СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Выбор темы и задач проекта"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Выбор темы и задач проекта"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Выбор темы и задач проекта"»

Тема 2 Выбор темы. Определение цели и задач

Тема 2

Выбор темы.

Определение цели и задач

Кажется, что, вроде бы, на первом месте должна стоять тема исследования,  и лишь потом противоречие, проблема . Да, конечно, в самом первом приближении тема исследования формулируется в самом начале. Но завершенный вид она приобретает, как правило, когда сформулирована проблема.

Кажется, что, вроде бы, на первом месте должна стоять тема исследования,

и лишь потом противоречие, проблема .

Да, конечно, в самом первом приближении тема исследования формулируется в самом начале.

Но завершенный вид она приобретает, как правило, когда сформулирована проблема.

Задумываясь над проблемой, стоит задать себе вопрос: 1.Зачем нужно что-то изучать по этой теме? 2.Что даст полученный результат? 3.Кому это может пригодиться?

Задумываясь над проблемой, стоит задать себе вопрос:

1.Зачем нужно что-то изучать по этой теме?

2.Что даст полученный результат?

3.Кому это может пригодиться?

Положение дел или ситуация имеет проблемный характер, если: • есть противоречия, которые необходимо разрешить; • нужно установить связи между явлениями; • нужно установить сходство и (или) различия; • нужно выявить или доказать достоинства и недостатки того или иного явления (или выбора). • знания о явлении недостаточны и это мешает принятию решения, чтоб это явление изменить в лучшую сторону

Положение дел или ситуация имеет проблемный характер, если:

• есть противоречия, которые необходимо разрешить;

• нужно установить связи между явлениями;

• нужно установить сходство и (или) различия;

• нужно выявить или доказать достоинства и недостатки того или иного явления (или выбора).

• знания о явлении недостаточны и это мешает принятию решения, чтоб это явление изменить в лучшую сторону

Примеры проблем: Проблемы курения в подростковой среде. Проблемы формирования зависимости детей от компьютерных игр или от некоторых продуктов питания. Проблемы отношений в группе. Проблемы при выборе профессии. Проблемы учебной мотивации студентов. Проблемы отношений подростков и их родителей. Проблемы формирования нравственных ценностей у подростков.

Примеры проблем:

  • Проблемы курения в подростковой среде.
  • Проблемы формирования зависимости детей от компьютерных игр или от некоторых продуктов питания.
  • Проблемы отношений в группе.
  • Проблемы при выборе профессии.
  • Проблемы учебной мотивации студентов.
  • Проблемы отношений подростков и их родителей.
  • Проблемы формирования нравственных ценностей у подростков.
Правило 1.  Тема должна быть интересна автору, должна увлекать его.  Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема,  навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст  должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска подросток будет  чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 1.

Тема должна быть интересна автору, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Вместо живого увлекательного поиска подросток будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Выбор темы нужно обосновать – почему или зачем автор ее выбрал. Тема должна быть актуальной и направленной на решение какой-то проблемы, принести реальную пользу  (возможность практического использования, получение новых полезных в жизни знаний, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности)

Правило 2.

Выбор темы нужно обосновать – почему или зачем автор ее выбрал.

Тема должна быть актуальной и направленной на решение какой-то проблемы, принести реальную пользу

(возможность практического использования, получение новых полезных в жизни знаний, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности)

Правило 3. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Выбрать ту идею, в которой Вы максимально реализуетесь как исследователь, раскроете лучшие стороны своего интеллекта, получите новые полезные знания, умения и навыки.

Правило 3.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Выбрать ту идею, в которой Вы максимально реализуетесь как исследователь, раскроете лучшие стороны своего интеллекта, получите новые полезные знания, умения и навыки.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать  как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 4.

Тема должна быть оригинальной

с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать

как способность нестандартно смотреть

на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть конкретизирована  (не стоит брать обширные темы)  1.Музеи мира, Сады и парки Европы, Как бороться с полнотой, Выбор профессии, Растения в водоемах, Тайская кухня и т.п.) 2.Нежелательно использовать в названии фразы - клише, общеизвестные истины, банальные заявления (курить вредно, химия вокруг нас, что мы едим).

