СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по литературе, 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", оформленная в виде презентации.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по литературе, 10 класс»

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечеству и гуманизму» (Ч.Айтматов). «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, - этот человек – Достоевский» (М.Горький).

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

«В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечеству и гуманизму» (Ч.Айтматов).

«Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, - этот человек – Достоевский» (М.Горький).

Основные вопросы Сюжет, композиция, жанр. Смысл названия. Отображение русской действительности в романе. Петербург в романе. Трагедия маленьких людей. Теория «сверхчеловека». «Двойники» в романе. Эволюция идеи «двойничества». Крушение идеи Раскольникова. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Страдание и очищение в романе. Образ Сони Мармеладовой.

Основные вопросы

  • Сюжет, композиция, жанр. Смысл названия.
  • Отображение русской действительности в романе.
  • Петербург в романе. Трагедия маленьких людей.
  • Теория «сверхчеловека». «Двойники» в романе. Эволюция идеи «двойничества». Крушение идеи Раскольникова.
  • Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Страдание и очищение в романе.
  • Образ Сони Мармеладовой.
История создания Летом 1865 года, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в июле1864 года, Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых под названием «Пьяненький».

История создания

Летом 1865 года, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в июле1864 года, Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых под названием «Пьяненький».

Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года.

Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года.

Смысл названия Преступление – пере - ступание через юридические, правовые, социальные, нравственные, ветхозаветные заведи. Наказание - на древнерусском языке слово означало «обучение», «наука», «указ», «наказ», «наставление», «завещание», «указание праведного пути».

Смысл названия

Преступление – пере - ступание через юридические, правовые, социальные, нравственные, ветхозаветные заведи.

Наказание - на древнерусском языке слово означало «обучение», «наука», «указ», «наказ», «наставление», «завещание», «указание праведного пути».

Содержание Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это – психологический отчет одного преступления … Молодой человек, исключенный из студентов и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным идеям», решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты…» «Психологический отчет» постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.

Содержание

Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это – психологический отчет одного преступления … Молодой человек, исключенный из студентов и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным идеям», решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты…»

«Психологический отчет» постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.

Композиция и жанр Роман состоит из 6 частей и эпилога 1 часть: 2 – 5 часть: наказание Эпилог: («психологический отчет» преступника) раскаяние совершение преступления Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: Философские и религиозные размышления Психологические исследования Любовная интрига Социально-бытовой жанр : Детектив: совершено преступление, которое раскрывается даны картины жизни униженных и оскорбленных

Композиция и жанр

Роман состоит из 6 частей и эпилога

1 часть:

2 – 5 часть: наказание

Эпилог:

(«психологический отчет» преступника)

раскаяние

совершение преступления

Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров:

Философские и религиозные размышления

Психологические исследования

Любовная интрига

Социально-бытовой жанр :

Детектив:

совершено преступление, которое раскрывается

даны картины жизни униженных и оскорбленных

Главные идеи романа Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры , которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность. Автор был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору». Роман признан величайшим философско-психологическим произведением в мировой литературе

Главные идеи романа

Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры , которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери.

Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.

Автор был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору».

Роман признан величайшим философско-психологическим произведением в мировой литературе

Петербург в романе Интерьеры Пейзажи Портреты Сцены уличной жизни

Петербург в романе

Интерьеры

Пейзажи

Портреты

Сцены уличной жизни

Пейзажи отвратительный и грустный колорит городского дня (ч.1, гл.1, ч.2., гл.1); «великолепная панорама Петербурга» (ч.2, гл.2);  вечерний Петербург (ч.2, гл.6); вид из комнаты Раскольникова (ч.4, гл.5); грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова (ч.4, гл.6)

Пейзажи

  • отвратительный и грустный колорит городского дня (ч.1, гл.1, ч.2., гл.1);
  • «великолепная панорама Петербурга» (ч.2, гл.2);
  • вечерний Петербург (ч.2, гл.6);
  • вид из комнаты Раскольникова (ч.4, гл.5);
  • грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова (ч.4, гл.6)
Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга? запах цветов, запах свежей выпечки, запах кабаков и распивочных, запах духов, запах скота и овса (на Сенной), вонь, душный запах улиц, затхлый запах плесени каморок и подвалов

Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?

