ТЕМА : У ЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА.
«Чем больше у меня дел, тем больше я учусь».
М. Фарадей (1791—1867),
английский физик-экспериментатор и химик
Педагогике предстоит формирование и создание педагогической воспитательной и образовательной среды, обеспечивающей и создающей условия для формирования личности, способной к саморазвитию, к самовоспитанию , самообразованию.
Содержанием образования становится сама деятельность учащихся.
Знания на уроке должны стать следствием самостоятельной деятельности .
Современная СИТУАЦИЯ –
жизнь в постоянно меняющейся реальности , действия в нестан-
дартных условиях , быстрая
смена приоритетов в профес-
сиях.
И при этом существует функциональная
безграмотность современных учащихся.
В наше время любой грамотный специалист понимает необходимость в школьные годы научиться учиться и пронести этот навык через всю жизнь.
Качество современного образования может быть проверено по такому признаку, как отсут-
ствие или наличие учебной самостоятельности ученика.
Высокая степень учебной самостоятельности — значимое отличие культуры современного образования.
Учебная самостоятельность:
- Умение, способность , компетентность в органи-зации учебной деятельности (умение учиться), к достижению учениками высокого уровня са-мостоятельности в организации самого процес-са обучения.
- Вовлеченность обучающихся в самостоятель-ную познавательную деятельность для выпол-нения определенной цели.
УС рассматривается и как
способность
человека ставить перед
собой и решать систему раз-
ных видов задач (учебных,
учебно- практических, учеб-
но-исследовательских,
учебно-проектных, учебно-
познавательных) для достиже-ния своих учебных целей .
УС рассматривается и как способность находить и использовать ресурсы (в том числе и человеческие) для достижения поставленной учебной
цели.
Ключевые характеристики УС:
ключевые характеристики УС
инициатива – вызов, преодо-ление границ или поля
желание и основы
умения учиться с двумя
своего движения.
видами действий:
Исходная “клеточка” здесь - поддержка учителем поиско-вой активности класса, отде-льного ученика
рефлексивными и
продуктивными
моделирование –
поиск или построе-ние “опор”
(помощников,
средств) своего дви-жения
ответственность –
решение самого человека о моменте предъявления
другому
результатов своей работы
Где (содержание) и в каких формах может “выращиваться” УС?
при решении проектных задач , реализация проекта (основное действие –
проектирование,
форма - малая группа )
в коллективно-распределенной учебной деятельности
при постановке и решении учебных задач
(основное действие - моделирование, форма - малая
группа)
при выполнении
домашней
самостоятельной работы
(основное действие - планирование, форма - индивидуальная)
при выборе курсов,
дисциплин, модулей по выбору (основное действие - “проба”,
форма - индивидуально-групповая)
Основной результат образования :
развитие личности обучающихся
средствами учебной деятельности.
Основной вектор развития – становление
и развитие учебной самостоятельности:
от умения сотрудничать к умению учить ся.
я
Я
МЫ
Я и Другой
1
Учебная несамостоятельность
2
Коллективная учебная самостоятельность
3
Индивидуальная учебная самостоятельность
Самостоятельность нужна не только в учёбе, но и в жизни, и она не приходит сама.
Качественное образование помогает сформировать учебную самостоятельность благодаря системе ориентиров, помогающих ученику:
- понять цели изучения предмета;
- принять их как свои собственные;
- спроектировать систему действий, направленную на достижение цели;
- реализовать план;
- оценить себя.
Учебную самостоятельность можно рассматривать как способность организовывать свою деятельность и доводить ее до логического конца.
Способность к выбору, осознанное и ответственное отношение к учению, с одной стороны, формируются учителем , с другой стороны, становятся самостоятельной целью для ученика.
Учебная самостоятельность развивается только в ситуации, когда
ученики всё больше прислушиваются к мнению учителя, но и всё чаще
принимают участие в решении организационных, учебных и других вопросов.
Для развития учебной самостоятельности в начале учителя обычно постепенно вводят систему ориентиров, предлагают совершить простой выбор, помогают осмыслить , что удалось, а над чем ещё следует поработать.
Постепенно учитель предлагает всё больше независимости и свободы ученику.
Ученики постепенно становятся всё более самостоятельными
в выборе персонализированного маршрута, всё лучше контролируют время для достижения учебной цели.
На каждом этапе освоения модуля и темы ученики могут проявлять
учебную самостоятельность по-разному.
Развитие учебной самостоятельности происходит постепенно, в этом процессе можно выделить четыре этапа:
Учитель управляет
учебной деятельно-
стью учеников
1-й этап
Учитель привлекает
учеников к поста-
новке учебных це-
лей и контролю
2-й этап
Ученики управляют
собственной учебной деятельностью
при поддержке учителя
3-й этап
Ученики управляют собственной учебной деятельностью
самостоятельно
4-й этап
Спасибо за внимание!
На сегодня всё!