ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ «Реализация системно – деятельностного подхода на уроках биологии и химии»
Выполнили слушатели группы 4.1.1.
«Деятельность учителя по созданию условий для реализации и развития творческого
потенциала обучающихся для учителей химии и биологии» (с интеграцией предмета «География»)
Коропуськая Светлана Анатольевна
учитель химии и биологии
МОУ «Свободненская школа» администрации Тельмановского района
Приходченко Наталья Александровна
учитель биологии, химии и географии МОУ «Ульяновская школа»
Амвросиевского района ДНР
Руководитель выпускной работы
Кулик М.С., старший преподаватель кафедры
естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Донецк 2021
Актуальность темы исследования
Одним из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающемуся от сложившихся школьных традиций прошлых десятилетий, является
системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход:
Овладеть универсальными учебными действиями
Стать активными субъектами образовательной деятельности
Стать современным образованным человеком
Научить учиться
Объект, предмет и цель исследования
Объект
- методика применения системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии
- методика применения системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии
Предмет
- различные типы уроков в рамках современного урока биологии и химии при системно-деятельностном подходе обучению на уроках биологии и химии.
- различные типы уроков в рамках современного урока биологии и химии при системно-деятельностном подходе обучению на уроках биологии и химии.
Цель
- данной работы является рассмотрение системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии как средства повышения качества современного образования при формировании личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
- данной работы является рассмотрение системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии как средства повышения качества современного образования при формировании личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Задачи исследования
Раскрыть сущность, цели и результаты системно-деятельностного подхода к изучению биологии и химии
Определить психолого-педагогические основы и критерии системно-деятельностного подхода к обучению
Рассмотреть методы организации получения биологических и химических знаний через системно-деятельностный подход обучения на уроках биологии и химии
Методологическая основа исследования
Метод анкетного опроса
Анализ научной литературы
Уроки с применением технологий системно-деятельностного подхода
Обобщение
технологии системно – деятельностного подхода
технология деятельностного метода ;
технология проблемного обучения ;
проблемно-диалогическая технология ;
технология продуктивного чтения ;
технология развития критического мышления ;
технология проектного обучения .
Технология проектного обучения как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». Китайская пословица
Проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
- (лат) «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация - портфолио
- (лат) «выброшенный вперед», «выступающий»,
- «бросающийся в глаза»,
- проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация - портфолио
Проект
Типология учебных проектов
- Исследовательские, поисковые Творческие, ролевые, игровые Прикладные (практико-ориентированные) Информационные
- Исследовательские, поисковые
- Творческие, ролевые, игровые
- Прикладные (практико-ориентированные)
- Информационные
По доминирующей деятельности
- Монопроекты Межпредметные
- Монопроекты
- Межпредметные
По предметно-содержательной области
- Внутриклассные, внутришкольные Региональные, международные
- Внутриклассные, внутришкольные
- Региональные, международные
По характеру контактов
- Индивидуальные Парные Групповые
- Индивидуальные
- Парные
- Групповые
По количеству участников проекта
- Минипроекты Краткосрочные, средней продолжительности Долгосрочные
- Минипроекты
- Краткосрочные, средней продолжительности
- Долгосрочные
По продолжительности выполнения проекта
проект «Портрет природы родного края» номинация «В царстве растений», тема «Тополь – долгожитель»
Объект исследования: дерево – тополь.
Цель работы: изучение жизни дерева, его взаимосвязь с человеком.
Методы:
1. Социологический опрос;
2. Наблюдение;
3. Измерение и вычисление;
4. Фотографирование.
Задачи:
1. Изучать взаимодействие дерева с окружающим миром;
2. Определить возраст дерева с помощью измерения и расчетов;
3. Провести наблюдения за внешними признаками;
4. Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение;
5. Воспитывать уважительное отношение к окружающей природе, желание проявлять заботу.
Предмет исследования: возраст дерева.
Гипотеза: тополю 150 лет.
дерево тополь - долгожитель, произрастающий в селе Ульяновское Амвросиевского района ДНР
Определение возраста дерева с помощью измерения и расчетов:
1. Диаметр ствола на высоте 1 м необходимо разделить на 2,5 см.
2. Обхват ствола равен
3 м 60 см.
3. Вывод: тополю - великану 144 года.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Тополь белый или Тополь серебристый (лат. Populusalba), вид лиственных деревьев из рода Тополь ( Populus), семейства Ивовые ( Salicaceae).
Тополь растёт в поймах рек на плодородных и достаточно увлажнённых почвах , образуя леса , рощи или одиночными деревьями. Хорошо переносит длительное затопление.
Исследования ствола показали, что кора тополя глубоко рельефная. В стволе есть участки, где древесина сгнила и высыпалась. Нижние толстые ветви обламывались под своей тяжестью. Это говорит о том, что дерево приблизилось к своему максимальному биологическому возрасту, но, несмотря на это тополь продолжает жить
Тополь имеет мощную корневую систему , выходящую за проекцию кроны, состоящую как из глубокозалегающих, так и из поверхностных корней , которые дают обильные корневые отпрыски, часто на значительном расстоянии от материнского дерева
Изучение истории тополя
Обработав данные, были сделаны выводы, что 2 человека не знают, происхождения деревьев в центре села. 4 человека знают, когда и кто посадил эти деревья. 3 человека слышали о дереве, история которого легла в основу нашего проекта .
Проведено анкетирование среди населения:
В анкетировании приняли участие 10 человек разной возрастной категории.
II-я конференция победителей Республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Мои первые шаги в науку
анкета «Чем Вас привлекает проектная деятельность?», по результатам которой можно судить об эффективности данной технологии системно – деятельностного подхода девиз: «Мы думаем, мы учимся, мы создаем».
Вопрос «Почему?»
Вопрос «Как вы относитесь к проектам?»
- 100% обучающихся ответили: «Нравится работать»
- 100% обучающихся ответили: «Нравится работать»
- «Интересно», «Легче работать вместе», «Узнаю много нового».
- «Интересно»,
- «Легче работать вместе»,
- «Узнаю много нового».
Системно - деятельностный подход в обучении дает новое качество образования – практико-ориентированные навыки (самостоятельность, информированность, компетентность – умение выбрать нужное, коммуникативность – умение общаться, конкурентоспособность и др.).
Выводы
Использование системно – деятельностного подхода на уроках биологии и химии является целесообразным.
Используя на уроках биологии и химии технологии системно – деятельностного подхода у учащихся повысилась самооценка, они научились ставить цели, задачи, решать проблемы, оформлять проекты.
Разработаны и широко применяются в работе такие технологии системно – деятельностного подхода, как метод проектов и др.
Исследования показали, что в классах, где проводятся уроки с использование технологий системно – деятельностного подхода, качество знаний на 15-18 % выше, чем в традиционном обучении.