Просмотр содержимого документа
«Презентация. Зрительный анализатор»
- 2. -Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир
- 3. -Примерно 90% информации мы получаем с его помощью
- 4. -Еще Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера.
Анализаторы. Зрительный анализатор.
Задачи урока.
- Изучить строение зрительного анализатора
- Понять механизм работы зрительного анализатора
- Вывести правила гигиены зрения
- Программированный диктант:
- 1. При удалении какого отдела головного мозга млекопитающее утрачивает способность вырабатывать условные рефлексы.
- 2. Через какую зону идут дуги рефлексов, связанных с различением звуковых раздражений?
- 3. При поражении какой зоны коры больших полушарий утрачивается способность к восприниманию запаха?
- 4. Какая часть нервной системы регулирует работу внутренних органов?
- 5. Какая часть головного мозга отвечает за координацию движений?
- 6. В каком отделе головного мозга находятся цынтры дыхания?
- 7. При поражении какой зоны коры больших полушарий утрачивается способность видеть?
- 8. Какая часть ЦНС выполняет проводящую функцию?
- Коды ответов : а – кора больших полушарий; б – спиной мозг; в – продолговатый мозг; г – вегетативная система; д – мозжечок; е – затылочная доля; ж – височная доля; з – теменная доля.
Видеть мир это прекрасно!
- Долгое время считали, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей – шероховатость, давление, температуру. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия.
I . Выберите правильный ответ:
- Функция органов чувств состоит в преобразовании энергии внешнего раздражения в форму, доступную для раздражения: а) рецепторов; б) спинного мозга; в) нервов; г) головного мозга.
- Назовите правильную последовательность составных частей анализатора: а) рецептор, зона коры больших полушарий, чувствительный нерв; б) чувствительный нерв, рецептор, зона коры больших полушарий; в) рецептор, чувствительный нерв, зона коры больших полушарий.
II . Найдите соответствие
Функции
Части анализатора
А) Проведение нервных импульсов в мозг.
Б) Анализ нервных импульсов, объединение их в единый образ.
В) Восприятие внешних раздражений и перевод их в электрохимические сигналы
3. Рецепторы
4. Чувствительный путь (проводящие пути)
5. Кора больших полушарий
- Стимул: как человек живет без зрения? Ты не видишь огромнейшее разнообразие красок живой природы: нежный, зеленый, распустившийся листок берёзы, белоснежный ландыш, яркие, алые языки костра. Оглянитесь вокруг! Жизнь подарила вам такое замечательное чувство! Вы не задумывались, как это происходит и почему? А мы порой так безжалостно сами разрушаем его.
- Задачная формулировка: внимательно рассмотрите рисунки на ЭОР рубрика 3,4 http://fcior.edu.ru/card/14057/analizatory-organy-chuvstv-ih-stroenie-i-funkcii-zritelnyy-analizator.html , показывающие ход лучей через прозрачную среду глаза, составьте схему прохождения лучей используя термины: хрусталик, зрачок, роговица, сетчатка, стекловидное тело. Составьте таблицу: «Взаимосвязь строения и функций частей глаза, зрительного анализатора».
Модельный ответ
Слезная железа
Выделяют слёзы, увлажняют, промывают, защищают глаза.
Веки, ресницы, брови
Защищают глаз от внешних воздействий: пыль, повреждения; отводят пот от глаз.
Белочная оболочка
Защищает поверхность глаза, впереди переходит в роговицу.
Сосудистая оболочка
Питает глазное яблоко, свет внутри не рассеивается, впереди переходит в радужную оболочку.
Хрусталик
Хрусталик, меняя форму, участвует в построении изображения, пропускает световые лучи.
Сетчатка
Содержит зрительные рецепторы (палочки, колбочки), на ней строится изображение увиденного.
- Стимул: .С. Смирнов в своей книге "Рассказы о неизвестных героях" описывает такой случай. Русский солдат 9 лет находился в подземелье Брестской крепости. Запасов продовольствия и воды у него было в достатке, а спичек и свечей, хватило только на 4 года. Когда он вышел на свет тут же ослеп.
- Задачная формулировка: ознакомьтесь с ЭОР рубрика 5: http://fcior.edu.ru/card/14057/analizatory-organy-chuvstv-ih-stroenie-i-funkcii-zritelnyy-analizator.html, составьте правила гигиены органов зрения.
- Модельный ответ:
- 1. Беречь от механических воздействий;
- 2. Читать в хорошо освещенном помещении, на расстоянии 35-40 см, свет должен падать с лево;
- 3. Нельзя читать в движущем транспорте;
- 4. Одевать темные очки при сильно ярком освещении;
- 5. В достаточном количестве принимать витамин А;
- 6. Отдыхать на природе, делать гимнастику для глазной мышцы.
Женский глаз
1.Лучше развито перифе-рийное зрение.
2.Лучше видят в темноте.
3.Воспринимают информа-
ции больше, чем мужчины
в каждый момент времени.
Больше палочек
4.Моментально фиксируют любое движение.
5.Палочки работают на правое , конкретно- образное полушарие.
1.Лучше воспринимают цвета .
2. Четче видят картинку.
3. Концентрируют внима-ние на одном аспекте изображения, сводя все поле зрения к тоннелю.
Больше колбочек
На колбочки, приходится фокус глазного хрусталика .
4.Колбочки работают на левое, аналитическое полушарие.
Аккомодация-видение на разных расстояниях
фокусировка хрусталика на близкие предметы
фокусировка хрусталика вдаль
А
А
В хрусталике красные лучи преломляются сильнее, чем синие.
Преломление лучей
Тестовое задание
- Из чего состоит зрительный анализатор?
- Какая оболочка глаза выполняет защитную функцию?
- Назовите питающий слой глазного яблока.
- Назовите прозрачную часть белочной оболочки.
Рецепторы
Чувствительные нейроны
Зрительная зона коры больших полушарий
Белочная оболочка
Сосудистая оболочка
Роговица
Тестовое задание
- Как называется прозрачное студенистое вещество глазного яблока?
- В какой оболочке находится пигмент, от которого зависит цвет глаз?
- Где расположены рецепторы глаза?
- Стекловидное тело
- Радужная оболочка
- Сетчатка
- https://yandex.ru/images/search?pos=4&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0526%2F0009a215-d821ac8b%2F1%2Fimg21.jpg&text= физкультминутка+для+глаз+для+дошкольников& rpt=simage&lr=76&source=wiz