Литературное чтение
2 класс
«Школа России»
Учитель начальных классов
Гаврилина О. А.
г. Железногорск-Илимский , 21.02.2017
Вдох через нос – выдох через нос. Вдох через нос – выдох через нос (частями). Вдох через нос – выдох через рот. Вдох через нос – выдох через рот (частями).
Речевая разминка
Три сестрицы тараторки Тараторили на горке.
Расшифруй имя писательницы.
В s а r ле h нти n на О j се z е w ва
Письмо- обращение В.Осеевой к читателям, послушайте я его прочитаю:
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.
Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать , – сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»
Раздел «Я и мои друзья»
Рассказы
В. А. Осеевой
«Волшебное слово»
Основные качества
вежливость,
доброта
???
«Хорошее»
Цель урока: выяснить, …
1. Чтение рассказа В. А. Осеевой «Хорошее» с остановками (словарная работа).
2. Самостоятельное чтение с пометками.
3. Выборочное чтение.
4. Характеристика главного героя.
5. Чтение по ролям.
6. Составление плана рассказа.
7. Выводы.
К о лодец
- глубо́кая я́ма, обложенная колодой, выдолбленной из круглого бревна, из кото́рой добыва́ют во́ду.
за-хо-те-лось
Тре-зор-ка
по-гла-ди-ла
по-сту-пок
- Как вы думаете, о чем может говориться в этом рассказе?
Первичное восприятие
Приём «Чтение учителем с остановками»
- Что хорошего в рассказе?
- Что вам не понравилось?
- Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?
- К какому литературному жанру относится это произведение? Почему?
- Какой это рассказ — весёлый или грустный?
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три. Вправо ниже наклоняйся. Влево тоже наклоняйся. Покрутились, повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Один, два, три, четыре, пять. Открываем. Поморгаем, И читать мы начинаем.
Мечты (воображаемые поступки) Юрика
Поступки Юрика (реальные)
«- Что, если б моя сестрёнка тонула, я бы её спас?»
Сестрёнка попросила погулять.
«- Уходи, не мешай думать!»
«- Вот если б на няню волки
напали, а я бы их застрелил!»
Няня попросила убрать посуду.
«- Убери сама, некогда мне!»
«- Вот если б Трезорка в
колодец упал, а я бы его
вытащил!»
Трезорка захотел пить.
«- Пошёл вон! Не мешай думать!»
Выборочное чтение
– В какое время суток происходит действие рассказа?
– Какая погода была в тот день?
– Что захотелось сделать мальчику?
– О чём думал Юра?
– О чём попросила сестрёнка? Сравните по смыслу слова сестра и сестрёнка .
– С какой просьбой обратилась няня?
– Чего хотел Трезорка?
– Прочитай ответы Юры, передавая голосом его недовольство, настроение.
– Что посоветовала мама сыну?
-О ком думает Юра на самом деле?
Выбери и подчеркни нужные слова:
смелый
заботливый
умный
эгоистичный
добрый
грубый
мечтательный
внимательный
заботливый
отзывчивый
невежливый
вежливый
невнимательный
воспитанный
ласковый
Характеристика героя
- В каком случае можно сделать что-то хорошее?
- Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?
- Какие добрые дела вы можете сделать?
- Будете ли вы ждать награды?
Кластер «Добрые дела»
Главная мысль рассказа В. А. Осеевой
«Хорошее»
- А теперь объясните название рассказа «Хорошее».
на деле
Хорошее нужно совершать … ,
а не … .
в мыслях
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Добрый человек добру и учит.
Отработка чтения по ролям
- Сколько действующих лиц в этом рассказе? - Кто должен читать слова, после авторских: “Юра думает… ?”. - Есть ли слова у Трезора? - Как можно читать мысли Юры? - А слова, обращенные к сестре, няне и к собаке?
План
1. Юра проснулся.
2. Просьба сестрёнки.
3. Нянина просьба.
4. Трезорка хочет воды.
5. Совет мамы.
Итоги урока
Рассказы
В. А. Осеевой
«Волшебное слово»
Основные качества
вежливость,
доброта
внимание, забота, желание помочь
другим, отзывчивость
«Хорошее»
- Кратко перескажите рассказ
по картинному плану
по словесному плану
без плана
2. Придумайте продолжение к этому рассказу: что могло случиться дальше?
3. Составьте кластер «Добрые дела»
я узнал
меня удивило
мне не понравилось
мне понравилось
для меня стало новым
Я уважителен и доброжелателен к людям.
Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
Мне трудно быть уважительным и вежливым.