запах цветов, запах свежей выпечки, запах кабаков и распивочных, запах духов, запах скота и овса (на Сенной), вонь, душный запах улиц, затхлый запах плесени каморок и подвалов

Сцены уличной жизни пьяный в телеге (ч.1, гл.1); сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние (ч.2, гл.2); шарманщик и толпа женщин у распивочной (ч.2, гл.6); смерть Катерины Ивановны (ч.5, гл.5) От встреч с этими людьми у Раскольникова остаётся ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Сцены уличной жизни

  • пьяный в телеге (ч.1, гл.1);
  • сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние (ч.2, гл.2);
  • шарманщик и толпа женщин у распивочной (ч.2, гл.6);
  • смерть Катерины Ивановны (ч.5, гл.5)

От встреч с этими людьми у Раскольникова остаётся ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим мы на улицах города? смех детей, шарманка, чтение стихов, радостные песни, пьяные выкрики, ругань, счастливые речи влюбленных, свист кнута, пение птиц, раздражение, шелест деревьев, тоска, колокольный звон…

Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим мы на улицах города?

смех детей, шарманка, чтение стихов, радостные песни, пьяные выкрики, ругань, счастливые речи влюбленных, свист кнута, пение птиц, раздражение, шелест деревьев, тоска, колокольный звон…

каморка Раскольникова – ч.1, гл.3; кабак – ч.1., гл.2; комната Мармеладовых – ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7; трактир, в котором исповедуется Свидригайлов – ч.4, гл.3; комната Сони – ч.4, гл.4 Интерьеры
  • каморка Раскольникова – ч.1, гл.3;
  • кабак – ч.1., гл.2; комната Мармеладовых – ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7;
  • трактир, в котором исповедуется Свидригайлов – ч.4, гл.3;
  • комната Сони – ч.4, гл.4

Интерьеры

В Столярном переулке, в доме № 19/5, Достоевский поселил Раскольникова. «Во внутреннем дворе, справа, есть парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова.

В Столярном переулке, в доме № 19/5, Достоевский поселил Раскольникова. «Во внутреннем дворе, справа, есть парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова.

Портреты  Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Все люди обездоленные, бедные, несчастные. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Портреты

Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Все люди обездоленные, бедные, несчастные.

На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Какой цвет преобладает в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения? жёлтый, красный, синий, серый, розовый, грязно-жёлтый , фиолетовый, оранжевый, зеленый, белый, чёрный, красный…

Какой цвет преобладает в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения?

жёлтый, красный, синий, серый, розовый, грязно-жёлтый , фиолетовый, оранжевый, зеленый, белый, чёрный, красный…

Ответ Жёлтый (жёлтые обои, стены) Серый (серое небо, серые улицы, серая пыль) Чёрный (черные подвалы, лестницы)

Ответ

Жёлтый (жёлтые обои, стены)

Серый (серое небо, серые улицы, серая пыль)

Чёрный (черные подвалы, лестницы)

Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург подвалов и чердаков — это город «униженных и оскорбленных» .

Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург подвалов и чердаков — это город «униженных и оскорбленных» .

«Изображение жизни униженных и  оскорбленных в романе 1.  Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей. 2. Широта изображения в романе нищеты и страданий «бедных людей»: а) описание петербургских трущоб; - будничные кошмары; - описание «дворов-колодцев», домов, комнат-«гробов». б) «Униженные и оскорбленные» в романе: - Соня Мармеладова и ее семья; - сестра и мать Раскольникова. в) Мир насилия и грабителей в романе – мир Свидригайловых, Лужиных и пр. г) Характер социального протеста в романе. 3. Боль за человека – основа авторской позиции в романе.

«Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе

1. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.

2. Широта изображения в романе нищеты и страданий «бедных людей»:

а) описание петербургских трущоб;

- будничные кошмары;

- описание «дворов-колодцев», домов, комнат-«гробов».

