СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с языком программирования Паскаль

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация "Знакомство с языком Паскаль". Поможет учителю познакомить учеников с первыми понятиями языка программирования. Структура языка, операторы, правила оформления языка. Демонстрация к лекции на тему «Структура программы на Паскале»

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с языком программирования Паскаль»

УРОК НА ТЕМУ: «ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ ПАСКАЛЬ»

УРОК НА ТЕМУ:

«ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ ПАСКАЛЬ»

ЦЕЛЬ УРОКА: выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и пунктуацию языка Turbo Pascal .

ЦЕЛЬ УРОКА:

выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и пунктуацию языка Turbo Pascal .

 Система программирования TURBO PASCAL.  Паскаль  – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

Система программирования TURBO PASCAL.

Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

СОСТАВ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТР:   1)язык программирования Т urbo Pascal ;  2)интегрированная среда программирования( компилятор : переводит программу в машинный код и интерпретатор : исполняет команды)

СОСТАВ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТР:

1)язык программирования Т urbo Pascal ; 2)интегрированная среда программирования( компилятор : переводит программу в машинный код и интерпретатор : исполняет команды)

Алфавит языка программирования TURBO PASCAL  1)латинские буквы – большие и малые;  2)буквы русского алфавита - большие и малые;  3)цифры – от 0 до 9;  4)знаки операций - +, -, /, *,=,, , =;  5)разделительные знаки – ( ) [ ] { } ; . , ‘ _% & # и т. Д.

Алфавит языка программирования TURBO PASCAL

1)латинские буквы – большие и малые; 2)буквы русского алфавита - большие и малые; 3)цифры – от 0 до 9; 4)знаки операций - +, -, /, *,=,, , =; 5)разделительные знаки – ( ) [ ] { } ; . , ‘ _% & # и т. Д.

PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR   список однотипных переменных : тип ; BEGIN   операторы END. PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR  список однотипных переменных : INTEGER;   список однотипных переменных :REAL; BEGIN  READ( список ввода );  READLN( список ввода ) ;  переменная := арифметическое выражение ;  WRITE( список вывода );  WRITELN( список вывода ); END. 6

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных : тип ;

BEGIN

операторы

END.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных : INTEGER;

список однотипных переменных :REAL;

BEGIN

READ( список ввода );

READLN( список ввода ) ;

переменная := арифметическое выражение ;

WRITE( список вывода );

WRITELN( список вывода );

END.

6

PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR   список однотипных переменных : тип ; BEGIN   операторы END.  PROGRAM  PRIMER  ;   VAR  x, y, z, F  :  INTEGER  ;  PROGRAM  PRIMER  ;   VAR  x, y, z, F  :  INTEGER  ; Заголовок программы  BEGIN  BEGIN  READ  ( x, y, z )  ;   READ  ( x, y, z )  ;   F  :=  (x + y + z)*2 ;  F  :=  (x + y + z)*2 ;  WRITELN (  F  )  END.  WRITELN (  F  )  END. Раздел описания переменных Раздел операторов (основная часть)

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных : тип ;

BEGIN

операторы

END.

PROGRAM PRIMER ;

VAR x, y, z, F : INTEGER ;

  • PROGRAM PRIMER ; VAR x, y, z, F : INTEGER ;

Заголовок программы

BEGIN

  • BEGIN

READ ( x, y, z ) ;

  • READ ( x, y, z ) ;

F := (x + y + z)*2 ;

  • F := (x + y + z)*2 ;

WRITELN ( F )

END.

  • WRITELN ( F ) END.

Раздел описания переменных

Раздел операторов (основная часть)

PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; BEGIN  READ( список ввода );  READLN( список ввода ) ;  переменная := арифметическое выражение ;  WRITE( список вывода );  WRITELN( список вывода ); END. VAR  список однотипных переменных : INTEGER;   список однотипных переменных :REAL; Раздел описания переменных начинается со слова Var , за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. В языке Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный ( Real ) и целый ( Integer ). Имена переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом - буква. 8

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

BEGIN

READ( список ввода );

READLN( список ввода ) ;

переменная := арифметическое выражение ;

WRITE( список вывода );

WRITELN( список вывода );

END.

VAR список однотипных переменных : INTEGER;

список однотипных переменных :REAL;

Раздел описания переменных начинается со слова Var , за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. В языке Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный ( Real ) и целый ( Integer ). Имена переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом - буква.

8

PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR  список однотипных переменных : INTEGER;   список однотипных переменных :REAL; BEGIN  READ ( список ввода );  READLN ( список ввода ) ;  переменная := арифметическое выражение ;  WRITE ( список вывода );  WRITELN ( список вывода ); END. Раздел операторов – основная часть программы. Начало и ко-нец раздела отмечаются служебными словами BEGIN и END  , которые являются операторными скобками. Между этими сло-вами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов являет-ся точка с запятой. В самом конце программы ставится точка.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных : INTEGER;

список однотипных переменных :REAL;

BEGIN

READ ( список ввода );

READLN ( список ввода ) ;

переменная := арифметическое выражение ;

WRITE ( список вывода );

WRITELN ( список вывода );

END.

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и ко-нец раздела отмечаются служебными словами BEGIN и END , которые являются операторными скобками. Между этими сло-вами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов являет-ся точка с запятой. В самом конце программы ставится точка.

PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR  список однотипных переменных : INTEGER;   список однотипных переменных :REAL; BEGIN  READ ( список ввода );  READLN ( список ввода ) ;  переменная := арифметическое выражение ;  WRITE ( список вывода );  WRITELN ( список вывода ); END. Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по опе-ратору READ  или READLN  ( читать ). Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных : INTEGER;

список однотипных переменных :REAL;

BEGIN

READ ( список ввода );

READLN ( список ввода ) ;

переменная := арифметическое выражение ;

WRITE ( список вывода );

WRITELN ( список вывода );

END.

