СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация выпускной работы по теме «Реализация системно – деятельностного подхода на уроках биологии и химии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выпускной работы по теме  «Реализация системно – деятельностного подхода на уроках биологии и химии»

Просмотр содержимого документа
«Презентация выпускной работы по теме «Реализация системно – деятельностного подхода на уроках биологии и химии»»

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»  ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ  КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ   «Реализация системно – деятельностного подхода  на уроках биологии и химии»    Выполнили слушатели группы 4.1.1. «Деятельность учителя по созданию условий для реализации и развития творческого потенциала обучающихся для учителей химии и биологии» (с интеграцией предмета «География»)  Коропуськая Светлана Анатольевна учитель химии и биологии МОУ «Свободненская школа» администрации Тельмановского района Приходченко Наталья Александровна учитель биологии, химии и географии МОУ «Ульяновская школа» Амвросиевского района ДНР  Руководитель выпускной работы Кулик М.С., старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания    Донецк 2021

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ «Реализация системно – деятельностного подхода на уроках биологии и химии»

Выполнили слушатели группы 4.1.1.

«Деятельность учителя по созданию условий для реализации и развития творческого

потенциала обучающихся для учителей химии и биологии» (с интеграцией предмета «География») 

Коропуськая Светлана Анатольевна

учитель химии и биологии

МОУ «Свободненская школа» администрации Тельмановского района

Приходченко Наталья Александровна

учитель биологии, химии и географии МОУ «Ульяновская школа»

Амвросиевского района ДНР 

Руководитель выпускной работы

Кулик М.С., старший преподаватель кафедры

естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

 

Донецк 2021

Актуальность темы исследования Одним из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающемуся от сложившихся школьных традиций прошлых десятилетий, является системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход: Овладеть универсальными учебными действиями Стать активными субъектами образовательной деятельности Стать современным образованным человеком Научить учиться

Актуальность темы исследования

Одним из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающемуся от сложившихся школьных традиций прошлых десятилетий, является

системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход:

Овладеть универсальными учебными действиями

Стать активными субъектами образовательной деятельности

Стать современным образованным человеком

Научить учиться

Объект, предмет и цель исследования Объект методика применения системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии методика применения системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии Предмет различные типы уроков в рамках современного урока биологии и химии при системно-деятельностном подходе обучению на уроках биологии и химии. различные типы уроков в рамках современного урока биологии и химии при системно-деятельностном подходе обучению на уроках биологии и химии. Цель данной работы является рассмотрение системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии как средства повышения качества современного образования при формировании личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. данной работы является рассмотрение системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии как средства повышения качества современного образования при формировании личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Объект, предмет и цель исследования

Объект

  • методика применения системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии
  • методика применения системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии

Предмет

  • различные типы уроков в рамках современного урока биологии и химии при системно-деятельностном подходе обучению на уроках биологии и химии.
  • различные типы уроков в рамках современного урока биологии и химии при системно-деятельностном подходе обучению на уроках биологии и химии.

Цель

  • данной работы является рассмотрение системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии как средства повышения качества современного образования при формировании личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
  • данной работы является рассмотрение системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии как средства повышения качества современного образования при формировании личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Задачи исследования  Раскрыть сущность, цели и результаты системно-деятельностного подхода к изучению биологии и химии Определить психолого-педагогические основы и критерии системно-деятельностного подхода к обучению Рассмотреть методы организации получения биологических и химических знаний через системно-деятельностный подход обучения на уроках биологии и химии

Задачи исследования

Раскрыть сущность, цели и результаты системно-деятельностного подхода к изучению биологии и химии

Определить психолого-педагогические основы и критерии системно-деятельностного подхода к обучению

Рассмотреть методы организации получения биологических и химических знаний через системно-деятельностный подход обучения на уроках биологии и химии

Методологическая основа исследования Метод анкетного опроса Анализ научной литературы Уроки с применением технологий системно-деятельностного подхода Обобщение

Методологическая основа исследования

Метод анкетного опроса

Анализ научной литературы

Уроки с применением технологий системно-деятельностного подхода

Обобщение

 технологии системно – деятельностного подхода технология деятельностного метода ; технология проблемного обучения ; проблемно-диалогическая технология ; технология продуктивного чтения ; технология развития критического мышления ; технология проектного обучения .

технологии системно – деятельностного подхода

технология деятельностного метода ;

технология проблемного обучения ;

проблемно-диалогическая технология ;

технология продуктивного чтения ;

технология развития критического мышления ;

технология проектного обучения .

