МБОУ лицей №1 г.Морозовск
Знаки и символы в искусстве
С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации.
Словарь
- Знак - любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.
- Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.
- Символ может быть обозначен числом, свойством, формой . Например, число 7 — символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств
Символы используются и в архитектуре
1 глава символизирует единство Бога;
2 главы – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и Человеческая);
3 главы символизируют Святую Троицу;
5 глав - Христос и четыре апостола-евангелиста;
7 глав - семь священных таинств Церкви;
9 глав - число ангельских чинов;
13 глав - Христос и двенадцать апостолов.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Символы в жизни и искусстве
Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога . Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.
Дорога для русского человека ассоциируется с жизненным путем, который должен пройти каждый человек
Солнце дает свет и тепло
и является символом жизни.
Дерево растет,
а теряя листву, обретает ее вновь и вновь,
т. е. как бы умирает и воскресает.
Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями,
дерево - символ Вселенной
Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги . Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый.
Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре.
Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле.
Вспомните сказки, где появляется образ дороги
И.Левитан. Владимирка. Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь.
«Утро стрелецкой казни» В.Суриков
?
- Такой символ можно встретить еще на древних тибетских наскальных изображениях. Изначально он изображал змею, кусающую себя за хвост. Согласно легенде волшебный змей Уроборос попытался съесть самого себя. Но пока он съедал одну свою часть, его тело продолжало расти. Процесс этот оказался бесконечным.
Выбор колорита, цвета также символичен:
красно-коричневый являлся
символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры;
голубой или синий
символизировал все небесное, святое;
а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.
Троица. Андрей Рублев.
Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды.
Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas — суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования.
Ю. Ван Стрек. Суета сует
Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни .
Цветы (увядающие)
Роза — цветок Венеры, символ любви, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами .
Череп — напоминание о неизбежности смерти.
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.
Песочные и механические часы — быстротечность времени.
Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок.
В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — штильлебен — тихая (безмолвная) жизнь.
Натюрморт (франц. nature morte — мертвая природа ) — жанр, характерной особенностью которого является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.
П. Клас. Натюрморт с рыбой
П. Клас. Натюрморт с устрицами
«Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.
В. Ван Гог. Натюрморт с олеандром
В. Ван Гог. Церковь в Овере
Кипренский Орест Адамович Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной.
- Свёрнутый и опущенный вниз веер в руке Е.С. Авдулиной символизирует исчезновение. Эта символика веера связана с лунными фазами (небытие, возникновение, увеличение, полное бытие, убывание, исчезновение).
Пабло Пикассо
Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881—1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.
П . Пикассо. Скрипка