Урок на тему:
«Знакомство с языком Паскаль»
Цель урока:
выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и пунктуацию языка Turbo Pascal.
Система программирования TURBO PASCAL.
В 1971 году Никлаус Вирт (Швейцария) разработал язык программирования для обучения студентов, который был назван в честь французского ученого Блеза Паскаля.
Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.
Состав системы программирования ТР:
1)язык программирования Тurbo Pascal; 2)интегрированная среда программирования( компилятор : переводит программу в машинный код и интерпретатор : исполняет команды)
Алфавит языка программирования TURBO PASCAL
1)латинские буквы – большие и малые; 2)буквы русского алфавита - большие и малые; 3)цифры – от 0 до 9; 4)знаки операций - +, -, /, *,=,, , =; 5)разделительные знаки – ( ) [ ] { } ; . , ‘ _% & # и т. Д.
Структура программы на Паскале
PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;
VAR список однотипных переменных: тип;
BEGIN
операторы
END.
PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;
VAR список однотипных переменных : INTEGER;
список однотипных переменных :REAL;
BEGIN
READ( список ввода );
READLN( список ввода );
переменная:=арифметическое выражение ;
WRITE( список вывода );
WRITELN( список вывода );
END.
Структура программы на Паскале
PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;
VAR список однотипных переменных: тип;
BEGIN
операторы
END.
Заголовок программы
PROGRAM PRIMER ;
VAR x, y, z, F : INTEGER ;
BEGIN
READ ( x, y, z ) ;
F := (x + y + z)*2 ;
WRITELN ( F )
END.
Раздел описания переменных
Раздел операторов (основная часть)
Структура программы на Паскале
PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;
BEGIN
READ( список ввода );
READLN( список ввода );
переменная:=арифметическое выражение ;
WRITE( список вывода );
WRITELN( список вывода );
END.
VAR список однотипных переменных : INTEGER;
список однотипных переменных :REAL;
Раздел описания переменных начинается со слова Var , за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. В языке Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный ( Real ) и целый ( Integer ). Имена переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом - буква.
Структура программы на Паскале
PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;
VAR список однотипных переменных : INTEGER;
список однотипных переменных :REAL;
BEGIN
READ (список ввода);
READLN (список ввода);
переменная:=арифметическое выражение ;
WRITE (список вывода);
WRITELN (список вывода);
END.
Раздел операторов – основная часть программы. Начало и ко-нец раздела отмечаются служебными словами BEGIN и END , которые являются операторными скобками. Между этими сло-вами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов являет-ся точка с запятой. В самом конце программы ставится точка.
Структура программы на Паскале
PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;
VAR список однотипных переменных : INTEGER;
список однотипных переменных :REAL;
BEGIN
READ (список ввода);
READLN (список ввода);
переменная:=арифметическое выражение ;
WRITE (список вывода);
WRITELN (список вывода);
END.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по опе-ратору READ или READLN ( читать ). Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки.
Оператор присваивания
PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;
VAR список однотипных переменных : INTEGER;
список однотипных переменных :REAL;
BEGIN
READ( список ввода );
READLN( список ввода );
WRITE( список вывода );
WRITELN( список вывода );
END.
переменная:=арифметическое выражение ;
Арифметический оператор присваивания: слева- переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить». Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной. Пример: a := sqr (x) + sin (y) / (12*z + 5)
Функции
F (x)
Арифметические операции
+
|x|
сложение
ABS (x)
-
вычитание
x 2
SQR (x)
*
умножение
/
деление
x
SQRT (x)
деление
нацело
div
Sin x
SIN (x)
Остаток
mod
от деления
Cos x
COS (x)
Правила записи арифметических выражений
Приоритеты
выполнения операций
F(x)
( )
*
+
div
/
-
mod
Правила записи арифметических выражений
- Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
- Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
- Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
- Арифметическое выражение записывается в строку
- Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций
- Нельзя опускать знак умножения между сомножителями
- Используются только круглые скобки
- Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
Структура программы на Паскале
PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;
VAR список однотипных переменных : INTEGER;
список однотипных переменных :REAL;
BEGIN
READ ( список ввода );
READLN ( список ввода );
переменная:=арифметическое выражение ;
END.
WRITE (список вывода);
WRITELN (список вывода);
Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN
(писать). Результаты выводятся в порядке их перечисле-ния в списке. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN курсор перемещается в начало новой строки.
Задание 1:
Какие идентификаторы записаны правильно?
6) TU154
2) R&B 3) 4Wheel 4) Вася 5) “PesBarbos”
7) [QuQu] 8) _ABBA 9) A+B
Задание 2:
Найдите ошибки в записи программы.
program zadacha1;
var a, b: integer;
x, y: real;
begin
a := 5;
10 := x;
y := 7,8;
b := 2.5;
x := 2*(a + y);
a := b + x;
end.
имя переменной должно быть слева от знака :=
целая и дробная часть отделяются запятой и несоответствие типов
Несоответствие типов
Задание 3:
Запишите выражение в математическом виде:
x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));
Задание 4:
Напишите программу вычисления y по формуле:
y = ( 1- x 2 + 5x 4 ) 2 , где x - данное целое число.
Program zadacha2;
Var х, у: integer;
Вegin
Write(‘Введите целое число ’);
Read(x);
y:=sqr(1-sqr(x)+5*sqr(sqr(x)));
Write(‘Значение у равно ’,y);
Read(y);
End.
Исполнение Программы
Домашнее задание:
Используемая литература:
1) Фотография Никлауса Вирта:
http:// data.businessworld.cz/img/article/img/63/732fafbbdc20279b089d213f180692.jpg
2) Демонстрация к лекции на тему «Структура программы на Паскале»
http:// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c855a78-5832-41d5-9417-1390bcd448e0/9_83.pps
3) Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2012г.