СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока "Прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка презентации к уроку русского языка "Имя прилагательное".

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "Прилагательное"»

 Урок в 6 классе  Повторение по теме «Имя прилагательное»  Автор: учитель русского языка и литературы МКОУ «Сагасидейбукская СОШ» Магомедова Д.К.

Урок в 6 классе

Повторение по теме

«Имя прилагательное»

Автор: учитель русского языка и литературы

МКОУ «Сагасидейбукская СОШ» Магомедова Д.К.

Задачи: 1 Систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное», закрепить навыки правописания прилагательных. 2 Развивать память, мышление учащихся при выполнении различных заданий. 3 Воспитывать в учащихся самостоятельность, инициативность, интерес к урокам русского языка.

Задачи:

1 Систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное», закрепить навыки правописания прилагательных.

2 Развивать память, мышление учащихся при выполнении различных заданий.

3 Воспитывать в учащихся самостоятельность, инициативность, интерес к урокам русского языка.

 Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Осенний вечер Федор Тютчев Есть в светлости осенних вечеров  Умильная, таинственная прелесть!..  Зловещий блеск и пестрота дерев,  Багряных листьев томный, легкий шелест,  Туманная и тихая лазурь  Над грустно-сиротеющей землею  И, как предчувствие сходящих бурь,  Порывистый, холодный ветр порою,  Ущерб, изнеможенье — и на всем  Та кроткая улыбка увяданья,  Что в существе разумном мы зовем  Божественной стыдливостью страданья!

Осенний вечер

Федор Тютчев

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья!

«Этимологическая страничка». Чтобы лучше понять это слово, стоит попробовать разобраться с его происхождением. Итак, смотрим: ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это перевод с латинского adjectivum – «то, что добавляют (прилагают) к существительному». Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем вглубь истории. Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.

«Этимологическая страничка».

Чтобы лучше понять это слово, стоит попробовать разобраться с его происхождением. Итак, смотрим:

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это перевод с латинского adjectivum – «то, что добавляют (прилагают) к существительному».

Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем вглубь истории.

Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.

Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет… Лес, оказывается, может быть не только зеленым, а юным, а дым не только серым. Имена прилагательные описывают предмет, как будто рисуем его красками.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет…

Лес, оказывается, может быть не только зеленым, а юным, а дым не только серым. Имена прилагательные описывают предмет, как будто рисуем его красками.

Эпитет — это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску,  усиливать их смысл, подчеркивать образность . Но самое главное – делать предложение более красивым.

Эпитет — это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску,  усиливать их смысл, подчеркивать образность . Но самое главное – делать предложение более красивым.

Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные , с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры: глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная; черная тоска – максимально печальное состояние; стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.

Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные , с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:

глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;

черная тоска – максимально печальное состояние;

стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.

С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман...

С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман...

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце -не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман... (И.С.Тургенев,

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце -не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман... (И.С.Тургенев, "Бежин луг").

Физминутка

Физминутка

- Ворота открываются, и мы попадаем сразу в необычный зоопарк, где и животных, и птиц, и насекомых мы должны назвать по их характерному признаку. Характерные признаки животных, насекомых и птиц: 1) хитрая, 2) трусливый, 3) глупый, 4) полосатая, 5) вороной, б) грозный, 7) серый, 8) трудолюбивая, 9) лапчатый, 10) белобокая...

- Ворота открываются, и мы попадаем сразу в необычный зоопарк, где и животных, и птиц, и насекомых мы должны назвать по их характерному признаку. Характерные признаки животных, насекомых и птиц: 1) хитрая, 2) трусливый, 3) глупый, 4) полосатая, 5) вороной, б) грозный, 7) серый, 8) трудолюбивая, 9) лапчатый, 10) белобокая...

- Ворота открываются, и мы попадаем сразу в необычный зоопарк, где и животных, и птиц, и насекомых мы должны назвать по их характерному признаку. Характерные признаки животных, насекомых и птиц: 1) хитрая, 2) трусливый, 3) глупый, 4) полосатая, 5) вороной, б) грозный, 7) серый, 8) трудолюбивая, 9) лапчатый, 10) белобокая... Справка.  1) Лиса; 2) заяц; 3) осел; 4) зебра; 5) конь; 6) лев; 7) волк; 8) пчела; 9) гусь; 10) сорока. У обитателей зоопарка названы характерные и постоянные признаки, поэтому вы легко их узнали. Эти признаки выражены именами прилагательными, а они являются эпитетами, постоянными эпитетами в данных примерах

- Ворота открываются, и мы попадаем сразу в необычный зоопарк, где и животных, и птиц, и насекомых мы должны назвать по их характерному признаку. Характерные признаки животных, насекомых и птиц: 1) хитрая, 2) трусливый, 3) глупый, 4) полосатая, 5) вороной, б) грозный, 7) серый, 8) трудолюбивая, 9) лапчатый, 10) белобокая...

