СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Венские классики"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Венские классики"»

Симфония венских классиков Моцарт. Бетховен. Гайдн.

Симфония венских классиков

Моцарт. Бетховен. Гайдн.

Австрия. Столица - вена. Город музыки и искусств

Австрия. Столица - вена. Город музыки и искусств

  Вена считается городом музыки и искусства. Здесь жили и творили гениальные композиторы: Моцарт, Бетховен, Шуберт и Штраус, а также многие известные художники, которые превратили город в сокровищницу Европы. 

  Вена считается городом музыки и искусства. Здесь жили и творили гениальные композиторы: Моцарт, Бетховен, Шуберт и Штраус, а также многие известные художники, которые превратили город в сокровищницу Европы. 

Йозеф Гайдн (1732-1809)    Здесь он прожил большую часть своей жизни. Его учеником был юный Бетховен. 45 лет он, как и Леопольд Моцарт служил Эстергази придворным композитором. Творческое наследие его включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, оперы. Гайдна называют «отцом» симфонии и квартета. Немало написано и сонат, и симфоний, и квартетов и до Гайдна. Но только в творчестве Гайдна данные жанры стали классическими. В своей музыке Гайдн достаточно широко использовал народные мелодии. Его произведения отличает стройность и уравновешенность формы, светлый жизнеутверждающий характер. Именно поэтому музыку Гайдна называют классической. 

Йозеф Гайдн (1732-1809) 

Здесь он прожил большую часть своей жизни. Его учеником был юный Бетховен. 45 лет он, как и Леопольд Моцарт служил Эстергази придворным композитором. Творческое наследие его включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, оперы.

Гайдна называют «отцом» симфонии и квартета. Немало написано и сонат, и симфоний, и квартетов и до Гайдна. Но только в творчестве Гайдна данные жанры стали классическими. В своей музыке Гайдн достаточно широко использовал народные мелодии. Его произведения отличает стройность и уравновешенность формы, светлый жизнеутверждающий характер. Именно поэтому музыку Гайдна называют классической. 

Существует несколько версий истории создания и интерпретации произведения. Наиболее распространённой является та, согласно которой толчком к возникновению стала неудовлетворённость музыкантов князя своими бытовыми (или финансовыми) условиями. Гайдн сумел выразить её музыкальными средствами: во время исполнения финала оркестранты один за другим покидают сцену. По этой причине произведение позднее получило известность как «Прощальная симфония», а также «Симфония при свечах». Симфония №45

Существует несколько версий истории создания и интерпретации произведения. Наиболее распространённой является та, согласно которой толчком к возникновению стала неудовлетворённость музыкантов князя своими бытовыми (или финансовыми) условиями. Гайдн сумел выразить её музыкальными средствами: во время исполнения финала оркестранты один за другим покидают сцену. По этой причине произведение позднее получило известность как «Прощальная симфония», а также «Симфония при свечах».

Симфония №45

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) После Зальцбурга Вена казалась ему раем; он возлагал на нее самые блестящие надежды, которые (увы!) не осуществились во всю его жизнь. Моцарт не мог получить в Вене того значения и того положения, которых заслуживал силою своего таланта.  Моцарту приходилось зарабатывать свой хлеб менее всего любимой им педагогической деятельностью. С даровитыми учениками он занимался не только охотно, но вкладывал в занятия всю свою душу; одним из любимых его учеников был Гуммель, который, будучи ребенком, провел два года в доме Моцарта. Его гениальный учитель брал его всюду в концерты, выступал с ним вместе, вводил его во все знакомые дома, и впоследствии, когда Гуммель уже юношей давал концерты в Берлине и узнал, что в зале случайно находится Моцарт, он спрыгнул с эстрады, отыскал его в публике и бросился на шею своему любимому учителю.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

После Зальцбурга Вена казалась ему раем; он возлагал на нее самые блестящие надежды, которые (увы!) не осуществились во всю его жизнь. Моцарт не мог получить в Вене того значения и того положения, которых заслуживал силою своего таланта. Моцарту приходилось зарабатывать свой хлеб менее всего любимой им педагогической деятельностью. С даровитыми учениками он занимался не только охотно, но вкладывал в занятия всю свою душу; одним из любимых его учеников был Гуммель, который, будучи ребенком, провел два года в доме Моцарта. Его гениальный учитель брал его всюду в концерты, выступал с ним вместе, вводил его во все знакомые дома, и впоследствии, когда Гуммель уже юношей давал концерты в Берлине и узнал, что в зале случайно находится Моцарт, он спрыгнул с эстрады, отыскал его в публике и бросился на шею своему любимому учителю.

Моцарт и Сальери

Основную интригу вокруг личности Моцарта составляет история с Антонио Сальери, которого на протяжении нескольких сотен лет обвиняли в отравлении своего собрата по музыкальному ремеслу. Современные историки придерживаются мнения, что это не так, а история с отравлением пошла в народ с лёгкой руки А. С. Пушкина, который написал произведение “Моцарт и Сальери”, узнав о безвременной кончине великого австрийца. В нём он упоминал отравление, совершённое из зависти, и посыл оказался таким мощным, что многие и по сей день думают, что в смерти Вольфганга Амадея Моцарта повинен его друг и соперник Сальери.На самом деле соперничество между ними имело место быть. Когда Моцарт был уже известен, но ещё не знаменит столь широко, он разочарованно писал отцу, что для императора “нет никого, кроме Сальери”. А во время устроенного “состязания композиторов” Сальери за свою оперу получил в качестве платы 100 золотых дукатов — вдвое больше, чем Моцарт за свою. Что, как показывают сохранившиеся исторические свидетельства, никак не сказалось на их взаимоотношениях. Соперничество не стало преградой к дружбе, и современники утверждали, что оба композитора были довольно близки.