Технология проектного обучения как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся   «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню,   вовлеки меня - и я научусь».   Китайская пословица Проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. (лат) «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация - портфолио (лат) «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация - портфолио  Проект

Технология проектного обучения как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». Китайская пословица

Проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

  • (лат) «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация - портфолио
  • (лат) «выброшенный вперед», «выступающий»,
  • «бросающийся в глаза»,
  • проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация - портфолио

Проект

Типология учебных проектов Исследовательские, поисковые Творческие, ролевые, игровые Прикладные (практико-ориентированные) Информационные Исследовательские, поисковые Творческие, ролевые, игровые Прикладные (практико-ориентированные) Информационные По доминирующей деятельности Монопроекты Межпредметные Монопроекты Межпредметные По предметно-содержательной области Внутриклассные, внутришкольные Региональные, международные Внутриклассные, внутришкольные Региональные, международные По характеру контактов Индивидуальные Парные Групповые Индивидуальные Парные Групповые По количеству участников проекта Минипроекты Краткосрочные, средней продолжительности Долгосрочные Минипроекты Краткосрочные, средней продолжительности Долгосрочные По продолжительности выполнения проекта

Типология учебных проектов

  • Исследовательские, поисковые Творческие, ролевые, игровые Прикладные (практико-ориентированные) Информационные
  • Исследовательские, поисковые
  • Творческие, ролевые, игровые
  • Прикладные (практико-ориентированные)
  • Информационные

По доминирующей деятельности

  • Монопроекты Межпредметные
  • Монопроекты
  • Межпредметные

По предметно-содержательной области

  • Внутриклассные, внутришкольные Региональные, международные
  • Внутриклассные, внутришкольные
  • Региональные, международные

По характеру контактов

  • Индивидуальные Парные Групповые
  • Индивидуальные
  • Парные
  • Групповые

По количеству участников проекта

  • Минипроекты Краткосрочные, средней продолжительности Долгосрочные
  • Минипроекты
  • Краткосрочные, средней продолжительности
  • Долгосрочные

По продолжительности выполнения проекта

проект «Портрет природы родного края»  номинация «В царстве растений»,  тема «Тополь – долгожитель» Объект исследования: дерево – тополь. Цель работы: изучение жизни дерева, его взаимосвязь с человеком.  Методы: 1. Социологический опрос; 2. Наблюдение; 3. Измерение и вычисление; 4. Фотографирование.   Задачи: 1. Изучать взаимодействие дерева с окружающим миром; 2. Определить возраст дерева с помощью измерения и расчетов; 3. Провести наблюдения за внешними признаками; 4. Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение; 5. Воспитывать уважительное отношение к окружающей природе, желание проявлять заботу. Предмет исследования: возраст дерева. Гипотеза: тополю 150 лет.

проект «Портрет природы родного края» номинация «В царстве растений», тема «Тополь – долгожитель»

Объект исследования: дерево – тополь.

Цель работы: изучение жизни дерева, его взаимосвязь с человеком.

Методы:

1. Социологический опрос;

2. Наблюдение;

3. Измерение и вычисление;

4. Фотографирование.

Задачи:

1. Изучать взаимодействие дерева с окружающим миром;

2. Определить возраст дерева с помощью измерения и расчетов;

3. Провести наблюдения за внешними признаками;

4. Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение;

5. Воспитывать уважительное отношение к окружающей природе, желание проявлять заботу.

Предмет исследования: возраст дерева.

Гипотеза: тополю 150 лет.

дерево тополь - долгожитель, произрастающий в селе Ульяновское Амвросиевского района ДНР Определение возраста дерева с помощью измерения и расчетов:  1. Диаметр ствола на высоте 1 м необходимо разделить на 2,5 см. 2. Обхват ствола равен 3 м 60 см. 3. Вывод: тополю - великану 144 года.

дерево тополь - долгожитель, произрастающий в селе Ульяновское Амвросиевского района ДНР

Определение возраста дерева с помощью измерения и расчетов:

1. Диаметр ствола на высоте 1 м необходимо разделить на 2,5 см.

2. Обхват ствола равен

3 м 60 см.

3. Вывод: тополю - великану 144 года.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Тополь белый или Тополь серебристый (лат. Populusalba), вид лиственных деревьев из рода Тополь ( Populus), семейства Ивовые ( Salicaceae).  Тополь растёт в поймах рек на плодородных и достаточно увлажнённых почвах , образуя леса , рощи или одиночными деревьями. Хорошо переносит длительное затопление. Исследования ствола показали, что кора тополя глубоко рельефная. В стволе есть участки, где древесина сгнила и высыпалась. Нижние толстые ветви обламывались под своей тяжестью. Это говорит о том, что дерево приблизилось к своему максимальному биологическому возрасту, но, несмотря на это тополь продолжает жить Тополь имеет мощную корневую систему , выходящую за проекцию кроны, состоящую как из глубокозалегающих, так и из поверхностных корней , которые дают обильные корневые отпрыски, часто на значительном расстоянии от материнского дерева

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Тополь белый или Тополь серебристый (лат. Populusalba), вид лиственных деревьев из рода Тополь ( Populus), семейства Ивовые ( Salicaceae).

