СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Зрительный анализатор

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является приложением к технологической карте урока. Соответствует фгосам, содержит компетентно-ориентированные задания, технология проблемного  обучения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Зрительный анализатор»

2.  -Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир 3.  -Примерно 90% информации мы получаем с его помощью 4.  -Еще Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера.
  • 2. -Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир
  • 3. -Примерно 90% информации мы получаем с его помощью
  • 4. -Еще Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера.
Анализаторы. Зрительный анализатор.

Анализаторы. Зрительный анализатор.

Задачи урока. Изучить строение зрительного анализатора Понять механизм работы зрительного анализатора Вывести правила гигиены зрения

Задачи урока.

  • Изучить строение зрительного анализатора
  • Понять механизм работы зрительного анализатора
  • Вывести правила гигиены зрения
Программированный диктант:  1. При удалении какого отдела головного мозга млекопитающее утрачивает способность вырабатывать условные рефлексы. 2. Через какую зону идут дуги рефлексов, связанных с различением звуковых раздражений? 3. При поражении какой зоны коры больших полушарий утрачивается способность к восприниманию запаха? 4. Какая часть нервной системы регулирует работу внутренних органов? 5. Какая часть головного мозга отвечает за координацию движений? 6. В каком отделе головного мозга находятся цынтры дыхания? 7. При поражении какой зоны коры больших полушарий утрачивается способность видеть? 8. Какая часть ЦНС выполняет проводящую функцию? Коды ответов : а – кора больших полушарий; б – спиной мозг; в – продолговатый мозг; г – вегетативная система; д – мозжечок; е – затылочная доля; ж – височная доля; з – теменная доля.
  • Программированный диктант:
  • 1. При удалении какого отдела головного мозга млекопитающее утрачивает способность вырабатывать условные рефлексы.
  • 2. Через какую зону идут дуги рефлексов, связанных с различением звуковых раздражений?
  • 3. При поражении какой зоны коры больших полушарий утрачивается способность к восприниманию запаха?
  • 4. Какая часть нервной системы регулирует работу внутренних органов?
  • 5. Какая часть головного мозга отвечает за координацию движений?
  • 6. В каком отделе головного мозга находятся цынтры дыхания?
  • 7. При поражении какой зоны коры больших полушарий утрачивается способность видеть?
  • 8. Какая часть ЦНС выполняет проводящую функцию?
  • Коды ответов : а – кора больших полушарий; б – спиной мозг; в – продолговатый мозг; г – вегетативная система; д – мозжечок; е – затылочная доля; ж – височная доля; з – теменная доля.

Видеть мир это прекрасно! Долгое время считали, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей – шероховатость, давление, температуру. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия.

Видеть мир это прекрасно!

  • Долгое время считали, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей – шероховатость, давление, температуру. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия.
I . Выберите правильный ответ: Функция органов чувств состоит в преобразовании энергии внешнего раздражения в форму, доступную для раздражения: а) рецепторов; б) спинного мозга; в) нервов; г) головного мозга. Назовите правильную последовательность составных частей анализатора: а) рецептор, зона коры больших полушарий, чувствительный нерв; б) чувствительный нерв, рецептор, зона коры больших полушарий; в) рецептор, чувствительный нерв, зона коры больших полушарий.

I . Выберите правильный ответ:

  • Функция органов чувств состоит в преобразовании энергии внешнего раздражения в форму, доступную для раздражения: а) рецепторов; б) спинного мозга; в) нервов; г) головного мозга.
  • Назовите правильную последовательность составных частей анализатора: а) рецептор, зона коры больших полушарий, чувствительный нерв; б) чувствительный нерв, рецептор, зона коры больших полушарий; в) рецептор, чувствительный нерв, зона коры больших полушарий.
II . Найдите соответствие Функции Части анализатора  А) Проведение нервных импульсов в мозг. Б) Анализ нервных импульсов, объединение их в единый образ. В) Восприятие внешних раздражений и перевод их в электрохимические сигналы  3. Рецепторы 4. Чувствительный путь (проводящие пути) 5. Кора больших полушарий

II . Найдите соответствие

Функции

Части анализатора

А) Проведение нервных импульсов в мозг.

