СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Знакомство с языком Паскаль"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Знакомство с языком Паскаль"»

Урок на тему: «Знакомство с языком Паскаль»

Урок на тему:

«Знакомство с языком Паскаль»

Цель урока: выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и пунктуацию языка Turbo Pascal.

Цель урока:

выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и пунктуацию языка Turbo Pascal.

 Система программирования TURBO PASCAL. В 1971 году Никлаус Вирт (Швейцария) разработал язык программирования для обучения студентов, который был назван в честь французского ученого Блеза Паскаля.    Паскаль  – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

Система программирования TURBO PASCAL.

В 1971 году Никлаус Вирт (Швейцария) разработал язык программирования для обучения студентов, который был назван в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

Состав системы программирования ТР:   1)язык программирования Тurbo Pascal;  2)интегрированная среда программирования( компилятор : переводит программу в машинный код и интерпретатор : исполняет команды)

Состав системы программирования ТР:

1)язык программирования Тurbo Pascal; 2)интегрированная среда программирования( компилятор : переводит программу в машинный код и интерпретатор : исполняет команды)

Алфавит языка программирования TURBO PASCAL  1)латинские буквы – большие и малые;  2)буквы русского алфавита - большие и малые;  3)цифры – от 0 до 9;  4)знаки операций - +, -, /, *,=,, , =;  5)разделительные знаки – ( ) [ ] { } ; . , ‘ _% & # и т. Д.

Алфавит языка программирования TURBO PASCAL

1)латинские буквы – большие и малые; 2)буквы русского алфавита - большие и малые; 3)цифры – от 0 до 9; 4)знаки операций - +, -, /, *,=,, , =; 5)разделительные знаки – ( ) [ ] { } ; . , ‘ _% & # и т. Д.

Структура программы на Паскале PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR  список однотипных переменных: тип; BEGIN   операторы END. PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR  список однотипных переменных : INTEGER;  список однотипных переменных :REAL; BEGIN  READ( список ввода );  READLN( список ввода );  переменная:=арифметическое выражение ;  WRITE( список вывода );  WRITELN( список вывода ); END.

Структура программы на Паскале

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных: тип;

BEGIN

операторы

END.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных : INTEGER;

список однотипных переменных :REAL;

BEGIN

READ( список ввода );

READLN( список ввода );

переменная:=арифметическое выражение ;

WRITE( список вывода );

WRITELN( список вывода );

END.

Структура программы на Паскале PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR  список однотипных переменных: тип; BEGIN   операторы END. Заголовок программы  PROGRAM  PRIMER  ;  VAR  x, y, z, F  :  INTEGER  ;  BEGIN  READ  ( x, y, z )  ;   F  :=  (x + y + z)*2 ;  WRITELN (  F  )  END. Раздел описания переменных Раздел операторов (основная часть)

Структура программы на Паскале

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных: тип;

BEGIN

операторы

END.

Заголовок программы

PROGRAM PRIMER ;

VAR x, y, z, F : INTEGER ;

BEGIN

READ ( x, y, z ) ;

F := (x + y + z)*2 ;

WRITELN ( F )

END.

Раздел описания переменных

Раздел операторов (основная часть)

Структура программы на Паскале PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; BEGIN  READ( список ввода );  READLN( список ввода );  переменная:=арифметическое выражение ;  WRITE( список вывода );  WRITELN( список вывода ); END. VAR список однотипных переменных : INTEGER;  список однотипных переменных :REAL; Раздел описания переменных начинается со слова Var , за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. В языке Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный ( Real ) и целый ( Integer ). Имена переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом - буква.

Структура программы на Паскале

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

BEGIN

READ( список ввода );

READLN( список ввода );

переменная:=арифметическое выражение ;

WRITE( список вывода );

WRITELN( список вывода );

END.

VAR список однотипных переменных : INTEGER;

список однотипных переменных :REAL;

Раздел описания переменных начинается со слова Var , за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. В языке Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный ( Real ) и целый ( Integer ). Имена переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом - буква.

Структура программы на Паскале PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR  список однотипных переменных : INTEGER;  список однотипных переменных :REAL; BEGIN  READ (список ввода);  READLN (список ввода);  переменная:=арифметическое выражение ;  WRITE (список вывода);  WRITELN (список вывода); END. Раздел операторов – основная часть программы. Начало и ко-нец раздела отмечаются служебными словами BEGIN и END , которые являются операторными скобками. Между этими сло-вами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов являет-ся точка с запятой. В самом конце программы ставится точка.

Структура программы на Паскале

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных : INTEGER;

список однотипных переменных :REAL;

BEGIN

READ (список ввода);

READLN (список ввода);

переменная:=арифметическое выражение ;

WRITE (список вывода);

WRITELN (список вывода);

END.

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и ко-нец раздела отмечаются служебными словами BEGIN и END , которые являются операторными скобками. Между этими сло-вами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов являет-ся точка с запятой. В самом конце программы ставится точка.

Структура программы на Паскале PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR  список однотипных переменных : INTEGER;  список однотипных переменных :REAL; BEGIN  READ (список ввода);  READLN (список ввода);  переменная:=арифметическое выражение ;  WRITE (список вывода);  WRITELN (список вывода); END. Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по опе-ратору READ или READLN ( читать ). Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки.

Структура программы на Паскале

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных : INTEGER;

список однотипных переменных :REAL;

BEGIN

READ (список ввода);

READLN (список ввода);

переменная:=арифметическое выражение ;

WRITE (список вывода);

WRITELN (список вывода);

END.