Как всё это было на самом деле, конечно, никто не знает, и вряд ли когда-нибудь узнает. 

Дом Моцарта в Вене 

Дом Моцарта в Вене 

Симфония №40 Она состоит из четырех частей. К этому времени Моцарт пережил смерть детей и матери, тяжело болел его отец, которому он не мог помочь, поэтому тема смерти звучит в первой, второй и четвертой частях симфонии. Это портрет Моцарта - человека, переживающего душевную трагедию. Первая часть симфонии начинается сразу с тревожных нот, и в ней, как и в четвертой части, идет борьба со злым роком. Вторая часть неторопливая, созерцательная, наполненная светом, ласковыми просящими интонациями. Она переходит из ми-бемоль мажора в соль минор, в менуэтный рисунок третьей части, в котором нет тепла, но есть суровая и мрачная сила. Финал (четвертая часть) двойственен. В нем слышатся приподнятость и горечь, подавлено чувство непонятной тревоги. Произведение завершается сурово и горько. Таков музыкальный портрет Моцарта в этом известнейшем произведении.

Симфония №40

Она состоит из четырех частей. К этому времени Моцарт пережил смерть детей и матери, тяжело болел его отец, которому он не мог помочь, поэтому тема смерти звучит в первой, второй и четвертой частях симфонии. Это портрет Моцарта - человека, переживающего душевную трагедию. Первая часть симфонии начинается сразу с тревожных нот, и в ней, как и в четвертой части, идет борьба со злым роком. Вторая часть неторопливая, созерцательная, наполненная светом, ласковыми просящими интонациями. Она переходит из ми-бемоль мажора в соль минор, в менуэтный рисунок третьей части, в котором нет тепла, но есть суровая и мрачная сила. Финал (четвертая часть) двойственен. В нем слышатся приподнятость и горечь, подавлено чувство непонятной тревоги. Произведение завершается сурово и горько. Таков музыкальный портрет Моцарта в этом известнейшем произведении.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Композитор - загадка  Обожал кофе. Не доверял своей служанке в его приготовлении. У него должно было быть именно 64 кофейных зерна. Одним из самых любимых блюд Бетховена был хлебный суп. Он ел его каждый четверг с десятью большими яйцами, которые смешивали с супом. Композитор лично проверял яйца, смотрел их на свет. И если они не были идеально свежими, Бетховен вызывал горе-домработницу для нагоняя. Ей всегда нужно было быть готовой убегать, ведь композитор имел привычку забрасывать ее яйцами в качестве наказания.   Бетховен очень любил салями и сыр. Запасы этих продуктов всегда хранились про запас в его комнате.

Композитор - загадка 

  • Обожал кофе. Не доверял своей служанке в его приготовлении. У него должно было быть именно 64 кофейных зерна.
  • Одним из самых любимых блюд Бетховена был хлебный суп. Он ел его каждый четверг с десятью большими яйцами, которые смешивали с супом. Композитор лично проверял яйца, смотрел их на свет. И если они не были идеально свежими, Бетховен вызывал горе-домработницу для нагоняя. Ей всегда нужно было быть готовой убегать, ведь композитор имел привычку забрасывать ее яйцами в качестве наказания.
  •   Бетховен очень любил салями и сыр. Запасы этих продуктов всегда хранились про запас в его комнате.
Бетховен   впервые приехал в Вену в 1787году в возрасте 17 лет. Вена покорила его. А в 1792 году он приехал в Вену во второй раз по приглашению Гайдна и оставался здесь до конца своих дней. Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, но они быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен думал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену : 

Бетховен   впервые приехал в Вену в 1787году в возрасте 17 лет. Вена покорила его. А в 1792 году он приехал в Вену во второй раз по приглашению Гайдна и оставался здесь до конца своих дней. Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, но они быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен думал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену :  " Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам."

Потеря слуха Бетховен   начал   терять   слух  в 1796 году, на 26-м году жизни, а к 1811 году оглох полностью. Болезнь не отвратила композитора от сочинения музыки, однако выступать на концертах ему стало гораздо сложнее. Например, известен случай, когда в 1824 году, на премьере

Потеря слуха

Бетховен   начал   терять   слух  в 1796 году, на 26-м году жизни, а к 1811 году оглох полностью. Болезнь не отвратила композитора от сочинения музыки, однако выступать на концертах ему стало гораздо сложнее. Например, известен случай, когда в 1824 году, на премьере "Девятой симфонии", стоявшего спиной к публике  Бетховена  специально развернули для того, чтобы он мог хотя бы увидеть зал, который в то время взрывался овациями.

Симфония №5 Эта симфония стала самой популярной в бетховенском наследии. Она была окончена в 1808 году, впервые исполнена в Вене в декабре этого же года под управлением автора, одновременно с 6 симфонией. Композитор работал над ней довольно долго – в течение четырех лет, параллельно с 4 и 6 симфониями. В 5 симфонии раскрывается основная тема бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь  «от мрака – к свету, через борьбу – к победе» .

Симфония №5

Эта симфония стала самой популярной в бетховенском наследии. Она была окончена в 1808 году, впервые исполнена в Вене в декабре этого же года под управлением автора, одновременно с 6 симфонией. Композитор работал над ней довольно долго – в течение четырех лет, параллельно с 4 и 6 симфониями.

В 5 симфонии раскрывается основная тема бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь  «от мрака – к свету, через борьбу – к победе» .