Справка.  1) Лиса; 2) заяц; 3) осел; 4) зебра; 5) конь; 6) лев; 7) волк; 8) пчела; 9) гусь; 10) сорока. У обитателей зоопарка названы характерные и постоянные признаки, поэтому вы легко их узнали. Эти признаки выражены именами прилагательными, а они являются эпитетами, постоянными эпитетами в данных примерах

1.   без НЕ не употребляется (неряшливый, небрежный) 2.  можно заменить синонимом без НЕ (неправда – ложь) раздельно: есть противопоставление с союзом А  2.  если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не.)   Не высокий, а низкий, необычный, далеко не плохой, неуклюжий, совсем не глубокий, неширокая, но глубокая, ненастоящий, невзрачный, вовсе не простой, нелепый , неудачный, необыкновенный.

1.   без НЕ не употребляется (неряшливый, небрежный)

2.  можно заменить синонимом без НЕ (неправда – ложь)

раздельно:

есть противопоставление с союзом А

2.  если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не.)

Не высокий, а низкий, необычный, далеко не плохой, неуклюжий, совсем не глубокий, неширокая, но глубокая, ненастоящий, невзрачный, вовсе не простой, нелепый , неудачный, необыкновенный.

Работа с текстом. Прочитать текст, определить его тему, идею. Озаглавить. Найти и объяснить слова с изученными орфограммами. Прекрасен лес в сказочном феврал?ском наряде! Зимнее солнце разбрасывает свои (не)яркие лучи по веткам деревьев. На снежном ковре ч..тко выделяются ц..почки лоси(н,нн)ых и лис..их следов, а от кустов и сосен прот..нулись темные тени. Тихо в лесу в этот ра(н,нн)ий час. Молчат серебря(н,нн)ые от инея деревья, кружатся в воздухе(не)весомые снежинки. Чуть прик..снеш.?ся к гигант..ой еловой лапе, и на тебя обрушит.?ся (не)об.?ятное снежное облако.

Работа с текстом. Прочитать текст, определить его тему, идею. Озаглавить. Найти и объяснить слова с изученными орфограммами.

  • Прекрасен лес в сказочном феврал?ском наряде! Зимнее солнце разбрасывает свои (не)яркие лучи по веткам деревьев. На снежном ковре ч..тко выделяются ц..почки лоси(н,нн)ых и лис..их следов, а от кустов и сосен прот..нулись темные тени. Тихо в лесу в этот ра(н,нн)ий час. Молчат серебря(н,нн)ые от инея деревья, кружатся в воздухе(не)весомые снежинки. Чуть прик..снеш.?ся к гигант..ой еловой лапе, и на тебя обрушит.?ся (не)об.?ятное снежное облако.
1. Назовите словосочетания, в которых прилагательные обозначают признаки предмета: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по весу; 5) по месту; 6) по времени; 7) по материалу; 8) по вкусу; 9) по назначению; 10) по принадлежности; 11) по цене; 12) по возрасту; 13) по внешнему виду; 14) по внутренним качествам. Алая заря, круглый стол, городской парк, зимняя ночь, каменное здание, космический корабль, гигантский рост, сладкий чай, дорогой ковер, легкая деталь, сегодняшняя газета, юный техник, дедушкин портфель, высокий юноша, смелый пограничник.

1. Назовите словосочетания, в которых прилагательные обозначают признаки предмета: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по весу; 5) по месту; 6) по времени; 7) по материалу; 8) по вкусу; 9) по назначению; 10) по принадлежности; 11) по цене; 12) по возрасту; 13) по внешнему виду; 14) по внутренним качествам.

Алая заря, круглый стол, городской парк, зимняя ночь, каменное здание, космический корабль, гигантский рост, сладкий чай, дорогой ковер, легкая деталь, сегодняшняя газета, юный техник, дедушкин портфель, высокий юноша, смелый пограничник.

 .Рефлексия . Урок наш подходит к концу. – О чем говорили на уроке? -Что повторили? -Кто почувствовал себя более уверенным в знаниях по теме «Имя прилагательное»

.Рефлексия .

Урок наш подходит к концу.

– О чем говорили на уроке?

-Что повторили?

-Кто почувствовал себя более уверенным в знаниях по теме «Имя прилагательное»

 Домашняя работа:  Повторить правила по прилагательному.

Домашняя работа:

Повторить правила по прилагательному.