Б) Анализ нервных импульсов, объединение их в единый образ.

В) Восприятие внешних раздражений и перевод их в электрохимические сигналы

3. Рецепторы

4. Чувствительный путь (проводящие пути)

5. Кора больших полушарий

Стимул: как человек живет без зрения? Ты не видишь огромнейшее разнообразие красок живой природы: нежный, зеленый, распустившийся листок берёзы, белоснежный ландыш, яркие, алые языки костра. Оглянитесь вокруг! Жизнь подарила вам такое замечательное чувство! Вы не задумывались, как это происходит и почему? А мы порой так безжалостно сами разрушаем его.
  • Стимул: как человек живет без зрения? Ты не видишь огромнейшее разнообразие красок живой природы: нежный, зеленый, распустившийся листок берёзы, белоснежный ландыш, яркие, алые языки костра. Оглянитесь вокруг! Жизнь подарила вам такое замечательное чувство! Вы не задумывались, как это происходит и почему? А мы порой так безжалостно сами разрушаем его.
Задачная формулировка: внимательно рассмотрите рисунки на ЭОР рубрика 3,4 http://fcior.edu.ru/card/14057/analizatory-organy-chuvstv-ih-stroenie-i-funkcii-zritelnyy-analizator.html , показывающие ход лучей через прозрачную среду глаза, составьте схему прохождения лучей используя термины: хрусталик, зрачок, роговица, сетчатка, стекловидное тело. Составьте таблицу: «Взаимосвязь строения и функций частей глаза, зрительного анализатора».
  • Задачная формулировка: внимательно рассмотрите рисунки на ЭОР рубрика 3,4 http://fcior.edu.ru/card/14057/analizatory-organy-chuvstv-ih-stroenie-i-funkcii-zritelnyy-analizator.html , показывающие ход лучей через прозрачную среду глаза, составьте схему прохождения лучей используя термины: хрусталик, зрачок, роговица, сетчатка, стекловидное тело. Составьте таблицу: «Взаимосвязь строения и функций частей глаза, зрительного анализатора».
Модельный ответ Слезная железа Выделяют слёзы, увлажняют, промывают, защищают глаза. Веки, ресницы, брови Защищают глаз от внешних воздействий: пыль, повреждения; отводят пот от глаз. Белочная оболочка Защищает поверхность глаза, впереди переходит в роговицу. Сосудистая оболочка Питает глазное яблоко, свет внутри не рассеивается, впереди переходит в радужную оболочку. Хрусталик Хрусталик, меняя форму, участвует в построении изображения, пропускает световые лучи. Сетчатка Содержит зрительные рецепторы (палочки, колбочки), на ней строится изображение увиденного.

Модельный ответ

Слезная железа

Выделяют слёзы, увлажняют, промывают, защищают глаза.

Веки, ресницы, брови

Защищают глаз от внешних воздействий: пыль, повреждения; отводят пот от глаз.

Белочная оболочка

Защищает поверхность глаза, впереди переходит в роговицу.

Сосудистая оболочка

Питает глазное яблоко, свет внутри не рассеивается, впереди переходит в радужную оболочку.

Хрусталик

Хрусталик, меняя форму, участвует в построении изображения, пропускает световые лучи.

Сетчатка

Содержит зрительные рецепторы (палочки, колбочки), на ней строится изображение увиденного.

