СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямая и косвенная речь

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к разработке по уроку "Прямая и косвенная речь"

Просмотр содержимого документа
«Прямая и косвенная речь»

Верно-неверно 1. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы; 2. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки; перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся; 3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее тире; 4. Цитаты – это примерные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли; 5. Если цитата вводится в авторскую речь как часть предложения, то она выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы

Верно-неверно

  • 1. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы;
  • 2. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки; перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся;
  • 3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее тире;
  • 4. Цитаты – это примерные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли;
  • 5. Если цитата вводится в авторскую речь как часть предложения, то она выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы
М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать. Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка и больше читать»
  • М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.
  • Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка и больше читать»
Прямая речь. Косвенная речь Двадцатое марта

Прямая речь. Косвенная речь

Двадцатое марта

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ   «П,» - а. «П?!» - а. «П, - а. – П». «П, - а, - п».  А: «П».

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

  • «П,» - а.
  • «П?!» - а.
  • «П, - а. – П».
  • «П, - а, - п».
  • А: «П».
Составить схему предложений «Куда же вы спешите?» - спрашивал всех Старцев. «Кто тебя научил? – спросил Алексей. – Неужели Настя?» «Санька - мой лучший друг, - сказал он, - надо вас познакомить». Марья сказала: «Я никогда не бывала в Москве».

Составить схему предложений

  • «Куда же вы спешите?» - спрашивал всех Старцев.
  • «Кто тебя научил? – спросил Алексей. – Неужели Настя?»
  • «Санька - мой лучший друг, - сказал он, - надо вас познакомить».
  • Марья сказала: «Я никогда не бывала в Москве».
Спросила, протянула, протарахтел   1. «О чем Вы плачете?» - __________ она тихо.  2. «Как же это все чудеееесно!!!» - _________________ она нараспев.  3. «Раз, два, три, четыре, пять, я иду тебя искать!!!» - весело _____________ Славик.
  • Спросила, протянула, протарахтел

  • 1. «О чем Вы плачете?» - __________ она тихо.

  • 2. «Как же это все чудеееесно!!!» - _________________ она нараспев.

  • 3. «Раз, два, три, четыре, пять, я иду тебя искать!!!» - весело _____________ Славик.
Различают три уровня глаголов:  1. Глаголы, выражающие речемыслительную деятельность: сказал, вымолвил, прошептал, крикнул, спросил, брякнул, подтвердил и др.  2. Глаголы, связанные с речемыслительной деятельностью опосредованно: поддержал, согласился, кивнул, расхохотался, засмеялся и др.  3. Глаголы, не связанные с речемыслительной деятельностью в своем основном значении: протарахтел, кинул, гремел, трубил, дребезжал, трещал и др.
  • Различают три уровня глаголов:

  • 1. Глаголы, выражающие речемыслительную деятельность: сказал, вымолвил, прошептал, крикнул, спросил, брякнул, подтвердил и др.

  • 2. Глаголы, связанные с речемыслительной деятельностью опосредованно: поддержал, согласился, кивнул, расхохотался, засмеялся и др.

  • 3. Глаголы, не связанные с речемыслительной деятельностью в своем основном значении: протарахтел, кинул, гремел, трубил, дребезжал, трещал и др.
Семь дочек.  Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.  Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая как вишневый сад высматривает соловья.  А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
  • Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая как вишневый сад высматривает соловья. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
Семь дочек.  Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.  «Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья».  А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
  • Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. «Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья». А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
Косвенная речь Приводится после авторских слов Представляет собой зависимую часть со значением придаточного изъяснительного Присоединяется с помощью союзов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, КОГДА, КУДА, ГДЕ, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и др.  Кавычки убираются.

