Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по реабилитации несовершеннолетних
«Ступени творчества»
Модуль «Увлекательное рукоделие»
Раздел
«Волшебный лоскутик»
«Виды мягкой игрушки»
Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра: взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку. А изготовление игрушки собственными руками - занятие особенное. Оно доступно всем. Шитье игрушки вызывает светлые чувства. Такой труд доставляет наслаждение, приобщает к миру прекрасного, к природе, искусству. Помогает лучше разглядеть и узнать окружающий мир.
Тот, кто умеет шить игрушки, уже не будет задумываться, что подарить ко дню рождения маме или дедушке. Игрушки, выполненные своими руками, будут прекрасным дополнением и украшением в декоре комнаты.
Шитье игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Самые ранние игрушки были примитивны и представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда погремушки, лошадки птички, фигурки людей.
Из чего же их делали? Из веток, сучков дерева, цветов, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.
Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы, они их ярко и красиво расписывали. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Кукла была символом продолжения рода .
Взрослые поощряли игры детей в куклы. Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а небрежно относятся к своим игрушкам - быть беде. Были и куклы – обереги, их клали в колыбель к ребенку, чтобы кукла охраняла его покой и сон
Итак, игрушка имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает, что древние мастера понимали назначение детской игрушки – забавлять ребенка, и в тоже время, помогать ему познавать мир.
Вопросы: Какие вы знаете истории про игрушки? Какие сувениры и игрушки есть у вас дома?
Существуют плоские, полуобъемные и объемные модели мягких игрушек. Демонстрируются образцы мягких игрушек различных видов. Плоские имеют единую форму – основу-каркас из картона или поролона. Это делает игрушку статичной — неподвижной. Оформляют такие изделия вышивкой и аппликацией.
Объемные модели сделаны из нескольких деталей, каждая из которых заполняется набивочным материалом. Они имеют вытачки, различные вшивные элементы, создающие дополнительный объем: брюшко, лоб, подбородок, всевозможные клинья и др.
Полуобъемные модели хотя и состоят из отдельных деталей, но не имеют элементов, влияющих на объем. Все детали располагаются в плоскости, а рельефность достигается за счет наложения одних частей игрушки на другие. Таким образом, при пошиве этих моделей используют технологию изготовления плоских и объемных игрушек
Полуобъемные игрушки шьются быстро и подходят для изготовления «сувениров-миниатюр». Они могут стать и оригинальным подарком, и игрушкой, украшающей новогоднюю елку, и элементом интерьера
Физкультминутка
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех?
(Имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом со столом идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
Практическое задание: определи, к какому виду относится игрушка
Практическая работа «Классифицируем игрушки»
Как в нашей шкатулочке Есть и дома, и улочки. Постучимся в дверцу. Кто за ней? Проверь-ка!
Катушки
Что там иглы раскричались,
Расшумелись,распищались?
Мы, катушки, всех важнее,
Наши нитки всех нужнее!
Ведь без нитки нипочем
Ничего мы не сошьем
Нитка кончилась – тогда
Это вовсе не беда
Пустая катушка – детская игрушка
Иголки
Разве без дела иголки сидят?
Шьют они куклам красивый наряд.
Кто чинит им платья, чулки зашивает?
Это иголки. И всякий нас знает.
Ты с иголкой не шути,
С ней по группе не броди.
Где попало не бросай
Всегда в игольницу втыкай.
Ножницы
Мы острые ножницы!
Щелк, щелк, щелк
Не строим мы рожицы –
Мы – любим толк.
Да, мы работяги,
Чик, чик, чик, чик
Тот полон отваги,
К труду кто привык.
С ножницами не шути
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай
Лишь окончена работа
Не забудьте их закрыть
И на место положить
Игольница И иголки и булавки Здесь сидят словно на травке В швейной сказочной стране Им удобно быть во мне.
Наперсток
Я – наперсток стальной,
Молодец удалой.
Злые без меня иголки
Жалят пальцы у девчонки
А с наперстком никогда
Не уколется она!
Мел
Мы в гостях у многих были,
Только про меня забыли.
Я мелок. Рисую ловко
Будет куколке обновка
Расчерчу любую ткань
Всем на диво, только глянь
Организация рабочего места
Правильная посадка при работе:
- за столом нужно сидеть прямо;
- ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол;
- корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд;
- голову слегка наклонить вперёд;
- нельзя опираться грудью о стол;
- расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см;
- в процессе работы следует периодически менять положение корпуса;
- правильно расположите инструменты:
- игольницу с иглами и нитки расположите перед собой,
- ножницы в сомкнутом состоянии справа от себя, острыми концами вверх;
-освещение должно быть достаточно хорошим;
-по окончании работы необходимо убрать рабочее место.
Техника безопасности при работе с иглой:
- После использования хранить иглу в игольнице и обязательно с ниткой
-Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду
- Передавать иглу ушком вперед, острым концом к себе
- Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.
- Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.
- Кусочки сломанной иглы нужно завернуть в плотную бумагу и выбросить в безопасное место.
Техника безопасной работы с ножницами :
-будь внимателен! Во время работы не отвлекайся! -не режь ножницами на весу. -не оставляй ножницы открытыми
-правильно подавай ножницы
Своими руками сделать мягкую игрушку не составляет особого труда. Самое главное для этого - запастись терпением, вниманием и прекрасным настроением. Не секрет, что с каждым годом количество мастеров, которые увлекаются хэнд-мейдом в игрушечной сфере, становится все больше и больше.
Вопросы:
- С какими видами игрушки познакомились?
- Чем отличаются плоские и полуобъемные игрушки?
- Какое основное отличие от объемных игрушек от игрушек предыдущего типа?
- Какие инструменты нужны для шитья мягкой игрушки?
- Что вы узнали о правилах организации рабочего места?
- Какие меры предосторожности работы с иглой вы знаете?
- Как правильно обращаться с ножницами?
Благодарю за внимание!