Тополь растёт в поймах рек на плодородных и достаточно увлажнённых почвах , образуя леса , рощи или одиночными деревьями. Хорошо переносит длительное затопление.

Исследования ствола показали, что кора тополя глубоко рельефная. В стволе есть участки, где древесина сгнила и высыпалась. Нижние толстые ветви обламывались под своей тяжестью. Это говорит о том, что дерево приблизилось к своему максимальному биологическому возрасту, но, несмотря на это тополь продолжает жить

Тополь имеет мощную корневую систему , выходящую за проекцию кроны, состоящую как из глубокозалегающих, так и из поверхностных корней , которые дают обильные корневые отпрыски, часто на значительном расстоянии от материнского дерева

Изучение истории тополя Обработав данные, были сделаны выводы, что 2 человека не знают, происхождения деревьев в центре села. 4 человека знают, когда и кто посадил эти деревья. 3 человека слышали о дереве, история которого легла в основу нашего проекта . Проведено анкетирование среди населения:  В анкетировании приняли участие 10 человек разной возрастной категории.

Изучение истории тополя

Обработав данные, были сделаны выводы, что 2 человека не знают, происхождения деревьев в центре села. 4 человека знают, когда и кто посадил эти деревья. 3 человека слышали о дереве, история которого легла в основу нашего проекта .

Проведено анкетирование среди населения:

В анкетировании приняли участие 10 человек разной возрастной категории.

II-я конференция победителей Республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов  «Мои первые шаги в науку

II-я конференция победителей Республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Мои первые шаги в науку

анкета «Чем Вас привлекает проектная деятельность?»,  по результатам которой можно судить об эффективности данной технологии системно – деятельностного подхода   девиз:  «Мы думаем, мы учимся, мы создаем». Вопрос «Почему?» Вопрос «Как вы относитесь к проектам?» 100% обучающихся ответили: «Нравится работать» 100% обучающихся ответили: «Нравится работать» «Интересно», «Легче работать вместе», «Узнаю много нового». «Интересно», «Легче работать вместе», «Узнаю много нового».

анкета «Чем Вас привлекает проектная деятельность?», по результатам которой можно судить об эффективности данной технологии системно – деятельностного подхода девиз: «Мы думаем, мы учимся, мы создаем».

Вопрос «Почему?»

Вопрос «Как вы относитесь к проектам?»

  • 100% обучающихся ответили: «Нравится работать»
  • 100% обучающихся ответили: «Нравится работать»
  • «Интересно», «Легче работать вместе», «Узнаю много нового».
  • «Интересно»,
  • «Легче работать вместе»,
  • «Узнаю много нового».
Системно - деятельностный подход в обучении дает новое качество образования – практико-ориентированные навыки (самостоятельность, информированность, компетентность – умение выбрать нужное, коммуникативность – умение общаться, конкурентоспособность и др.).  Выводы Использование системно – деятельностного подхода на уроках биологии и химии является целесообразным. Используя на уроках биологии и химии технологии системно – деятельностного подхода у учащихся повысилась самооценка, они научились ставить цели, задачи, решать проблемы, оформлять проекты. Разработаны и широко применяются в работе такие технологии системно – деятельностного подхода, как метод проектов и др. Исследования показали, что в классах, где проводятся уроки с использование технологий системно – деятельностного подхода, качество знаний на 15-18 % выше, чем в традиционном обучении.

Системно - деятельностный подход в обучении дает новое качество образования – практико-ориентированные навыки (самостоятельность, информированность, компетентность – умение выбрать нужное, коммуникативность – умение общаться, конкурентоспособность и др.).

Выводы

Использование системно – деятельностного подхода на уроках биологии и химии является целесообразным.

Используя на уроках биологии и химии технологии системно – деятельностного подхода у учащихся повысилась самооценка, они научились ставить цели, задачи, решать проблемы, оформлять проекты.

Разработаны и широко применяются в работе такие технологии системно – деятельностного подхода, как метод проектов и др.

Исследования показали, что в классах, где проводятся уроки с использование технологий системно – деятельностного подхода, качество знаний на 15-18 % выше, чем в традиционном обучении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!