СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока»

Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые занятия - я их называю консультации. Одна из них ( по теме СЛОВОСОЧЕТАНИЕ) предлагается вашему вниманию.  Его тип: консультация -рефлексия . Подобные консультации решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности. Общим итогом такой деятельности является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).

Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые занятия - я их называю консультации. Одна из них ( по теме СЛОВОСОЧЕТАНИЕ) предлагается вашему вниманию.

Его тип: консультация -рефлексия . Подобные консультации решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.

Общим итогом такой деятельности является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).

ЦЕЛИ КОНСУЛЬТАЦИИ:  Для учителя : организовать учебную деятельность на этапах обобщения и рефлексии. Для учащихся : обобщить знания о словосочетании, произвести самооценку, осознать свои проблемы и сложности, повысить уровень владения понятиями и способами.

ЦЕЛИ КОНСУЛЬТАЦИИ:

Для учителя : организовать учебную деятельность на этапах обобщения и

рефлексии.

Для учащихся : обобщить знания о словосочетании, произвести

самооценку, осознать свои проблемы и сложности, повысить уровень

владения понятиями и способами.

У учащихся было домашнее задание – на отдельном листе составить опорный конспект “Что я знаю о словосочетании?” 1 ЭТАП УРОКА: Заполнение рефлексивной таблицы. Опираясь на домашнее задание, учащимся предлагаю заполнить рефлексивную таблицу. Её содержание – это ответ на вопрос: “Что мы должны знать о словосочетании и уметь, чтобы быть успешными при работе с этой синтаксической единицей?” (Форма работы – фронтальная). ЗНАТЬ УМЕТЬ 1. научное понятие, определение словосочетания 1. уметь отличать от других синтаксических единиц 2. структуру словосочетания 2. находить главное и зависимое слово, определять, какими частями речи они выражены 3. значение (тип смысловых отношений между словами) 3. определять смысловые связи между словами в словосочетании 4. типы подчинительной связи, определения согласования, управления, примыкания 4. определять способ подчинительной связи между словами в словосочетании 5. виды словосочетаний, различия между ними 5. определять виды словосочетаний

У учащихся было домашнее задание – на отдельном листе составить опорный конспект “Что я знаю о словосочетании?”

1 ЭТАП УРОКА:

Заполнение рефлексивной таблицы.

Опираясь на домашнее задание, учащимся предлагаю заполнить рефлексивную таблицу. Её содержание – это ответ на вопрос: “Что мы должны знать о словосочетании и уметь, чтобы быть успешными при работе с этой синтаксической единицей?” (Форма работы – фронтальная).

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

1. научное понятие, определение словосочетания

1. уметь отличать от других синтаксических единиц

2. структуру словосочетания

2. находить главное и зависимое слово, определять, какими частями речи они выражены

3. значение (тип смысловых отношений между словами)

3. определять смысловые связи между словами в словосочетании

4. типы подчинительной связи, определения согласования, управления, примыкания

4. определять способ подчинительной связи между словами в словосочетании

5. виды словосочетаний, различия между ними

5. определять виды словосочетаний

2 ЭТАП: Самооценка  Учащимся предлагаю по пятибалльной шкале оценить свои знания и умения по каждому пункту. (Оценка выставляется напротив соответствующего пункта в таблице; форма работы - индивидуальная) 3 ЭТАП: Работа с тестовыми заданиями Задания раздаю в распечатанном виде каждому учащемуся. Задания выполняются индивидуально, комментируются и обсуждаются  фронтально .

2 ЭТАП:

Самооценка

Учащимся предлагаю по пятибалльной шкале оценить свои знания и

умения по каждому пункту. (Оценка выставляется напротив

соответствующего пункта в таблице; форма работы - индивидуальная)

3 ЭТАП:

Работа с тестовыми заданиями

Задания раздаю в распечатанном виде каждому учащемуся. Задания

выполняются индивидуально, комментируются и обсуждаются

фронтально .

Тест №1. Если словосочетанием называется соединение двух (и более слов)  на основе подчинительной связи, то какие из приведённых единиц ими являются? А. Около ворот Б. Прошли и оглянулись В. Прошли под сводами церкви Г. Он посмотрел

Тест №1.

Если словосочетанием называется соединение двух (и более слов)

на основе подчинительной связи, то какие из приведённых единиц

ими являются?

