Тема | Прямая речь |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Планируемые результаты (УУД) | Предметные: . развить умение формулировать определение понятий; ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь; ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения Метапредметные: 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности. |
Основные понятия | Прямая речь, кавычки, слова автора |
Решаемые проблемы | Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью? |
Деятельностный компонент урока | Уметь: - находить прямую речь в предложении; - расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения | По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания. |
Эмоционально-ценностный компонент урока | Знакомство с произведениями художественной литературы. |
Оборудование | ЭОР: презентация, компьютер, проектор. Бумажные: карточки с заданиями, учебник. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Актуализация знаний Мотивация к учебной деятельности | Словарный диктант. Наверное, может быть, во- первых, конечно, к сожалению, к огорчению, вероятно, кажется, как нарочно, по – моему, без сомнения. Прочитайте предложения. Чем они различаются? 1) А.С.Пушкин писал, что сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. 2) А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек . Добрым молодцам урок!» - Кому принадлежат выделенные слова? В каком случае они переданы точно от имени поэта? Какие слова вводят высказывание А.С.Пушкина? Одно из этих предложений с прямой речью. Какое? | Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение. |
Определение целей урока | -Какова же тема нашего урока? -Какова же цель нашего урока? Как отличить от других предложений предложения с прямой речью? Что такое прямая речь? Как оформить на письме предложения с прямой речью? Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для нас здесь знакомо? Слово речь нам знакомо? А чего мы не знаем? ( прямая речь ) Почему не ломаная? Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая). Для записи этой прямой, правдивой речи существуют специальные знаки «»( кавычки). Обратите внимание, как пишется прямая речь. С прописной буквы. Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаками препинания) Предложения с прямой речью состоят не только из самой «П», но и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах слова автора мы будем обозначать так: А, а. А: «П.?!» «П,!?» - а. Запомните, кавычки всегда идут со знаком «:» или «-». Мы только что вывели с вами правило. Давайте проверим по учебнику, правы ли мы? Чтение теоретического материала на странице 139. Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь) Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь: Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д. | Учащиеся формулируют тему урока. Учащиеся обсуждают ситуацию. Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей |
Практическая часть урока | 1.Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется в большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся внутри кавычек, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то она ставится за кавычками. Графически это выгладит так: А: "П? " А: "П! " А: "П". 2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся тоже ставятся ВНУТРИ КАВЫЧЕК, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то ВМЕСТО ТОЧКИ ЗА КАВЫЧКАМИ ставится запятая. Это графически выгладит следующим образом: "П? " - а. "П! " - а. "П", - а. Работа с учебником . Прочитать правила на странице 140, 141 | Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Составление учащимися плана действий. |
Физкультминутка | Вспомним отрывки из «Сказки о мертвой царевне…». Нужно прочитать наизусть отрывки с прямой речью. | Выполняют упражнения |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 1. Упр. 180 какие схемы соответствуют примерам. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный, Что ты тих, как день ненастный, Опечалился чему?» - Говорит она ему. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть тоска меня съедает...» В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала: «Я ль, скажи мне всех милее, Всех румяней и белее?» Чуть опасность где видна Верный сторож, как со сна, Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся, И кричит: «Кири-ку-ку, Царствуй, лёжа на боку!» Упр.179. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим:«Отпусти ты, старче, меня в море. И царица налетела на Чернавку: «Как ты смела обмануть меня? "Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?"- говорит ей Муравей. Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней,- им отвечает Соловей. | Анализируют, сопоставляют и обобщают. |
| 2. Графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Два ученика составляют схемы прочитанных учителем предложений (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается. Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух. «А кто хозяин?» – интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик». | |
| Прямая речь может разрываться словами автора. В этом случае слова автора с двух сторон отделяется запятыми и тире: «П,- а, - п». «П,- а. - П». «П?- а. – П?». «П! - а. - П». | Вписывают ответы. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Оцените свою деятельность на уроке | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1) выучить правила 2)выполнить упражнения 181 | Записывают задание. |