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по опе-ратору READ или READLN ( читать ). Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки.

Оператор присваивания PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR  список однотипных переменных : INTEGER;  список однотипных переменных :REAL; BEGIN  READ( список ввода );  READLN( список ввода );  WRITE( список вывода );  WRITELN( список вывода ); END.  переменная:=арифметическое выражение ;  Арифметический оператор присваивания: слева- переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить». Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной. Пример:  a  := sqr (x) + sin (y) / (12*z + 5)

Оператор присваивания

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных : INTEGER;

список однотипных переменных :REAL;

BEGIN

READ( список ввода );

READLN( список ввода );

WRITE( список вывода );

WRITELN( список вывода );

END.

переменная:=арифметическое выражение ;

Арифметический оператор присваивания: слева- переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить». Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной. Пример: a := sqr (x) + sin (y) / (12*z + 5)

Функции F (x) Арифметические операции + |x| сложение ABS (x) - вычитание x 2 SQR (x) * умножение / деление   x SQRT (x) деление нацело div Sin x SIN (x) Остаток mod от деления Cos x COS (x)

Функции

F (x)

Арифметические операции

+

|x|

сложение

ABS (x)

-

вычитание

x 2

SQR (x)

*

умножение

/

деление

x

SQRT (x)

деление

нацело

div

Sin x

SIN (x)

Остаток

mod

от деления

Cos x

COS (x)

Правила записи арифметических выражений

Приоритеты

выполнения операций

F(x)

( )

*

+

div

/

-

mod

Правила записи арифметических выражений

  • Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
  • Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
  • Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
  • Арифметическое выражение записывается в строку
  • Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций
  • Нельзя опускать знак умножения между сомножителями
  • Используются только круглые скобки
  • Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
Структура программы на Паскале PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR  список однотипных переменных : INTEGER;  список однотипных переменных :REAL; BEGIN  READ ( список ввода );  READLN ( список ввода );  переменная:=арифметическое выражение ; END.  WRITE (список вывода);  WRITELN (список вывода); Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN (писать). Результаты выводятся в порядке их перечисле-ния в списке. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN курсор перемещается в начало новой строки.

Структура программы на Паскале

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных : INTEGER;

список однотипных переменных :REAL;

BEGIN

READ ( список ввода );

READLN ( список ввода );

переменная:=арифметическое выражение ;

END.

WRITE (список вывода);

WRITELN (список вывода);

Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN

(писать). Результаты выводятся в порядке их перечисле-ния в списке. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN курсор перемещается в начало новой строки.

Задание 1: Какие идентификаторы записаны правильно?    AXby  6) TU154     2) R&B  3) 4Wheel  4) Вася  5) “PesBarbos”   7) [QuQu]  8) _ABBA  9) A+B

Задание 1:

Какие идентификаторы записаны правильно?

  • AXby

6) TU154

2) R&B 3) 4Wheel 4) Вася 5) “PesBarbos”

7) [QuQu] 8) _ABBA 9) A+B

Задание 2: Найдите ошибки в записи программы. program zadacha1;  var a, b: integer;    x, y: real;  begin   a := 5;  10 := x;  y := 7,8;  b := 2.5;  x := 2*(a + y);  a := b + x;  end. имя переменной должно быть слева от знака := целая и дробная часть отделяются запятой и несоответствие типов Несоответствие типов

Задание 2:

Найдите ошибки в записи программы.

program zadacha1;

var a, b: integer;

x, y: real;

begin

a := 5;

10 := x;

y := 7,8;

b := 2.5;

x := 2*(a + y);

a := b + x;

end.

имя переменной должно быть слева от знака :=

целая и дробная часть отделяются запятой и несоответствие типов

Несоответствие типов

Задание 3: Запишите выражение в математическом виде:   x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));

Задание 3:

Запишите выражение в математическом виде:

x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));

Задание 4:  Напишите программу вычисления y по формуле: y = ( 1- x 2 + 5x 4 ) 2 , где x - данное целое число. Program zadacha2;  Var х, у: integer; Вegin  Write(‘Введите целое число ’);  Read(x);  y:=sqr(1-sqr(x)+5*sqr(sqr(x)));  Write(‘Значение у равно ’,y);  Read(y); End.

Задание 4:

Напишите программу вычисления y по формуле:

y = ( 1- x 2 + 5x 4 ) 2 , где x - данное целое число.

Program zadacha2;

Var х, у: integer;

Вegin

Write(‘Введите целое число ’);

Read(x);

y:=sqr(1-sqr(x)+5*sqr(sqr(x)));

Write(‘Значение у равно ’,y);

Read(y);

End.

Исполнение Программы

Исполнение Программы

Домашнее задание:

Домашнее задание:

Используемая литература: 1) Фотография Никлауса Вирта: http:// data.businessworld.cz/img/article/img/63/732fafbbdc20279b089d213f180692.jpg 2) Демонстрация к лекции на тему «Структура программы на Паскале» http:// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c855a78-5832-41d5-9417-1390bcd448e0/9_83.pps 3) Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2012г.

Используемая литература:

1) Фотография Никлауса Вирта:

http:// data.businessworld.cz/img/article/img/63/732fafbbdc20279b089d213f180692.jpg

2) Демонстрация к лекции на тему «Структура программы на Паскале»

http:// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c855a78-5832-41d5-9417-1390bcd448e0/9_83.pps

3) Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2012г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!