А. Около ворот

Б. Прошли и оглянулись

В. Прошли под сводами церкви

Г. Он посмотрел

Тест №2: Определите тип сочетания слов: 1. Брат и сестра А. Предложение 2. Корзина яблок Б. Словосочетание 3. Идёт снег В. Фразеологизм 4.Пальчики оближешь Г. Ряд однородных слов 5.Среди травы Д. Предлог + знаменательное слово

Тест №2: Определите тип сочетания слов:

1. Брат и сестра

А. Предложение

2. Корзина яблок

Б. Словосочетание

3. Идёт снег

В. Фразеологизм

4.Пальчики оближешь

Г. Ряд однородных слов

5.Среди травы

Д. Предлог + знаменательное слово

  Тест №3: Определите модель словосочетания (главное слово + зависимое) 1.Вспыхнули над горизонтом А. сущ. + сущ. 2.Немного бледный Б. сущ. + прил. 3.Вершины гор В. сущ. + мест. 4. Рано утром Г. прил. + наречие 5. Золотое солнце Д. глагол + сущ. 6. Каждый шаг Е. глагол + глагол 7. Серьёзно говоришь Ж. глаг. + наречие 8. Послал узнать З. наречие + наречие

  Тест №3: Определите модель словосочетания (главное слово + зависимое)

1.Вспыхнули над горизонтом

А. сущ. + сущ.

2.Немного бледный

Б. сущ. + прил.

3.Вершины гор

В. сущ. + мест.

4. Рано утром

Г. прил. + наречие

5. Золотое солнце

Д. глагол + сущ.

6. Каждый шаг

Е. глагол + глагол

7. Серьёзно говоришь

Ж. глаг. + наречие

8. Послал узнать

З. наречие + наречие

Тест №4  Определите тип смысловых отношений между словами 1. Кольцо из золота А. признак и его степень 2. Быстро ехать Б. предмет и его признак 3. Читать книгу  В. действие и объект, на которое оно направлено 4.Очень интересный Г. действие и его признак

Тест №4

Определите тип смысловых отношений между словами

1. Кольцо из золота

А. признак и его степень

2. Быстро ехать

Б. предмет и его признак

3. Читать книгу

В. действие и объект, на которое оно направлено

4.Очень интересный

Г. действие и его признак

Тест №5 Определите тип синтаксической связи 1. Наполнила душу А. согласование 2.Ярко розовели Б. управление 3. Горная пропасть В. примыкание 4. Изображённые на стенах 5. Строгие глаза 6. Говорить серьёзно

Тест №5

Определите тип синтаксической связи

1. Наполнила душу

А. согласование

2.Ярко розовели

Б. управление

3. Горная пропасть

В. примыкание

4. Изображённые на стенах

5. Строгие глаза

6. Говорить серьёзно

4 ЭТАП: Коллективная проверка и обсуждение заданий. На  этом этапе важно проверить не только  правильность ответов , но и ещё раз остановиться на способах решения. Затем учащимся предлагаю соотнести  содержание предложенных заданий с таблицей,  заполненной в начале урока. Для этого они должны   ответить на вопрос: “ Каждый тест контролирует один из навыков, обозначенных в таблице в таблице. Какой?”

4 ЭТАП:

Коллективная проверка и обсуждение заданий. На

этом этапе важно проверить не только

правильность ответов , но и ещё раз остановиться на способах решения.

Затем учащимся предлагаю соотнести

содержание предложенных заданий с таблицей,

заполненной в начале урока. Для этого они должны

ответить на вопрос:

“ Каждый тест контролирует один из навыков,

обозначенных в таблице в таблице. Какой?”

5 ЭТАП: Самооценка. Учащимся предлагаю вернуться к первичной самооценке  и оценить свои знания ещё раз, учитывая результаты самостоятельной работы. Они должны отметить в таблице каким-либо знаком (например ? или !) те моменты, которые требуют доработки: где были допущены ошибки или возникли трудности. (Форма работы – индивидуальная )

5 ЭТАП: Самооценка.

Учащимся предлагаю вернуться к первичной самооценке

и оценить свои знания ещё раз, учитывая результаты

самостоятельной работы.

Они должны отметить в таблице каким-либо знаком

(например ? или !) те моменты, которые требуют

доработки: где были допущены ошибки или возникли

трудности. (Форма работы – индивидуальная )

6 ЭТАП: Составление плана синтаксического разбора словосочетания (это задание можно предложить и на дом) В течение пяти-семи минут в парах учащиеся составляют план синтаксического разбора словосочетания. Итогом их работы должно стать примерно следующее: План:  Выдели главное и зависимое слово Определи части речи Определи тип смысловых отношений между словами Дай характеристику словосочетания: -По типу главного слова (именное, глагольное, наречное и др.) -По синтаксической роли зависимого слова (определительное, дополнительное, обстоятельственное) -По типу подчинительной связи (с согласованием, с управлением, с примыканием)

6 ЭТАП:

Составление плана синтаксического разбора словосочетания (это задание можно предложить и на дом)

В течение пяти-семи минут в парах учащиеся составляют план синтаксического разбора словосочетания.

Итогом их работы должно стать примерно следующее:

План:

  • Выдели главное и зависимое слово
  • Определи части речи
  • Определи тип смысловых отношений между словами
  • Дай характеристику словосочетания:

-По типу главного слова (именное, глагольное, наречное и др.)

