СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация задание 25 ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для отработки 25 задания ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация задание 25 ЕГЭ»

Задание 25

Задание 25

Давайте вспомним  основные средства связи  предложений в тексте.   1.      Лексический повтор. Никогда  не забыть  мне дней, проведенных на охоте.  Не забыть  звонкую ясность рассветов и чуткую тишину ночей. Лексический повтор служит средством выразительности. 2. Формы одного и того же слова. Охота – мое давнее увлечение. На охоту я начинаю собираться за много дней до начала. Как правило, слово меняет окончание, при нем может появиться предлог.

Давайте вспомним  основные средства связи  предложений в тексте.

 

1.      Лексический повтор.

Никогда  не забыть  мне дней, проведенных на охоте.  Не забыть  звонкую ясность рассветов и чуткую тишину ночей.

Лексический повтор служит средством выразительности.

2. Формы одного и того же слова.

Охота – мое давнее увлечение. На охоту я начинаю собираться за много дней до начала.

Как правило, слово меняет окончание, при нем может появиться предлог.

3.      Однокоренные слова. Я опытный охотник. Охоту люблю с детства. Охотился на разную дичь. Однокоренные слова различаются приставками, суффиксами, могут быть разными частями речи. 4.      Синонимы, контекстные синонимы.  5.      Антонимы, контекстные антонимы. Об этих средствах мы говорили подробно в задании 22. Так они выступали в роли лексических средств выразительности, в этом задании – как средство связи.

3.      Однокоренные слова.

Я опытный охотник. Охоту люблю с детства. Охотился на разную дичь.

Однокоренные слова различаются приставками, суффиксами, могут быть разными частями речи.

4.      Синонимы, контекстные синонимы. 5.      Антонимы, контекстные антонимы.

Об этих средствах мы говорили подробно в задании 22. Так они выступали в роли лексических средств выразительности, в этом задании – как средство связи.

6.      Союзы. Я долго вслушивался в тишину.  И  всё мне казалось, что слышу чей-то голос. Я долго вслушивался в тишину.  Но  лес молчал в густом сумраке. Я долго вслушивался в тишину. Моя собака  тоже  насторожила уши. Я долго вслушивался в тишину.  Хотя  что я там мог услышать? Обратите внимание: союзы  тоже ,  также  располагаются не в начале предложения, они «запрятаны» внутри. Чаще всего в роли средства связи выступают сочинительные союзы:  и,  а,  но, однако,  зато . Подчинительные союзы, как правило, соединяют простые предложения  в составе сложноподчиненного и редко соединяют отдельные простые предложения.

6.      Союзы.

Я долго вслушивался в тишину.  И  всё мне казалось, что слышу чей-то голос.

Я долго вслушивался в тишину.  Но  лес молчал в густом сумраке.

Я долго вслушивался в тишину. Моя собака  тоже  насторожила уши.

Я долго вслушивался в тишину.  Хотя  что я там мог услышать?

Обратите внимание: союзы  тожетакже  располагаются не в начале предложения, они «запрятаны» внутри.

Чаще всего в роли средства связи выступают сочинительные союзы:  и,  а,  но, однако,  зато . Подчинительные союзы, как правило, соединяют простые предложения  в составе сложноподчиненного и редко соединяют отдельные простые предложения.

7.      Местоимения. Личные местоимения .  Ветер  слегка пошевелил листьями.  Ему  понравилась эта игра. Гости  расселись вокруг стола. Радушные хозяева принялись угощать  их . Личное местоимение заменяет существительное из предыдущего предложения. Притяжательные местоимения  отвечают на вопрос (чей?). Дети  разбежались по саду. Вскоре  их  звонкие голоса раздались за сараем . Различайте личные и притяжательные местоимения   его, её, их . Личные местоимения отвечают на вопрос (кого? чего? что?); притяжательные – на вопрос (чей? чья? чьи?). Указательные местоимения :  этот, это, эти, эта, тот, та, те, такой, такая  и др. (Обратите внимание они обилие  Т  в их составе). Вскоре их звонкие голоса раздались за  сараем .  Этот сарай  стоял в глубине сада сто лет. Дни   стояли жаркие, а  ночи  - холодные.  Такая погода  не редкость в августе. Прекрасные были  годы.  Немало стихов и песен посвящено  тому времени.

7.      Местоимения.

Личные местоимения

Ветер  слегка пошевелил листьями.  Ему  понравилась эта игра.

Гости  расселись вокруг стола. Радушные хозяева принялись угощать  их .

Личное местоимение заменяет существительное из предыдущего предложения.

Притяжательные местоимения  отвечают на вопрос (чей?).

Дети  разбежались по саду. Вскоре  их  звонкие голоса раздались за сараем .

Различайте личные и притяжательные местоимения   его, её, их . Личные местоимения отвечают на вопрос (кого? чего? что?); притяжательные – на вопрос (чей? чья? чьи?).

