СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямая и косвенная речь.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по вводному уроку о прямой и косвенной речи с упражнениями

Просмотр содержимого документа
«Прямая и косвенная речь.»

Тема: «Прямая речь. Косвенная речь»

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

2

Актуализация знаний

  1. Самостоятельная работа (приложение 1)

  2. Найдите неверное утверждение:

1. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы;

2. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки; перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся;

3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее тире;

4. Цитаты – это примерные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли;

5. Если цитата вводится в авторскую речь как часть предложения, то она выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы (слайд 1)

Выполняют самостоятельную работу, вспоминают правила, относительно прямой и косвенной речи

3

Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы урока

М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка и больше читать»

Прежде, чем выяснять, в чем различие данных предложений, ответьте на вопрос: «Как вы понимаете слова Горького?»

- В чем структурное различие предложений?

- Что такое прямая речь?

- Что вы можете сказать о первом предложении?

(помимо слов автора, в нем есть чужая речь).

Предлагает записать тему урока

Трактуют высказывание, тем самым развивая монологическую речь.


Записывают тему урока

4

Работа по теме урока

  1. Слово учителя

Вспомним, из каких частей состоит прямая речь?

Просит открыть справочники и записать материал со слайда 4.

Выполнение упражнения 404 устно.

Выполнение упражнения на слайде 5. Один человек работает у доски.

Выполнение упражнения на слайде 6.

  1. Глаголы, помогающие передать прямую речь (слайд 7)

Выполнение упражнения/проверка (слайд 8-9)

  1. Косвенная речь (слайд 10)

Выполнение упражнения устно (11-12)

Особенности употребления косвенной речи (13)


Открывают п.67

Выполняют упражнения

Записывают в справочник



Записывают в справочник

Выполняют упражнения с взаимопроверкой

Выполняют упражнения

Записывают в справочник

5

Закрепление знаний

Самостоятельная работа по тексту:

На основе данного текста, используя прямую и косвенную речь, составить предложения.

Прошло много лет после нашего полета на корабле «Восход-2». В космосе побывали десятки космонавтов на «Союзах» и «Салютах». Каждый решал свои сложные задачи.

Но выход в открытый космос – одна из сложнейших операций на орбите. Она требует от космонавтов тщательной подготовки, большого мастерства и огромного мужества. Я смотрю на космонавтов по телевидению, слушаю их переговоры и доклады на Землю и каждый раз переживаю свой полет на корабле «Восход-2» - первый выход человека в открытый космос. Я им завидую и от всего сердца желаю успеха.

Выполняют самостоятельную работу

6

Домашнее задание

Составить мини-текст-рассуждение.

Герой рассказа Рэя Бредбэри «Космонавт» просит своего сына: Никогда не будь космонавтом… Потому что там тебя всегда будет тянуть сюда. А здесь – туда. Так что лучше и не начинать. Чтобы тебя не захватило».

Согласны ли вы с этим утверждением? Почему освоение космоса является гордостью нашей страны?

Записывают домашнее задание



Задание 1. Найти обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Подчеркнуть их.

Один из ребят – мальчик лет одиннадцати – решил спуститься в колодец. Он сел в ведро, и товарищи стали спускать его на веревке. Он умел плавать и не растерялся. Вынырнув, он оказался возле девочки: платье ее, постепенно отяжелев от воды, сворачивалось, как лепесток, и она погружалась все глубже. Подхватив ее, мальчик поплыл вдоль стен колодца. Вода была ледяной, он плыл изо всех сил, стараясь разогреться, кружась вдоль скользких черных стен.

Задание 2. Расставить знаки препинания

Когда мы вышли на свет костра, женщины кажется испугались. Наверное мы стали совсем страшные на этих болотах, волосы в тине, гимнастёрки, штаны – бурые от ржавой воды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!