Стимул: .С. Смирнов в своей книге
  • Стимул: .С. Смирнов в своей книге "Рассказы о неизвестных героях" описывает такой случай. Русский солдат 9 лет находился в подземелье Брестской крепости. Запасов продовольствия и воды у него было в достатке, а спичек и свечей, хватило только на 4 года. Когда он вышел на свет тут же ослеп.
  • Задачная формулировка: ознакомьтесь с ЭОР рубрика 5: http://fcior.edu.ru/card/14057/analizatory-organy-chuvstv-ih-stroenie-i-funkcii-zritelnyy-analizator.html, составьте правила гигиены органов зрения.
Модельный ответ: 1.  Беречь от механических воздействий; 2.  Читать в хорошо освещенном помещении, на расстоянии 35-40 см, свет должен падать с лево; 3.  Нельзя читать в движущем транспорте; 4.  Одевать темные очки при сильно ярком освещении; 5.  В достаточном количестве принимать витамин А; 6.  Отдыхать на природе, делать гимнастику для глазной мышцы.
  • Модельный ответ:
  • 1. Беречь от механических воздействий;
  • 2. Читать в хорошо освещенном помещении, на расстоянии 35-40 см, свет должен падать с лево;
  • 3. Нельзя читать в движущем транспорте;
  • 4. Одевать темные очки при сильно ярком освещении;
  • 5. В достаточном количестве принимать витамин А;
  • 6. Отдыхать на природе, делать гимнастику для глазной мышцы.
Женский глаз 1.Лучше развито перифе-рийное зрение. 2.Лучше видят в темноте. 3.Воспринимают информа- ции больше, чем мужчины в каждый момент времени. Больше палочек  4.Моментально фиксируют любое движение. 5.Палочки работают на правое , конкретно- образное полушарие.

Женский глаз

1.Лучше развито перифе-рийное зрение.

2.Лучше видят в темноте.

3.Воспринимают информа-

ции больше, чем мужчины

в каждый момент времени.

Больше палочек

4.Моментально фиксируют любое движение.

5.Палочки работают на правое , конкретно- образное полушарие.

1.Лучше воспринимают цвета . 2. Четче видят картинку. 3. Концентрируют внима-ние на одном аспекте изображения, сводя все поле зрения к тоннелю. Больше колбочек На колбочки, приходится фокус глазного хрусталика . 4.Колбочки работают на левое, аналитическое полушарие.

1.Лучше воспринимают цвета .

2. Четче видят картинку.

3. Концентрируют внима-ние на одном аспекте изображения, сводя все поле зрения к тоннелю.

Больше колбочек

На колбочки, приходится фокус глазного хрусталика .

4.Колбочки работают на левое, аналитическое полушарие.

Аккомодация-видение на разных расстояниях фокусировка хрусталика  на близкие предметы  фокусировка  хрусталика вдаль А  А В хрусталике красные лучи преломляются сильнее, чем  синие. Преломление лучей

Аккомодация-видение на разных расстояниях

фокусировка хрусталика на близкие предметы

фокусировка хрусталика вдаль

А

А

В хрусталике красные лучи преломляются сильнее, чем синие.

Преломление лучей

Тестовое задание Из чего состоит зрительный анализатор? Какая оболочка глаза выполняет защитную функцию? Назовите питающий слой глазного яблока. Назовите прозрачную часть белочной оболочки.  Рецепторы Чувствительные нейроны Зрительная зона коры больших полушарий Белочная оболочка Сосудистая оболочка Роговица

Тестовое задание

  • Из чего состоит зрительный анализатор?
  • Какая оболочка глаза выполняет защитную функцию?
  • Назовите питающий слой глазного яблока.
  • Назовите прозрачную часть белочной оболочки.

Рецепторы

Чувствительные нейроны

Зрительная зона коры больших полушарий

Белочная оболочка

Сосудистая оболочка

Роговица

Тестовое задание Как называется прозрачное студенистое вещество глазного яблока? В какой оболочке находится пигмент, от которого зависит цвет глаз? Где расположены рецепторы глаза?  Стекловидное тело Радужная оболочка Сетчатка

Тестовое задание

  • Как называется прозрачное студенистое вещество глазного яблока?
  • В какой оболочке находится пигмент, от которого зависит цвет глаз?
  • Где расположены рецепторы глаза?
  • Стекловидное тело
  • Радужная оболочка
  • Сетчатка
https://yandex.ru/images/search?pos=4&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0526%2F0009a215-d821ac8b%2F1%2Fimg21.jpg&text= физкультминутка+для+глаз+для+дошкольников& rpt=simage&lr=76&source=wiz
  • https://yandex.ru/images/search?pos=4&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0526%2F0009a215-d821ac8b%2F1%2Fimg21.jpg&text= физкультминутка+для+глаз+для+дошкольников& rpt=simage&lr=76&source=wiz


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!