б) «Униженные и оскорбленные» в романе:

- Соня Мармеладова и ее семья;

- сестра и мать Раскольникова.

в) Мир насилия и грабителей в романе – мир Свидригайловых, Лужиных и пр.

г) Характер социального протеста в романе.

3. Боль за человека – основа авторской позиции в романе.

Семья Мармеладовых Катерина Ивановна Соня Дети Семён Захарыч Счастливый случай (а если бы его не было?) Проституция на «улице» Смерть на улице Смерть на улице Писатель выносит приговор обществу, основанному на власти денег. Достоевский сочувствует «маленьким людям», видит в них высокую человечность, выражает свою боль за поруганное человеческое достоинство.

Семья Мармеладовых

Катерина Ивановна

Соня

Дети

Семён Захарыч

Счастливый случай (а если бы его не было?)

Проституция на «улице»

Смерть на улице

Смерть на улице

Писатель выносит приговор обществу, основанному на власти денег. Достоевский сочувствует «маленьким людям», видит в них высокую человечность, выражает свою боль за поруганное человеческое достоинство.

Мотив тупика Петербург Достоевского - это город контрастов : «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца , и город-призрак , и город-тупик ; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Мотив тупика

Петербург Достоевского - это город контрастов : «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца , и город-призрак , и город-тупик ; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Душа Петербурга = Душа Раскольникова Царственная Нева Красив, мечтатель, романтик, гордый, благородная и сильная личность Золотой Исаакий «Великолепная панорама» Двойственность (величие и холод) Мысль об убийстве Сенная, закоулки, беднота, мерзость, безобразие

Душа Петербурга = Душа Раскольникова

Царственная Нева

Красив, мечтатель, романтик, гордый, благородная и сильная личность

Золотой Исаакий

«Великолепная панорама»

Двойственность (величие и холод)

Мысль об убийстве

Сенная, закоулки, беднота, мерзость, безобразие

Родион Раскольников Главный герой романа – разночинец, бедный студент.   Он наделен привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с привлекательными темными глазами…ростом выше среднего, тонок и строен».  В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие.

Родион Раскольников

Главный герой романа – разночинец, бедный студент.

Он наделен привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с привлекательными темными глазами…ростом выше среднего, тонок и строен».

В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие.

Имя главного героя  Раскольников Родион Романович 1. Историко-философский аспект . Раскол – старообрядчество, течение, возникшее в середине 17 века в русской церкви как протест против нововведений реформы Никона   2. Семантический аспект. Раскол – раздвоение 3. Трактовка литературоведа С.В. Белова Раскольников (раскалывает) породившую (Родион - родной) его мать землю, его родину Романовых (отчество героя) Раскол родины Романовых

Имя главного героя Раскольников Родион Романович

1. Историко-философский аспект .

Раскол – старообрядчество, течение, возникшее в середине 17 века в русской церкви как протест против нововведений реформы Никона

 

2. Семантический аспект.

Раскол – раздвоение

3. Трактовка литературоведа С.В. Белова

Раскольников (раскалывает) породившую (Родион - родной) его мать землю, его родину Романовых (отчество героя)

Раскол родины Романовых

История преступления: расположите в хронологическом порядке 1. Детальный анализ, расчёты 2. Письмо матери 3. Проба 4. Статья Раскольникова 5. Разговор студента и офицера в распивочной 6. Знакомство с Мармеладовым

История преступления: расположите в хронологическом порядке

1. Детальный анализ, расчёты

2. Письмо матери

3. Проба

4. Статья Раскольникова

5. Разговор студента и офицера в распивочной

6. Знакомство с Мармеладовым

Что пошло не так и почему? Проследите за внутренним состоянием Раскольникова.

Что пошло не так и почему?

Проследите за внутренним состоянием Раскольникова.