Правило 5.

Тема должна быть конкретизирована

(не стоит брать обширные темы)

1.Музеи мира, Сады и парки Европы, Как бороться с полнотой, Выбор профессии, Растения в водоемах, Тайская кухня и т.п.) 2.Нежелательно использовать в названии фразы - клише, общеизвестные истины, банальные заявления (курить вредно, химия вокруг нас, что мы едим).

Правило 6. Тема должна быть доступной. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения

Правило 6.

Тема должна быть доступной.

Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, нужно учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают

Правило 7.

Сочетание желаний и возможностей.

Выбирая тему, нужно учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие".

Правило 8.  Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас.

Правило 8.

Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас.

Фразы- шаблоны для обоснования выбора темы  Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …  Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …  Мне всегда было интересно, почему …  Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …  Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …  В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования. Я заинтересовалась … после того, как однажды …  Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Фразы- шаблоны для обоснования выбора темы

  • Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
  • Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …?
  • Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
  • Мне всегда было интересно, почему …
  • Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
  • Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
  • В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
  • Я заинтересовалась … после того, как однажды …
  • Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Задание Сформулируйте тему своего исследования (проекта)

Задание

Сформулируйте тему своего исследования

(проекта)

        Цель – это то, к чему мы стремимся, чего хотим, мысленное предвосхищение результата.   Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим.  Цель указывает общее направление деятельности.  Например , вы сформулировали тему  «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр.

Цель – это то, к чему мы стремимся, чего хотим, мысленное предвосхищение результата. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Например , вы сформулировали тему «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр.

Формулировка цели может начинаться со слов: Доказать... • Обосновать... • Создать... • Выполнить... • Разработать... «Выявить закономерности»………. «разработать новый способ по»………. «проанализировать работу»………  «найти взаимосвязь»…………… «выяснить», «определить», «обозначить» и другое.

Формулировка цели может начинаться

со слов:

Доказать... • Обосновать... • Создать...

• Выполнить... • Разработать...

«Выявить закономерности»……….

«разработать новый способ по»………. «проанализировать работу»………

«найти взаимосвязь»……………

«выяснить», «определить», «обозначить» и другое.

Пример  Цель работы — выяснить, почему … Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Пример

Цель работы — выяснить, почему … Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Недостатки формулировки целей Цели исследования завышены; 2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования; 3. Неясность, неточность формулировки целей.

Недостатки формулировки целей

  • Цели исследования завышены;

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования;

3. Неясность, неточность формулировки целей.

Требования к постановке цели Цель должна быть: Конкретна, определяет результат деятельности. 2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать.) 3. Достижима. 4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.  5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Требования к постановке цели

Цель должна быть:

  • Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать.)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Задачи – это как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач).  Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Задачи – это

как правило, конкретизированные или более частные цели

(цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач).

Задачи по отношению к цели выступают

как самостоятельные «цели».

Задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило,  их не бывает более 4-5

Задачи формулируются в виде перечисления

(изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило,

их не бывает более 4-5

Каждая поставленная задача должна начинаться с глагола в неопределённой форме. К подобным глаголам можно отнести: «проанализировать», «исследовать», «сформулировать», «описать», «выяснить» и другие. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:  Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:  Задачи работы:  К задачам работы относятся: 1.Изучить литературу по теме  2.Выяснить значение терминов …  3.Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень … 4.Провести опрос / эксперимент / наблюдение  5.Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты 6.Сделать выводы о …

Каждая поставленная задача должна начинаться с глагола в неопределённой форме.

К подобным глаголам можно отнести: «проанализировать», «исследовать», «сформулировать», «описать», «выяснить» и другие.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

Задачи работы:

К задачам работы относятся:

1.Изучить литературу по теме

2.Выяснить значение терминов …

3.Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …

4.Провести опрос / эксперимент / наблюдение

5.Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты

6.Сделать выводы о …

 Домашнее задание   1.Сформулировать тему проекта (по заданной дисциплине) 2.Определить цель и задачи

Домашнее задание

1.Сформулировать тему проекта

(по заданной дисциплине)

2.Определить цель и задачи