ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Мустафинова Б.М.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Термин «здоровьесберегающая образовательная технология»
2.Здоровьесберегающая образовательная технология в инклюзивном образовании
3.Реализация здоровьесберегающей образовательной технологии
4.Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающей образовательной технологии в начальной школе
5.Упражнения, приёмы здоровьесберегающей образовательной технологии
Заключение
Список используемых источников
1.Термин «здоровьесберегающая образовательная технология»
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Н.К. Смирнов
Цели применения здоровьесберегающей технологии на уроках:
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе;
- обучение навыкам использования полученных знаний в повседневной жизни;
- обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении предмета путём создания комфортной образовательной среды.
Задачи:
- создать условия для успешной деятельности обучающихся;
- содействовать воспитанию здоровой личности;
- организовать деятельность учащихся по предупреждению утомляемости.
Признаки здоровьесберегающего характера образовательной технологии:
- построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей школьника;
- согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и другие);
- индивидуализация психологических и педагогических воздействий;
- учет особенностей вида и темпа деятельности;
- использование интерактивных форм образования школьников;
- творческий характер образовательного процесса.
2.Здоровьесберегающая образовательная технология в инклюзивном образовании
В современной школе на первый план выходит здоровьесберегающая педагогика, главная особенность которой - приоритет здоровья, грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю:
- строить процесс обучения с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
- учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации;
- своевременно предупредить переутомление.
При грамотном включении ребенка с особыми образовательными потребностями в массовую школу, обеспечении учреждения необходимыми специалистами и соответствующими условиями мы можем говорить о реализации здоровьесберегающих технологий.
Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики должно включать не только создание здоровьесберегающей среды для каждого ребенка, но и формирование компетентностей в области здоровья, которые способствуют присвоению ценности здоровья и здорового образа жизни. Обучение в условиях инклюзии включает создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями
3.Реализация здоровьесберегающей образовательной технологии
Условия:
- соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности;
- использование разнообразных методов и форм обучения;
- рациональное чередование двигательных и статических нагрузок;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.
- использование разнообразных форм подачи информации, включая современные ИКТ.
- создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося.
- стимулирование положительной мотивации к обучению.
- развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья;
- проведение самоанализа и самооценки деятельности.
Должны соблюдаться принципы выделенные Н. К. Смирновым:
- «Не навреди!»
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
- Непрерывность и преемственность.
- Субьект-субьектные взаимоотношения.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход.
- Успех порождает успех.
- Активность.
- Ответственность за своё здоровье.
Сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований в обучении.
4.Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающей образовательной технологии в начальной школе
1 этап - санитарно-гигиенические условия для здоровья на уроках:
- Формирование правильной осанки;
- Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья;
- Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;
- Соблюдение теплового режима;
- Соблюдение нормативов освещенности в классах.
2 этап - формирование социально-психологического климата в классе:
- Перспективность, оптимистичность;
- Дух сотрудничества, доброжелательности;
- Построение оптимальных отношений учитель – ученик.
3 этап - пропаганда здорового образа жизни:
- Проведение «Дня здоровья»;
- Подвижные и спортивные игры.
4 этап - работа с родителями:
- проведение родительских собраний, индивидуальной работы;
- вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации).
Реализуя здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе, учитель закладывает основы здорового образа жизни.. Снижение детской утомляемости отмечено всеми учителями, применяющими здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
5.Упражнения, приёмы здоровьесберегающей образовательной технологии
Упражнения для глаз. Цель: предупреждение утомления, укрепление глазных мышц - снятие напряжения. анализатора и всего организма.
«Моргание глаз», «Смотреть вдаль».
Дыхательная гимнастика. Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
«Аист», «Комарик», «Жук».
Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, памяти, которая благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму.
«Зайчик», «Пальчики грустят», «Я мячики круги катаю…»
Кинезиологические упражнения. Цель: синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы письма.
«Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование».
В результате правильно подобранных форм, методов и коррекции приёмов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ООП: повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание; повышается речевая активность; развиваются глазодвигательные мыщцы, развивается мелкая моторика; формируются двигательные умения и навыки; формируется правильное дыхание.
Заключение
Я считаю, что здоровьесберегающая образовательная технология играет важную роль в жизни школьника с особыми образовательными потребностями. Так как технология позволяет ребенку с ООП обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Список используемых источников
1. Дыхан Л.Б. «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – М:Библиотека учителя.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2014, 296 с. - Педагогика. Психология. Управление.
3. Менчинская Е.А. Основы Здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А.Менчинская. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 112 с. – Педагогическая мастерская.
4. Науменко Ю.В. «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009.
5. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
6. Сухарев А.Г., Цыренова Н.М. Технология, способствующая укреплению здоровья детей в современной школе: Методическое пособие. - М.: МИОО, 2004 г..
7. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К.Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2012.