Путь Раскольникова на преступление

Путь Раскольникова на преступление

Задание: заполните таблицу Развитие идеи Состояние Раскольникова Первая встреча с Алёной Ивановной Разговор в трактире студента и офицера Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание её Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре Сон, в котором сконцентрировалось всё вселенское горе Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной

Задание: заполните таблицу

Развитие идеи

Состояние Раскольникова

Первая встреча с Алёной Ивановной

Разговор в трактире студента и офицера

Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб

Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание её

Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре

Сон, в котором сконцентрировалось всё вселенское горе

Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной

Статья Раскольникова в газете «Периодическая мысль»: «О преступлении» «…идея – сила, формирующая человека его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда»

Статья Раскольникова в газете «Периодическая мысль»: «О преступлении»

«…идея – сила, формирующая человека его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда»

Теория о «делении людей на два разряда» Обыкновенные люди Необыкновенные люди Люди консервативные, чинные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными. Эти люди устанавливают новый закон жизни, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своем пути для достижения своих целей. Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных. Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего. Они слабы, бессильны и не способны изменить своей участи. Их жизнь лишь может служить жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для избранных. Это избранные люди . Такими личностями были, например, Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон

Теория о «делении людей на два разряда»

Обыкновенные люди

Необыкновенные люди

Люди консервативные, чинные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными.

Эти люди устанавливают новый закон жизни, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своем пути для достижения своих целей.

Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных.

Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего.

Они слабы, бессильны и не способны изменить своей участи.

Их жизнь лишь может служить жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для избранных.

Это избранные люди . Такими личностями были, например, Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон

Каков, по вашему мнению, главный мотив убийства из тех, что Раскольников называет Соне Мармеладовой? (часть пятая, гл.4) Раскольников о мотивах убийства Авторские ремарки Наблюдение Сони за поведением героя

Каков, по вашему мнению, главный мотив убийства из тех, что Раскольников называет Соне Мармеладовой? (часть пятая, гл.4)

Раскольников о мотивах убийства

Авторские ремарки

Наблюдение Сони за поведением героя

Находясь во власти этой теории, Раскольников убежден, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития. «Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

Находясь во власти этой теории, Раскольников убежден, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития.

«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

Причины преступления Философское обоснование Психологические истоки Социальные причины - нищета и безысходность положения Раскольникова - желание помочь матери и сестре, самому завершить образование - сострадание к человеческому горю, «большое сердце» - желание помочь всем «униженным и оскорблённым» - душевные муки и поиски выхода из тупика - уязвлённая гордость и уверенность в своей исключительности - желание испытать себя: кто он – «тварь дрожащая» или «право имеет» - деление человечества на два разряда: «Тварей дрожащих» и «право имеющих» - разрешение «крови по совести, дабы осчастливить человечество» - цель – «свобода и власть»

Причины преступления

Философское обоснование

Психологические истоки

Социальные причины

- нищета и безысходность положения Раскольникова

- желание помочь матери и сестре, самому завершить образование

- сострадание к человеческому горю, «большое сердце»

- желание помочь всем «униженным и оскорблённым»

- душевные муки и поиски выхода из тупика

- уязвлённая гордость и уверенность в своей исключительности

- желание испытать себя: кто он – «тварь дрожащая» или «право имеет»

- деление человечества на два разряда: «Тварей дрожащих» и «право имеющих»

- разрешение «крови по совести, дабы осчастливить человечество»

- цель – «свобода и власть»

«Двойники» в романе Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории. Согласны ли вы с ним? (ч.2, гл.5) Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»? Что в поведении и высказываниях Порфирия Петровича позволяет назвать его «двойником» Раскольникова?

«Двойники» в романе

Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории. Согласны ли вы с ним? (ч.2, гл.5)

Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»?

Что в поведении и высказываниях Порфирия Петровича позволяет назвать его «двойником» Раскольникова?

Встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем Первая встреча - ч.3, гл.5 . После убийства он во что бы то ни стало хочет победить «болезненно раздраженную натуру свою», побороть ощущение преступности, доказать себе, что он не «тварь дрожащая». Именно с этой целью «доказать» отправляется Раскольников к следователю. Вторая встреча - ч.4, гл.5 . На второй поединок с Порфирием Петровичем Раскольников идет, преследуя единственную цель: «… хоть на этот раз во что бы то ни стало победить раздраженную натуру свою». Третья встреча - ч.4, гл.2 . Победить свою натуру и следователя Раскольников хочет, опираясь на свою систему взглядов.

Встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем

Первая встреча - ч.3, гл.5 . После убийства он во что бы то ни стало хочет победить «болезненно раздраженную натуру свою», побороть ощущение преступности, доказать себе, что он не «тварь дрожащая». Именно с этой целью «доказать» отправляется Раскольников к следователю.

Вторая встреча - ч.4, гл.5 . На второй поединок с Порфирием Петровичем Раскольников идет, преследуя единственную цель: «… хоть на этот раз во что бы то ни стало победить раздраженную натуру свою».

Третья встреча - ч.4, гл.2 . Победить свою натуру и следователя Раскольников хочет, опираясь на свою систему взглядов.

Христианская любовь и смирение спасают Наделена даром бесконечного сострадания людям. Идёт на страдания и унижения ради близких. «Себя убила». Соня Мармеладова «Двойники» в романе Лужин Свидригайлов Порфирий Петрович Делец, деньги – единственный его Бог. Готов «переступить все препятствия». Живёт по принципу «всё дозволено». Человек, лишённый нравственных устоев, запретов. Доведённый до цинизма вариант теории Раскольникова. Ему тоже идти некуда. Он «исчисляет» Раскольникова. Он – порождение Петербурга, поглощён городом. Бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счёт других

Христианская любовь и смирение спасают

Наделена даром бесконечного сострадания людям. Идёт на страдания и унижения ради близких. «Себя убила».

Соня Мармеладова

«Двойники» в романе

Лужин

Свидригайлов

Порфирий Петрович

Делец, деньги – единственный его Бог. Готов «переступить все препятствия». Живёт по принципу «всё дозволено».

Человек, лишённый нравственных устоев, запретов. Доведённый до цинизма вариант теории Раскольникова.

Ему тоже идти некуда. Он «исчисляет» Раскольникова. Он – порождение Петербурга, поглощён городом.

Бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счёт других

Наказание  «да неужели ж, я в самом деле возьму топор, стану бить по голове… Господи, неужели?» «чувство разомкнутости и разъединенности с людьми замучило его» «…словно бы ножницами отрезал себя от них» «я не старушонку, я себя убил…» Последствия Смерть матери Раскольникова и страдание сестры – расплата за то, что он вмешался в промысел божий Осмеяние и осуждение Раскольникова теми самыми «униженными и оскорблёнными, ради которых он пошел на преступление Крах антигуманной теории Ненависть каторжан Сон о моровой язве. Ад одного может обернуться адом для всех Открытие мира христианских ценностей. Путь к покаянию

Наказание

«да неужели ж, я в самом деле возьму топор, стану бить по голове… Господи, неужели?»

«чувство разомкнутости и разъединенности с людьми замучило его» «…словно бы ножницами отрезал себя от них»

«я не старушонку, я себя убил…»

Последствия

  • Смерть матери Раскольникова и страдание сестры – расплата за то, что он вмешался в промысел божий
  • Осмеяние и осуждение Раскольникова теми самыми «униженными и оскорблёнными, ради которых он пошел на преступление
  • Крах антигуманной теории
  • Ненависть каторжан
  • Сон о моровой язве. Ад одного может обернуться адом для всех
  • Открытие мира христианских ценностей. Путь к покаянию
Почему герой сделал явку с повинной?

Почему герой сделал явку с повинной?

Соня Мармеладова В чем же «правда» Сони, по каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» героиня? Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают эти герои? Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая? Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой. Как это произошло?

Соня Мармеладова

В чем же «правда» Сони, по каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» героиня?

Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают эти герои?

Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая?

Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой. Как это произошло?

Визиты Раскольникова к Соне (цель посещения)

Визиты Раскольникова к Соне (цель посещения)

Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и Соне?

Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и Соне?

