Наука ковала победу!
Преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»
Андриянова Л.А.
9 мая 2022 года исполнится 77 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
22 июня 1941 года «…В этот час решительного боя советские учёные идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны — во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству...
… Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен…»
Размагничивание судов
Под руководством профессора
А.П. Александрова группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитными минами.
В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов.
К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков.
Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе.
Медицина
Одно из открытий химиков сыграло громадную роль в спасении многих тысяч раненых. Широко известны работы А.Е. Фаворского и М.Ф. Шостаковского по синтезу винил-бутилового эфира — густой вязкой жидкости.
Данная жидкость — хорошее средство для заживления ран; она использовалась в госпиталях под названием бальзам Шостаковского и помогла спасти тысячи жизней.
Магнитный механизм для подрыва танков
В начале войны к ученым обратились представители
инженерных войск с просьбой выяснить, нельзя ли
разработать подобную мину не для кораблей, а для танков.
Эта работа была сделана на Урале. Физикам предоставили
несколько танков. Провели измерения магнитного поля под
ними на разных глубинах. Оказалось, что поле довольно заметное, и можно было попробовать применить магнитный механизм для подрыва танков. Однако ставилось важное дополнительное требование: сама мина должна содержать как можно меньше металла. Ведь к тому времени уже были разработаны миноискатели.
Потребовалось придумать специальный сплав для своеобразной стрелки «компаса», замыкающего цепь, содержащую небольшую батарейку, сплав, легко намагничивающийся под действием поля танка. В результате работы суммарное количество металла ограничивалось 2-3 граммами на одну мину, а магнитик из сплава был настолько хорош, что позволял подорвать не только танк, но и автомашину. Что уж говорить о паровозах...
Разработки теории взрыва, получения порохов и взрывчатых веществ.
Академик Ю.Г. Мамедалиев в 1941 г. выполнил работу по синтезу толуола.
Толуол — метилбензол. Его использовали для получения тротила. Тротил с щелочами образует соли, которые легко взрываются при механических воздействиях.
Материал использовали для производства взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам, подводных мин, торпедах. Во время Второй мировой войны его было произведено около 1 млн. т.
Орлы воздушных армий.
В разгар Великой Отечественной войны. В суровых условиях военного времени, был создан ряд новых машин. Назовём лишь несколько:
- истребитель высокого класса Ла-5 ( конструктор С.А. Лавочкин );
- Як-3 – самый лёгкий и маневренный истребитель Второй мировой войны ( 1943 г., конструктор А.С. Яковлев );
- модифицированный штурмовик Ил-2 ( 1942 г., конструктор С.В. Ильюшин ) с форсированным двигателем и крупнокалиберным пулемётом;
- пикирующий бомбардировщик Ту-2 ( КБ А.Н.Туполёв ).
С.А. Лавочкин
А.С. Яковлев
С.В. Ильюшин
А.Н.Туполёв
Дорога жизни.
В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев,
почти 2 года, был во вражеском кольце, и в деятельности
ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который
связан с «Дорогой жизни». Эта дорога пролегала по льду
замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса,
связывающая окруженный врагом город с Большой землей.
От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд
совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в
Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда
они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз,
лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило
перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от
этой опасности. Физик П.П. Кобеко установил, что главную роль играет деформация
льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от
скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со
скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина
могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция
волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд
колебания вызывало разрушение льда.
Флаттер
Флаттер — это слово наводило ужас на летчиков-испытателей в предвоенные годы. Но вот в борьбу с этим, тогда таинственным явлением, вызывающим разрушение самолетов в воздухе, вступили физики.
После того, как профессором М.В.Келдышем была разработана теория флаттера, таинственность этого явления исчезла. Ученым были даны рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. Их приняли во внимание, и за время войны не было случаев разрушения самолетов из-за флаттера.
Артиллерийские установки были малогабаритными и монтировались на автомобилях. Для увеличения дальности полёта реактивного снаряда учёные предложили удлинить заряд, использовать более калорийное топливо или две одновременно работающие камеры сгорания.
Для улучшения этого оружия, ещё очень несовершенного из-за своей новизны, было создано КБ во главе с В.П.Барминым – крупным учёным в области механики и машиностроения. Во всех военных операциях, начиная с лета 1944 г., реактивная артиллерия уже выступала как мощное средство подавления врага. И в этом – творческий подвиг создателей такого оружия.
