СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямая речь. 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прямая речь. 5 класс»

Технологическая карта урока. Предмет русский язык. Класс 5


Тема

Прямая речь

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

  • Предметные: . развить умение формулировать определение понятий;

  • ввести понятие предложения с прямой речью;

  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;

  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;

  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические  умения

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Прямая речь, кавычки, слова автора

Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Деятельностный компонент урока

Уметь: - находить прямую речь в предложении;

- расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, учебник.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Актуализация знаний


Мотивация к учебной деятельности

Словарный диктант.

Наверное, может быть, во- первых, конечно, к сожалению, к огорчению, вероятно, кажется, как нарочно, по – моему, без сомнения.

Прочитайте предложения. Чем они различаются?

1) А.С.Пушкин писал, что сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

2) А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек . Добрым молодцам урок!»

- Кому принадлежат выделенные слова? В каком случае они переданы точно от имени поэта? Какие слова вводят высказывание А.С.Пушкина?

Одно из этих предложений с прямой речью. Какое?

Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение.


Определение целей урока

-Какова же тема нашего урока?                                        

-Какова же цель нашего урока?

  • Как отличить от других предложений предложения с прямой речью?

  • Что такое прямая речь?

  • Как оформить на письме предложения с прямой речью?

Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для нас здесь знакомо?

Слово речь нам знакомо?

А чего мы не знаем? ( прямая речь ) Почему не ломаная? Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая).

Для записи этой прямой, правдивой речи существуют специальные знаки «»( кавычки).

Обратите внимание, как пишется прямая речь. С прописной буквы.

Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаками препинания)

Предложения с прямой речью состоят не только из самой «П», но и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах слова автора мы будем обозначать так: А, а.

А: «П.?!» «П,!?» - а.

Запомните, кавычки всегда идут со знаком «:» или «-».

Мы только что вывели с вами правило. Давайте проверим по учебнику, правы ли мы?

Чтение теоретического материала на странице 139.

Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь)

Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь:

Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д.



Учащиеся формулируют тему урока.





Учащиеся обсуждают ситуацию.



Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей






Практическая часть урока

1.Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется в большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся внутри кавычек, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то она ставится за кавычками. 
Графически это выгладит так: 
А: "П? " А: "П! " А: "П".
2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся тоже ставятся ВНУТРИ КАВЫЧЕК, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то ВМЕСТО ТОЧКИ ЗА КАВЫЧКАМИ ставится запятая. 
Это графически выгладит следующим образом: 
"П? " - а. "П! " - а. "П", - а.

Работа с учебником . Прочитать правила на странице 140, 141

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей


Составление учащимися плана действий.

Физкультминутка

Вспомним отрывки из «Сказки о мертвой царевне…». Нужно прочитать наизусть отрывки с прямой речью.

Выполняют упражнения

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


1. Упр. 180 какие схемы соответствуют примерам.

  1. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
    Что ты тих, как день ненастный,
    Опечалился чему?» -
    Говорит она ему.

  2. Князь Гвидон ей отвечает:
    «Грусть тоска меня съедает...»

  3. В тот же день царица злая,
    Доброй вести ожидая,
    Втайне зеркальце взяла
    И вопрос свой задала:
    «Я ль, скажи мне всех милее,
    Всех румяней и белее?»

  4. Чуть опасность где видна
    Верный сторож, как со сна,
    Шевельнётся, встрепенётся,
    К той сторонке обернётся,
    И кричит: «Кири-ку-ку,
    Царствуй, лёжа на боку!»

Упр.179. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим:«Отпусти ты, старче, меня в море. И царица налетела на Чернавку: «Как ты смела обмануть меня? "Кумушкамне странно это: да работала ль ты в лето?"- говорит ей Муравей. Псари кричат: "Ахтиребятавор!" "Чтоб музыкантом бытьтак надобно уменье

И уши ваших понежней,- им отвечает Соловей.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.










2. Графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Два ученика составляют схемы прочитанных учителем предложений (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается.

Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух. «А кто хозяин?» – интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик».


Прямая речь может разрываться словами автора. В этом случае слова автора с двух сторон отделяется запятыми и тире:

«П,- а, - п». «П,- а. - П». «П?- а. – П?». «П! - а. - П».

Вписывают ответы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Оцените свою деятельность на уроке

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1) выучить правила

2)выполнить упражнения 181


Записывают задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!