-По синтаксической роли зависимого слова (определительное, дополнительное, обстоятельственное)

-По типу подчинительной связи (с согласованием, с управлением, с примыканием)

7 ЭТАП: Предлагаю задания из материалов ГИА (задание В8), которые полностью рассчитаны уже на логику. Например, вариант №6, стр.57, ГИА – 2011, автор Г.Т.Егораева. Замените словосочетание В ПОДЗЕМНОМ ПЕРЕХОДЕ  (предложение №42), построенное на основе связи согласования,  синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7 ЭТАП:

Предлагаю задания из материалов ГИА (задание В8), которые

полностью рассчитаны уже на логику. Например, вариант №6,

стр.57, ГИА – 2011, автор Г.Т.Егораева.

Замените словосочетание В ПОДЗЕМНОМ ПЕРЕХОДЕ

(предложение №42), построенное на основе связи согласования,

синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

Прежде чем написать ответ ученик делает следующий анализ (шаг за шагом): -находит главное слово (ПЕРЕХОДЕ); -выходит от него вопросом КАКОМ? и убеждается в том, что главное и зависимое слово в одном и том же числе, роде, падеже (единственное число, мужской род, предложный падеж); -оставляя главное слово главным и в управлении, меняет форму (падеж) зависимого слова и получает ответ: В ПЕРЕХОДЕ ПОД ЗЕМЛЮ; -внимательно анализирует зависимые слова: в первом случае оно выражено прилагательным, а во втором существительным в винительном падеже, что является одним из ярких признаков согласования – в первом случае – и управления – во втором случае

Прежде чем написать ответ ученик делает следующий анализ (шаг за шагом):

-находит главное слово (ПЕРЕХОДЕ);

-выходит от него вопросом КАКОМ? и убеждается в том, что главное и зависимое слово в одном и том же числе, роде, падеже (единственное число, мужской род, предложный падеж);

-оставляя главное слово главным и в управлении, меняет форму (падеж) зависимого слова и получает ответ:

В ПЕРЕХОДЕ ПОД ЗЕМЛЮ;

-внимательно анализирует зависимые слова: в первом случае оно выражено прилагательным, а во втором существительным в винительном падеже, что является одним из ярких признаков согласования – в первом случае – и управления – во втором случае

Замените словосочетание ВРЕМЕННО ЗАКРЫТА  предложение №23), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.  Напишите получившееся словосочетание . ОТВЕТ: ЗАКРЫТА НА ВРЕМЯ

Замените словосочетание ВРЕМЕННО ЗАКРЫТА

предложение №23), построенное на основе примыкания,

синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание .

ОТВЕТ: ЗАКРЫТА НА ВРЕМЯ

Тематика консультаций к заданиям В9 и В12: -главные и второстепенные члены предложения; -главные члены предложения: что они обозначают и какими частями речи выражаются (на конкретных примерах самих учащихся); -грамматическая основа в двусоставных и односоставных предложениях ( на конкретных примерах из художественной литературы); -грамматическая основа в осложнённых простых и сложных предложениях (предложения готовит учитель на каждого ученика для индивидуальной работы, а анализ ответов пойдёт с комментированием); -нахождение грамматических основ предложений по тексту из части2,  при этом определяем типы сказуемых (ПГС, СГС, СИС); -выполнение заданий В9 и В12 по КИМам (оценивание учащихся, фиксация их ответов и оценок в отдельной тетради или отдельном журнале с последующими анализами и доработками);

Тематика консультаций к заданиям В9 и В12:

-главные и второстепенные члены предложения;

-главные члены предложения: что они обозначают и какими частями речи выражаются (на конкретных примерах самих учащихся);

-грамматическая основа в двусоставных и односоставных предложениях ( на конкретных примерах из художественной литературы);

-грамматическая основа в осложнённых простых и сложных

предложениях (предложения готовит учитель на каждого ученика для индивидуальной работы, а анализ ответов пойдёт с комментированием);

-нахождение грамматических основ предложений по тексту из части2, при этом определяем типы сказуемых (ПГС, СГС, СИС);

-выполнение заданий В9 и В12 по КИМам (оценивание учащихся, фиксация их ответов и оценок в отдельной тетради или отдельном журнале с последующими анализами и доработками);

КОНСУЛЬТАЦИЯ  – ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ    ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧАЩИМСЯ В УСВОЕНИИ ПРЕДМЕТА.    КОНСУЛЬТАЦИЯ – ЭТО ЗАНЯТИЯ, НА КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТСЯ    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ – ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧАЩИМСЯ В УСВОЕНИИ ПРЕДМЕТА.

КОНСУЛЬТАЦИЯ – ЭТО ЗАНЯТИЯ, НА КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТСЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ.