ФУТУРИЗМ (от лат. futurum – будущее)
Авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Русский футуризм
- Провозглашает познание действительности, основанное на интуиции.
- Нигилизм.
- Критика традиционной культуры.
- Идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов.
Отличия от символистов.
- Человек в центре мира.
- Воспевали «пользу», а не «тайну».
- Отказывались от недосказанности, туманности, завуалированности, мистицизма.
- Противопоставляли всему обществу свои радикальные взгляды.
- Главный лозунг - «Искусство для масс».
- Провозгласили антиэстетизм.
- Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир.
- Мир – макрокосм, человек – микрокосм.
- Развитие мира – движение к всеединству.
(Маяковский В.В. «Эй!» (1816г.))
- Современный мир – движение, устремлённость в будущее.
- Искусство прошлого – «собрание окаменелых ценностей».
Рождение русского футуризма – 1910 год.
Первый футуристический сборник «Садок Судей»
(Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский).
Группы футуристов
Футуристы
«Будетляне»
Кубофутуристы
«Гилея»
Эгофутуристы
«Центрифуга»
В.Маяковский, А.Кручёных,
Д.Бурлюк, В.Хлебников,
В.Каменский
И.Северянин
И.Игнатье
В.Гнедов
Б.Пастернак
Н.Асеев
С.Бобров
Первая декларация футуристов – «Пощёчина общественному вкусу» (1912г.)
«Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…»
(Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Хлебников.)
ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
[Из альманаха]
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников. Москва, 1912, декабрь.
«Садок Судей II » (1913г.) Программа футуристов
- Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания;
- Новые ритмы, рифмы и размеры стиха;
- Новые слова и новые темы;
- Презрение к славе.
МАНИФЕСТ ИЗ АЛЬМАНАХА "САДОК СУДЕЙ II"
Находя все нижеизложенные принципы цельно выраженными в 1-м "Садке Судей" и выдвинув ранее пресловутых и богатых, футуристов, мы тем не менее считаем этот путь нами пройденным и, оставляя разработку его тем, у кого нет более новых задач, пользуемся некоторой формой правописания, чтобы сосредоточить общее внимание на уже новых открывающихся перед нами заданиях.
Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:
1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис .
2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике .
3. Нами осознана роль приставок и суффиксов .
4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание .
5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:
a) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания,
b) в почерке полагая составляющую поэтического импульса,
c) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) "само-письма".
6. Нами уничтожены знаки препинания , чем роль словесной массы выдвинута впервые и осознана.
7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные - краска, звук, запах.
8. Нами сокрушены ритмы . Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках; всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.
9. Передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифмы (Маяковский) разработаны нами.
10. Богатство словаря поэта - его оправдание.
Велимир Хлебников (Виктор Владимирович)
«Заклятие смехом»
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
Что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных –
Смех усмейных смехачей!
1910г.
- О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – Смех усмейных смехачей! 1910г.
- О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – Смех усмейных смехачей! 1910г.
- О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – Смех усмейных смехачей! 1910г.
- О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – Смех усмейных смехачей! 1910г.
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941 гг.)
Поэт-эгофутурист. Автор подчеркнуто эстетизированных, вычурных салонных стихов («поэз»), в которых использовал новые, ранее не существовавшие слова: лимоннолистый, грезофарс, драприть, повсесердно, озверить и др.
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!
Игорь Северянин
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото –
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над всею первенствующей планетой…
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.
1926г.
Велимир Хлебников
***
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй – пелся облик,
Гзи–гзи–гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких–то соответствий
Вне протяжения жило Лицо .
(1908–1909)
Дыр бул щыл
убешшур
скум
вы со бу р л эз
1913
***
Та са мае ха ра бау Саем сию дуб радуб мола аль
1913
Алексей Елисеевич Крученых
(1886—1968)
Роль футуризма в литературе
Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закрепились разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и сознательным художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе.
- Алексей Крученых. Разворот книги «Зудутные зудеса». 1921