· «… в этих больных и бледных лицах сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. · Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». · «Он даже не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим будущим подвигом…» Соня Мармеладова помогла понять Раскольникову, что его идея, это ложный путь, избранный им, ведет не к власти, не к возвышению его личности, а к нравственной пытке, к духовной смерти.

· «… в этих больных и бледных лицах сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь.

· Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

· «Он даже не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим будущим подвигом…»

Соня Мармеладова помогла понять Раскольникову, что его идея, это ложный путь, избранный им, ведет не к власти, не к возвышению его личности, а к нравственной пытке, к духовной смерти.

Каких страшных мучений стоила мне теперь эта жажда верить! Через большое горнило сомнений моя осанна прошла. Я дитя века, дитя сомнения, неверия и упования на Христа.   Ф.М. Достоевский

Каких страшных мучений стоила мне теперь эта жажда верить!

Через большое горнило сомнений моя осанна прошла.

Я дитя века, дитя сомнения, неверия и упования на Христа.

 

Ф.М. Достоевский

Христос в себе и слове своём нёс идеал красоты, под которым понимается честь, совесть, человеколюбие.  Ф.М. Достоевский

Христос в себе и слове своём нёс идеал красоты, под которым понимается честь, совесть, человеколюбие.

Ф.М. Достоевский

Роман вызвал большой ажиотаж в обществе Бахтин М.М. «Идея – «живое событие», разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний. Идеи Достоевского диалогичны. Им не страшны ни противоречия, ни алогизмы». Критик В.Я. Карпотин трактовал теорию Раскольникова как синтез двух «антитез»: «идеи Наполеона» и «идеи Мессии». Критик Захаров : «реализм в высшем смысле». Фридлендер Г.М. «Достоевский обращается к «вековечным» проблемам человеческого существования». «Достоевский в своем романе свидетельствует о смысле прохождения через зло, через бездонное испытание и последнюю свободу» - утверждает Бердяев .

Роман вызвал большой ажиотаж в обществе

Бахтин М.М. «Идея – «живое событие», разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний. Идеи Достоевского диалогичны. Им не страшны ни противоречия, ни алогизмы».

Критик В.Я. Карпотин трактовал теорию Раскольникова как синтез двух «антитез»: «идеи Наполеона» и «идеи Мессии».

Критик Захаров : «реализм в высшем смысле».

Фридлендер Г.М. «Достоевский обращается к «вековечным» проблемам человеческого существования».

«Достоевский в своем романе свидетельствует о смысле прохождения через зло, через бездонное испытание и последнюю свободу» - утверждает Бердяев .

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - это попытка решить вопросы · «Что выше - счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? · Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? · Как бороться со злом и насилием - только идеями или идеями или насилием тоже? «В этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они составляют главную ось романа Достоевского,- писал в 1890 году Дмитрий Мережковский ,- таким образом, это произведение делается воплощением одной из великих болезней современной жизни: это Гордиев узел, который разрубить суждено только героям будущих времен».

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - это попытка решить вопросы

· «Что выше - счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью?

· Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага?

· Как бороться со злом и насилием - только идеями или идеями или насилием тоже?

«В этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они составляют главную ось романа Достоевского,- писал в 1890 году Дмитрий Мережковский ,- таким образом, это произведение делается воплощением одной из великих болезней современной жизни: это Гордиев узел, который разрубить суждено только героям будущих времен».

Единый суд – моя совесть , то есть сидящий во мне Бог . Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.  Ф.М. Достоевский Ф. М. Достоевский, 1879

Единый суд – моя совесть , то есть сидящий во мне Бог . Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.

Ф.М. Достоевский

Ф. М. Достоевский, 1879

Выводы: Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность человечности с истинной совестливостью. Роман и его герой убеждают, что осуществление своих целей за счет ущемления интересов других людей безнравственно и бесчеловечно. Преступления ведут к разрушению личности самого «переступившего».

Выводы:

  • Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность человечности с истинной совестливостью.
  • Роман и его герой убеждают, что осуществление своих целей за счет ущемления интересов других людей безнравственно и бесчеловечно.
  • Преступления ведут к разрушению личности самого «переступившего».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!