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по опе-ратору READ или READLN ( читать ). Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки.

PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR  список однотипных переменных : INTEGER;   список однотипных переменных :REAL; BEGIN  READ( список ввода );  READLN( список ввода ) ;  WRITE( список вывода );  WRITELN( список вывода ); END.  переменная := арифметическое выражение ;  Арифметический оператор присваивания: слева- переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить».  Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной . Пример:   a  := sqr (x) + sin (y) / (12*z + 5)

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных : INTEGER;

список однотипных переменных :REAL;

BEGIN

READ( список ввода );

READLN( список ввода ) ;

WRITE( список вывода );

WRITELN( список вывода );

END.

переменная := арифметическое выражение ;

Арифметический оператор присваивания: слева- переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить». Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной . Пример: a := sqr (x) + sin (y) / (12*z + 5)

F (x) Функции Арифметические операции + сложение |x| ABS (x) - вычитание x 2 SQR (x) умножение * / деление   x SQRT (x) деление нацело div Sin x SIN (x) Остаток от деления mod COS (x) Cos x

F (x)

Функции

Арифметические операции

+

сложение

|x|

ABS (x)

-

вычитание

x 2

SQR (x)

умножение

*

/

деление

x

SQRT (x)

деление

нацело

div

Sin x

SIN (x)

Остаток

от деления

mod

COS (x)

Cos x

Приоритеты

выполнения операций

( )

F(x)

*

+

div

/

-

mod

Правила записи арифметических выражений

  • Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
  • Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
  • Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
  • Арифметическое выражение записывается в строку
  • Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций
  • Нельзя опускать знак умножения между сомножителями
  • Используются только круглые скобки
  • Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
PROGRAM  ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR  список однотипных переменных : INTEGER;   список однотипных переменных :REAL; BEGIN  READ ( список ввода );  READLN ( список ввода ) ;  переменная := арифметическое выражение ; END.  WRITE ( список вывода );  WRITELN ( список вывода ); Вывод результатов происходит по WRITE  или WRITELN ( писать). Результаты выводятся  в порядке их перечисле-ния в списке. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN курсор перемещается в начало новой строки.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ;

VAR список однотипных переменных : INTEGER;

список однотипных переменных :REAL;

BEGIN

READ ( список ввода );

READLN ( список ввода ) ;

переменная := арифметическое выражение ;

END.

WRITE ( список вывода );

WRITELN ( список вывода );

Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN

( писать). Результаты выводятся в порядке их перечисле-ния в списке. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN курсор перемещается в начало новой строки.

Задание 1: AXby   6) TU154     2) R&B  3) 4Wheel  4) Вася  5) “ PesBarbos”   7) [QuQu]  8) _ABBA  9) A+B

Задание 1:

  • AXby

6) TU154

2) R&B 3) 4Wheel 4) Вася 5) “ PesBarbos”

7) [QuQu] 8) _ABBA 9) A+B

ЗАДАНИЕ 2: Найдите ошибки в записи программы. program zadacha1;  var a, b: integer;    x, y: real;   begin   a := 5;   10 := x;   y := 7 , 8;    b := 2.5;  x := 2*(a + y);   a := b + x;  end. имя переменной должно быть слева от знака :=  целая и дробная часть отделяются запятой и несоответствие типов  Несоответствие типов

ЗАДАНИЕ 2:

Найдите ошибки в записи программы.

program zadacha1;

var a, b: integer;

x, y: real;

begin

a := 5;

10 := x;

y := 7 , 8;

b := 2.5;

x := 2*(a + y);

a := b + x;

end.

имя переменной должно быть слева от знака :=

целая и дробная часть отделяются запятой и несоответствие типов

Несоответствие типов

Задание 3 : Запишите выражение в математическом виде:   x:= ( a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a)); x:= ( a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));

Задание 3 :

Запишите выражение в математическом виде:

x:= ( a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));

  • x:= ( a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));
Задание 4 :  Напишите программу вычисления y по формуле: y = ( 1- x 2 + 5 x 4 ) 2 , где x - данное целое число. Program zadacha 2 ;  Var х, у : integer; В egin  Write(‘ Введите целое число ’);  Read(x);  y:=sqr(1-sqr(x)+5*sqr(sqr(x)));  Write(‘ Значение у равно ’,y);  Read(y); End.

Задание 4 :

Напишите программу вычисления y по формуле:

y = ( 1- x 2 + 5 x 4 ) 2 , где x - данное целое число.

Program zadacha 2 ;

Var х, у : integer;

В egin

Write(‘ Введите целое число ’);

Read(x);

y:=sqr(1-sqr(x)+5*sqr(sqr(x)));

Write(‘ Значение у равно ’,y);

Read(y);

End.

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 35 (учебник Семакин 9 кл) Задание 9, 10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§ 35 (учебник Семакин 9 кл)

Задание 9, 10

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1) Фотография Никлауса Вирта: http://data.businessworld.cz/img/article/img/63/732fafbbdc20279b089d213f180692.jpg 2) Демонстрация к лекции на тему «Структура программы на Паскале» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c855a78-5832-41d5-9417-1390bcd448e0/9_83.pps 3) Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2012г.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1) Фотография Никлауса Вирта:

http://data.businessworld.cz/img/article/img/63/732fafbbdc20279b089d213f180692.jpg

2) Демонстрация к лекции на тему «Структура программы на Паскале»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c855a78-5832-41d5-9417-1390bcd448e0/9_83.pps

3) Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2012г.