Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые занятия - я их называю консультации. Одна из них ( по теме СЛОВОСОЧЕТАНИЕ) предлагается вашему вниманию.
Его тип: консультация -рефлексия . Подобные консультации решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Общим итогом такой деятельности является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).
ЦЕЛИ КОНСУЛЬТАЦИИ:
Для учителя : организовать учебную деятельность на этапах обобщения и
рефлексии.
Для учащихся : обобщить знания о словосочетании, произвести
самооценку, осознать свои проблемы и сложности, повысить уровень
владения понятиями и способами.
У учащихся было домашнее задание – на отдельном листе составить опорный конспект “Что я знаю о словосочетании?”
1 ЭТАП УРОКА:
Заполнение рефлексивной таблицы.
Опираясь на домашнее задание, учащимся предлагаю заполнить рефлексивную таблицу. Её содержание – это ответ на вопрос: “Что мы должны знать о словосочетании и уметь, чтобы быть успешными при работе с этой синтаксической единицей?” (Форма работы – фронтальная).
ЗНАТЬ
УМЕТЬ
1. научное понятие, определение словосочетания
1. уметь отличать от других синтаксических единиц
2. структуру словосочетания
2. находить главное и зависимое слово, определять, какими частями речи они выражены
3. значение (тип смысловых отношений между словами)
3. определять смысловые связи между словами в словосочетании
4. типы подчинительной связи, определения согласования, управления, примыкания
4. определять способ подчинительной связи между словами в словосочетании
5. виды словосочетаний, различия между ними
5. определять виды словосочетаний
2 ЭТАП:
Самооценка
Учащимся предлагаю по пятибалльной шкале оценить свои знания и
умения по каждому пункту. (Оценка выставляется напротив
соответствующего пункта в таблице; форма работы - индивидуальная)
3 ЭТАП:
Работа с тестовыми заданиями
Задания раздаю в распечатанном виде каждому учащемуся. Задания
выполняются индивидуально, комментируются и обсуждаются
фронтально .
Тест №1.
Если словосочетанием называется соединение двух (и более слов)
на основе подчинительной связи, то какие из приведённых единиц
ими являются?
А. Около ворот
Б. Прошли и оглянулись
В. Прошли под сводами церкви
Г. Он посмотрел
Тест №2: Определите тип сочетания слов:
1. Брат и сестра
А. Предложение
2. Корзина яблок
Б. Словосочетание
3. Идёт снег
В. Фразеологизм
4.Пальчики оближешь
Г. Ряд однородных слов
5.Среди травы
Д. Предлог + знаменательное слово
Тест №3: Определите модель словосочетания (главное слово + зависимое)
1.Вспыхнули над горизонтом
А. сущ. + сущ.
2.Немного бледный
Б. сущ. + прил.
3.Вершины гор
В. сущ. + мест.
4. Рано утром
Г. прил. + наречие
5. Золотое солнце
Д. глагол + сущ.
6. Каждый шаг
Е. глагол + глагол
7. Серьёзно говоришь
Ж. глаг. + наречие
8. Послал узнать
З. наречие + наречие
Тест №4
Определите тип смысловых отношений между словами
1. Кольцо из золота
А. признак и его степень
2. Быстро ехать
Б. предмет и его признак
3. Читать книгу
В. действие и объект, на которое оно направлено
4.Очень интересный
Г. действие и его признак
Тест №5
Определите тип синтаксической связи
1. Наполнила душу
А. согласование
2.Ярко розовели
Б. управление
3. Горная пропасть
В. примыкание
4. Изображённые на стенах
5. Строгие глаза
6. Говорить серьёзно
4 ЭТАП:
Коллективная проверка и обсуждение заданий. На
этом этапе важно проверить не только
правильность ответов , но и ещё раз остановиться на способах решения.
Затем учащимся предлагаю соотнести
содержание предложенных заданий с таблицей,
заполненной в начале урока. Для этого они должны
ответить на вопрос:
“ Каждый тест контролирует один из навыков,
обозначенных в таблице в таблице. Какой?”
5 ЭТАП: Самооценка.
Учащимся предлагаю вернуться к первичной самооценке
и оценить свои знания ещё раз, учитывая результаты
самостоятельной работы.
Они должны отметить в таблице каким-либо знаком
(например ? или !) те моменты, которые требуют
доработки: где были допущены ошибки или возникли
трудности. (Форма работы – индивидуальная )
6 ЭТАП:
Составление плана синтаксического разбора словосочетания (это задание можно предложить и на дом)
В течение пяти-семи минут в парах учащиеся составляют план синтаксического разбора словосочетания.
Итогом их работы должно стать примерно следующее:
План:
- Выдели главное и зависимое слово
- Определи части речи
- Определи тип смысловых отношений между словами
- Дай характеристику словосочетания:
-По типу главного слова (именное, глагольное, наречное и др.)
-По синтаксической роли зависимого слова (определительное, дополнительное, обстоятельственное)
-По типу подчинительной связи (с согласованием, с управлением, с примыканием)
7 ЭТАП:
Предлагаю задания из материалов ГИА (задание В8), которые
полностью рассчитаны уже на логику. Например, вариант №6,
стр.57, ГИА – 2011, автор Г.Т.Егораева.
Замените словосочетание В ПОДЗЕМНОМ ПЕРЕХОДЕ
(предложение №42), построенное на основе связи согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Прежде чем написать ответ ученик делает следующий анализ (шаг за шагом):
-находит главное слово (ПЕРЕХОДЕ);
-выходит от него вопросом КАКОМ? и убеждается в том, что главное и зависимое слово в одном и том же числе, роде, падеже (единственное число, мужской род, предложный падеж);
-оставляя главное слово главным и в управлении, меняет форму (падеж) зависимого слова и получает ответ:
В ПЕРЕХОДЕ ПОД ЗЕМЛЮ;
-внимательно анализирует зависимые слова: в первом случае оно выражено прилагательным, а во втором существительным в винительном падеже, что является одним из ярких признаков согласования – в первом случае – и управления – во втором случае
Замените словосочетание ВРЕМЕННО ЗАКРЫТА
предложение №23), построенное на основе примыкания,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание .
ОТВЕТ: ЗАКРЫТА НА ВРЕМЯ
Тематика консультаций к заданиям В9 и В12:
-главные и второстепенные члены предложения;
-главные члены предложения: что они обозначают и какими частями речи выражаются (на конкретных примерах самих учащихся);
-грамматическая основа в двусоставных и односоставных предложениях ( на конкретных примерах из художественной литературы);
-грамматическая основа в осложнённых простых и сложных
предложениях (предложения готовит учитель на каждого ученика для индивидуальной работы, а анализ ответов пойдёт с комментированием);
-нахождение грамматических основ предложений по тексту из части2, при этом определяем типы сказуемых (ПГС, СГС, СИС);
-выполнение заданий В9 и В12 по КИМам (оценивание учащихся, фиксация их ответов и оценок в отдельной тетради или отдельном журнале с последующими анализами и доработками);
КОНСУЛЬТАЦИЯ – ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧАЩИМСЯ В УСВОЕНИИ ПРЕДМЕТА.
КОНСУЛЬТАЦИЯ – ЭТО ЗАНЯТИЯ, НА КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТСЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ.