игра «Простое и сложное» Вместе с соседом по парте составьте два-три вопроса, которые начинаются словами «что», «кто», «где», «когда». И два-три вопроса которые начинаются словами «объясните», «каковы последствия», «почему, на ваш взгляд».

Игра «Простое и сложное»

Вместе с соседом по парте составьте два-три вопроса, которые начинаются словами «что», «кто», «где», «когда». И два-три вопроса которые начинаются словами «объясните», «каковы последствия», «почему, на ваш взгляд».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!