Указательные местоименияэтот, это, эти, эта, тот, та, те, такой, такая  и др. (Обратите внимание они обилие  Т  в их составе).

Вскоре их звонкие голоса раздались за  сараемЭтот сарай  стоял в глубине сада сто лет.

Дни   стояли жаркие, а  ночи  - холодные.  Такая погода  не редкость в августе.

Прекрасные были  годы.  Немало стихов и песен посвящено  тому времени.

8.   Наречия . Чаще всего в роли средства связи выступают указательные наречия:  здесь, там, тут, туда, оттуда.  (Обратите внимание на букву Т.) На опушке  леса мы остановились.  Здесь  нам предстояло ждать вторую группу.   В деревне  раздавался звон колокола. Мужики побежали  туда , побросав косы.   9. Частицы. Роль средства связи могут играть указательные частицы:  вот, вон  и некоторые другие модальные частицы:  именно, как раз, лишь, только, даже, всё же, всё-таки  и др. Видишь эти ворота?  Вот  куда ты  завернешь. За городом был пустырь.  Именно  на нем и проходили наши футбольные сражения. По всем предметам я учился хорошо.  Только  иностранные языки не давались мне.

8.   Наречия .

Чаще всего в роли средства связи выступают указательные наречия:  здесь, там, тут, туда, оттуда.  (Обратите внимание на букву Т.)

На опушке  леса мы остановились.  Здесь  нам предстояло ждать вторую группу.

  В деревне  раздавался звон колокола. Мужики побежали  туда , побросав косы.  

9. Частицы.

Роль средства связи могут играть указательные частицы:  вот, вон  и некоторые другие модальные частицы:  именно, как раз, лишь, только, даже, всё же, всё-таки  и др.

Видишь эти ворота?  Вот  куда ты  завернешь.

За городом был пустырь.  Именно  на нем и проходили наши футбольные сражения.

По всем предметам я учился хорошо.  Только  иностранные языки не давались мне.

10.  Вводные слова . В задании 17 мы говорили о вводных словах, которые могут выражать отношения между частями высказывания: порядок мыслей, их связь, обобщение, выделение и т. д.:  во-первых, во-вторых, например, к примеру,  наконец, наоборот, напротив,  следовательно, таким образом, итак, вообще, одним словом, значит, между прочим, кстати, с одной стороны, с другой стороны, кроме того  и др. Многие животные весной линяют.  Белка,  например , надевает яркую рыжую шубку.   Если вы были внимательны, то заметили, что часто в одном предложении присутствует не одно, а несколько средств связи. Существуют также синтаксические средства связи: неполные предложения, парцелляция, синтаксический параллелизм. Эти  явления встретятся нам в задании 24 в роли изобразительно-выразительных средств. Там мы поговорим о них подробно.

10.  Вводные слова .

В задании 17 мы говорили о вводных словах, которые могут выражать отношения между частями высказывания: порядок мыслей, их связь, обобщение, выделение и т. д.:  во-первых, во-вторых, например, к примеру,  наконец, наоборот, напротив,  следовательно, таким образом, итак, вообще, одним словом, значит, между прочим, кстати, с одной стороны, с другой стороны, кроме того  и др.

Многие животные весной линяют.  Белка,  например , надевает яркую рыжую шубку.

 

Если вы были внимательны, то заметили, что часто в одном предложении присутствует не одно, а несколько средств связи.

Существуют также синтаксические средства связи: неполные предложения, парцелляция, синтаксический параллелизм. Эти  явления встретятся нам в задании 24 в роли изобразительно-выразительных средств. Там мы поговорим о них подробно.

Выполним задание: (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.  

Выполним задание:

(34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть

свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

 

Повторяются слова в предложениях 36-37 ( страшно ) и в предложениях 40-41 ( скажу ). Но только в предложениях 36-37 использовано еще и личное местоимение ( храбрый человек – он ). Ответ:___37___

Повторяются слова в предложениях 36-37 ( страшно ) и в предложениях 40-41 ( скажу ). Но только в предложениях 36-37 использовано еще и личное местоимение ( храбрый человек – он ).

Ответ:___37___

Тип 25 №  759   i

Среди предложений 6—11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.

 

(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца  — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

 

(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола  — немножко толще, немножко тоньше,  — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел,  — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.

 

(17)Кольца моей жизни  — рассказ о прошлом. (18)Кольца  — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них  — у дуба и берёзы...»

Личное местоимение «оно» в предложении 7 заменяет существительное «детство» из предложения 6.

Личное местоимение «оно» в предложении 7 заменяет существительное «детство» из предложения 6.