Дни и ночи у мартеновских печей, не смыкала наша Родина очей.
В этой всем известной песне говорится о Дне Победы над фашизмом. Металлурги наряду с другими специалистами внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Для изготовления брони танков и пушек применялась сталь (сплав железа, вольфрама с углеродом до 2% и другими элементами), для производства корпусов самолетов использовался алюминий. Сплав меди и 50 % цинка — латунь — хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость. Использовался для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.
Именно для бойцов «невидимого фронта» создал свой «партизанский котелок» академик А.Ф. Иоффе. В этом котелке из нескольких десятков термопар сурьмянистый цинк – константан был смонтирован простейший термогенератор. Такие « котелки» помогали обеспечить партизанам радиосвязь.
Рожденный в госпитальной палате.
Основное стрелковое оружие российской пехоты - автомат
Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат», как говорят военные, в 1947 году.
Принят АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году, а старшему сержанту Калашникову присуждена была Сталинская премия.
В тылу, за линией фронта.
Советская наука в тылу, далеко от линии фронта, преследовала великую цель, как её сформулировал президент АН СССР В.Л.Комаров : «Бросить на врага неисчислимые силы техники, беспредельные естественные
ресурсы страны, всю мощь исследовательского и
конструкторского творчества».
Ядерная энергетика.
11 февраля 1943 г. Сталин подписал постановление Правительства СССР об организации работ по использованию атомной энергии в военных целях. Возглавил это дело В.М. Молотов. По рекомендации А.Ф. Иоффе общее научное руководство было поручено И.В. Курчатову. Ю.Б. Харитон возглавил исследования по созданию конструкции ядерного заряда.
И.В. Курчатову
Ю.Б. Харитон
Медицина и техника .
Под руководством Мельникова было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных деталей самолетов. Производство ртутного антисептика - этилмеркурфосфата позволило сохранять деревянные самолеты, выпускаемых в то время промышленностью, от разрушения микроорганизмами. Без применения антисептика деревянные самолеты выходили из строя через месяц-полтора после начала эксплуатации.
В годы Великой Отечественной войны многие тысячи раненых обязаны своим спасением сульфаниламидным препаратам, обладающим противомикробными, антибактериальными свойствами
Зинаида Виссарионовна Ермольева
.
В Советском Союзе впервые пенициллин (бензилпенициллин) был синтезирован ученым-микробиологом
З.В. Ермольевой в 1942 г.
Она активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика .
Николай Дмитриевич Зелинский
Н. Д.Зелинский предложил использовать для адсорбции ядовитых газов активированный уголь. Изобретенный Зелинским противогаз оказался наилучшим из всех известных средств защиты. В начале Великой Отечественной войны академик Зелинский усовершенствовал противогаз
Коктейль Молотова
Для борьбы с танками и бронемашинами широко применяли различные зажигательные смеси.
В начальный период войны применялись «зажигательные бутылки». Именно эти жидкости и получили известное прозвище «коктейль Молотова».
Производство пороха.
Большой вклад в теорию взрывов, химию и технологию производства пороха и взрывчатых веществ внесли
Н. Н. Семенов, Ю. Б. Харитон,
Н. Д. Зелинский С. С. Намёткин
Н.Н. Семёнов
Ю.Б. Харитон
Н.Д. Зелинский
С.С. Намёткин
Памяти химиков-фронтовиков посвятил свое стихотворение старший преподаватель ДХТИ, бывший фронтовик З.И.Барсуков.
Кто про химика сказал: « Мало воевал»
Кто сказал: « Он мало крови проливал?»
Я в свидетели зову химиков-друзей,-
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько полегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.
Евгений Оскарович Патон
Зимой 1941 г. под руководством академика Е.О.Патона был разработан скоростной метод автоматической сварки под флюсом. Сварка стальных конструкций этим методом позволила в короткие сроки в 1942–1943 гг. наладить на Урале производство танков Т-34.
Эти танки по сравнению со всеми немецкими танками имели лучшую подвижность, проходимость, большой запас хода, абсолютное превосходство в броне и вооружении.
Спасибо за победу!