Косвенная речь

  • Приводится после авторских слов
  • Представляет собой зависимую часть со значением придаточного изъяснительного
  • Присоединяется с помощью союзов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, КОГДА, КУДА, ГДЕ, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и др.
  • Кавычки убираются.
ТРАНСФОРМИРУЙТЕ ПРЯМУЮ РЕЧЬ В КОСВЕННУЮ  Помолчав, дама сказала: «В Италии лучше».  Ты просишь: «Верни мою книгу».  Я спросил: «Куда идет поезд?».  Я спросил: «Ты сегодня занят?».
  • ТРАНСФОРМИРУЙТЕ ПРЯМУЮ РЕЧЬ В КОСВЕННУЮ

  • Помолчав, дама сказала: «В Италии лучше».

  • Ты просишь: «Верни мою книгу».

  • Я спросил: «Куда идет поезд?».

  • Я спросил: «Ты сегодня занят?».
проверка 1. Помолчав, дама сказала, что в Италии лучше. 2. Ты просишь, чтобы я вернул твою книгу. 3. Я спросил, куда идет поезд. 4. Я спросил, не занят ли  он сегодня.

проверка

  • 1. Помолчав, дама сказала, что в Италии лучше.
  • 2. Ты просишь, чтобы я вернул твою книгу.
  • 3. Я спросил, куда идет поезд.
  • 4. Я спросил, не занят ли он сегодня.
Особенности употребления косвенной речи 1. После авторских слов прямая речь изменяется в придаточное. 2. Изменяется лицо глагола и местоимения. 3. Знак вопроса не сохраняется. 4. Предложения с ирреальной модальностью трансформируются с частицей ЛИ. 5. При переводе в косвенную речь используются только глаголы 1 уровня (глаголы говорения).

Особенности употребления косвенной речи

  • 1. После авторских слов прямая речь изменяется в придаточное.
  • 2. Изменяется лицо глагола и местоимения.
  • 3. Знак вопроса не сохраняется.
  • 4. Предложения с ирреальной модальностью трансформируются с частицей ЛИ.
  • 5. При переводе в косвенную речь используются только глаголы 1 уровня (глаголы говорения).
На основе данного текста, используя прямую и косвенную речь, составить предложения. Прошло много лет после нашего полета на корабле «Восход-2». В космосе побывали десятки космонавтов на «Союзах» и «Салютах». Каждый решал свои сложные задачи. Но выход в открытый космос – одна из сложнейших операций на орбите. Она требует от космонавтов тщательной подготовки, большого мастерства и огромного мужества. Я смотрю на космонавтов по телевидению, слушаю их переговоры и доклады на Землю и каждый раз переживаю свой полет на корабле «Восход-2» - первый выход человека в открытый космос. Я им завидую и от всего сердца желаю успеха.
  • На основе данного текста, используя прямую и косвенную речь, составить предложения.
  • Прошло много лет после нашего полета на корабле «Восход-2». В космосе побывали десятки космонавтов на «Союзах» и «Салютах». Каждый решал свои сложные задачи.
  • Но выход в открытый космос – одна из сложнейших операций на орбите. Она требует от космонавтов тщательной подготовки, большого мастерства и огромного мужества. Я смотрю на космонавтов по телевидению, слушаю их переговоры и доклады на Землю и каждый раз переживаю свой полет на корабле «Восход-2» - первый выход человека в открытый космос. Я им завидую и от всего сердца желаю успеха.
Домашнее задание Составить мини-текст-рассуждение. Герой рассказа Рэя Бредбэри «Космонавт» просит своего сына: Никогда не будь космонавтом… Потому что там тебя всегда будет тянуть сюда. А здесь – туда. Так что лучше и не начинать. Чтобы тебя не захватило». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему освоение космоса является гордостью нашей страны?

Домашнее задание

  • Составить мини-текст-рассуждение.
  • Герой рассказа Рэя Бредбэри «Космонавт» просит своего сына: Никогда не будь космонавтом… Потому что там тебя всегда будет тянуть сюда. А здесь – туда. Так что лучше и не начинать. Чтобы тебя не захватило».
  • Согласны ли вы с этим утверждением? Почему освоение космоса является гордостью нашей страны?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!