Тип 25 №  4778   i

Среди предложений 10–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстных синонимов и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут  — и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён  — всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность... (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

 

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

 

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

 

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(12)Тогда  царь  отправил  письмо  в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком  послании он  даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.   Личное местоимение ОН и слово ПОСЛАНИЕ, контекстный синоним к слову ПИСЬМО, связывают предложение 13 с предыдущим.   В 14 предложении местоимение «её» ничего не заменяет из 13-го.    Правильный ответ: 13

(12)Тогда  царь  отправил  письмо  в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком  послании он  даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

 

Личное местоимение ОН и слово ПОСЛАНИЕ, контекстный синоним к слову ПИСЬМО, связывают предложение 13 с предыдущим.

 

В 14 предложении местоимение «её» ничего не заменяет из 13-го.

 

Правильный ответ: 13

Тип 25 №  9318   i

Среди предложений 30–37 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Шли большие военные учения, и мы, моряки, тоже в них участвовали. (2)Ещё засветло позапрошлым вечером мы погрузили на корабли прибывших накануне десантников и вышли в море, чтобы доставить их в назначенное командованием место. (3)Когда покидали базу, погода была сносная, а потом испортилась. (4)Налетел ветер, пригнал громадную тучу, хлынул проливной дождь.

 

(5)Когда мы уже высадились на берег, радист, с которым мы вместе добирались с корабля, обратился ко мне:

− (6)Слушай, Михаил! (7)Оставайся здесь с гранатомётчиками, а я махну искать комбата. (8)Эй, Джураев, приюти у себя моряка!

 

(9)Только теперь я разглядел лежащего неподалёку сержанта с гранатомётом в руках. (10)Он обернулся ко мне.

− (11)Граната мой бери, помогать будешь танк бить. (12)Лопата свой бери − окоп тебе делай. (13)Я помогать буду.

 

(14)Сержант дал мне две гранаты и, перевалившись на бок, ловко заработал малой лопатой. (15)Я тоже для виду ковырял землю, с тоской поглядывая в сторону берега. (16)Там светлел горизонт. (17)Чуть заметная слабенькая белая полоска отделяла небо от моря. (18)А море и небо были ещё тёмно-серыми, почти чёрными. (19)Прошло несколько минут, и небо стало сначала вишнёво-красным, потом алым, потом золотым. (20)Ярко очертились контуры облаков. (21)Но море ещё оставалось тёмно серым. (22)Потом появилась красная ниточка, она росла, превращалась в огненную горбушку, и вдруг из-под тучи необъятным пламенем вырвались лучи. (23)Всё сразу кругом ожило, небо стало голубым, море − зелёным.

 

(24)Странно как-то всё устроено в природе: недавно лил дождь, небо было запятнано тучами, и вдруг всё куда-то исчезло. (25)Природа любит целесообразность и всё уравновешивает по своим законам. (26)А человек?..

− (27)Горячий наступает пора… – сказал с улыбкой сержант Джураев. − (28)Граната метать умеешь? − он ободряюще подмигнул мне. − (29)Пусть подходят близко!

 

(30)Целясь, он прижался смуглой щекой к гранатомёту, улёгся поудобней. (31)Я ещё подумал: вот так, наверное, все морские пехотинцы, скрывшиеся в складках земной поверхности, исправно и по-хозяйски приготовились к тяжёлой, но необходимой работе. (32)А кругом уже ревели моторы, тяжко грохотали гусеницы. (33)Казалось, весь мир заполнился железным воем и скрежетом. (34)Подняв голову, я увидел танк совсем близко − прёт прямо на нас. (35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты.

 

(36)Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев, стоя, бросал ей вслед свои учебные гранаты. (37)Поглядев на него, я вспомнил про те, что были у меня…

(38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские пехотинцы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно вклинивались в оборону «врага». (39)В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и закрепились на ней. (40)А у меня на душе было скверно. (41)Скверно оттого, что мы всего за несколько часов огнём и железом исковеркали большой участок земли. (42)Цветы и траву превратили в пепел. (43)Землю исполосовали гусеничными траками…

 

(44)Я с детства люблю землю. (45)Может, потому, что в деревне вырос и земля всегда виделась мне такой доброй и щедрой, что её нельзя не лелеять и не беречь. (46)Деревушка наша, где я жил с родителями, утопала в садах и зелени. (47)А рядом, за нашим маленьким домом, что стоял на самой окраине, начиналось великое поле хлебов. (48)Как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне звон спелых колосьев, стук кузнечика в скошенной ржи, сладок запах весеннего пара над вспаханной нивой.

 

(49)А тут на моих глазах лысела, выгорала, трескалась земля. (50)Мне трудно было совместить воедино чувство жалости к вечной природе и понимание той крайней необходимости, которая обязывает нас, людей, учиться военному делу…

Предложение 35 связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения ЕГО. ЕГО  —это чей, чья, чей. Ни в 37, ни в 30 НЕТ притяжательных местоимений. Читайте правило к заданию!   Правильный ответ: 35

Предложение 35 связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения ЕГО.

ЕГО  —это чей, чья, чей.

Ни в 37, ни в 30 НЕТ притяжательных местоимений. Читайте правило к заданию!

 

Правильный ответ: 35


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!