«Невербальные средства общения как способ коммуникации во время учебного процесса»
Автор: Абдукаюмов Хуршед Музафарович
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение « Средняя школа №7» 8б класс.
Научный руководитель: Разводова Елена Владимировна
учитель истории и обществознания.
«Невербальные средства общения как способ коммуникации во время учебного процесса»
Цель исследования: изучить средства невербального общения как способ коммуникации в учебном процессе и применение навыков их интерпретации в реальной жизни.
Задачи исследования:
1. изучение и анализ литературы по проблеме, обобщение полученных теоретических данных;
2. разработка и реализация программы экспериментальной части исследования;
3. анализ полученного эмпирического материала
.
«Невербальные средства общения как способ коммуникации во время учебного процесса»
Объект исследования : жесты как средства невербального общения и их интерпретация учащимися.
Предмет исследования : невербальное общение в учебном процессе.
Гипотеза : жесты как средства невербального общения оказывают влияние на коммуникацию во время учебного процесса и в реальной жизни.
Методы исследования:
- анализ общепедагогической и психологической литературы по проблеме,
- наблюдение,
- беседа.
- тестирование,
- количественный и качественный анализ эмпирических данных
Без содействия рук всякая речь слаба и недостаточна. Квинтилиан.
Общепризнанным инструментом применяемым в работе педагога является его речь. Однако в общении педагога с детьми важную роль играет и невербальное общение. По мнению американского психолога Фредерика Селже при разговоре значимость слов составляет лишь 7 %, интонация- 38%, а на жесты и мимику приходится 55%.
Ничто не придает столько выражения и жизни, как жесты, движения рук, особенно при душевных волнениях; без жестов самое кривое лицо маловыразительно. Г. Э. Лессинг
Заголовок слайда
Сложную мысль легче выразить при помощи рук. « Пшекруй»
Эмпирическое исследование
1.Организовано на базе МБОУ «СШ №7»
2. Создана контрольная группа из 10 учащихся 8б класса.
Задачи эмпирического исследования :
-провести серию наблюдений на уроках по разработанному протоколу с использованием классификации жестов Е.А. Петровой
- провести тестирование контрольной группы учащихся с помощью апробированного теста «Как вы понимаете мимику и жесты» разработанного С.С. Степановым.
-проанализировать полученные эмпирические данные.
- сделать обобщения и выводы.
«
Живой голос, как говорится, производит гораздо больше впечатления. Пусть то, что ты читаешь, будет сильнее, но в душе глубже засядет то, что запечатлевают в ней манера говорить, лицо, облик, даже жест говорящего . Плиний Младший.
Выводы:
В результате экспериментального исследования наша гипотеза подтвердилась:
1. Большинство учащихся правильно понимают и интерпретируют жесты и мимику педагогов, используемые в учебном процессе.
2. Жесты как средства невербального общения оказывают влияние на учебную деятельность учащихся.
3.Большинству учащихся необходимо развивать интуицию и учится использовать свои навыки понимания жестов и мимики в реальной жизни.