СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямое и переносное значение слов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прямое и переносное значение слов»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Фащевская средняя школа №24 имени воина – интернационалиста

Виталия Минакова»








Открытый урок русского языка

«Прямое и переносное значение слов»











Подготовил:

учитель русского языка и

литературы

Стоян О.В.













2020


Цели урока:

- познакомить с понятием прямого и переносного значения слова;

- научиться определять значение слов;

- формировать умение находить в текстах художественной литературы слов в переносном смысле;

- совершенствовать навыки умения работы со словарем;

- развивать речь;

- воспитывать интерес к изучению языка с целью пополнения словарного запаса.

Оборудование:

-интерактивная доска, учебник, оценочные листы, эпиграф к уроку

Ход урока

Слово – это одно из самых необыкновенных чудес,

какие мы можем наблюдать в мире.
К.Ушинский


1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Снова зимний ясный день.

Заниматься вам не лень?

Посмотрите: все ль в порядке?

Есть учебники, тетрадки?

Приготовьтесь: подтянитесь,

Улыбнитесь и садитесь.

2.Проверка домашнего задания ( Записать дату)

1)Терминологический диктант.

По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. У доски 1 ученик работает.

  1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

  2. Словарный состав языка называется …(лексика)

  3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

  4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)

  5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное) слайд1-проверка

2)Распределительно-цифровой диктант. (слайд 2) На экране показаны картинки однозначных и многозначных слов под номерами. Распределить в колонки, записав номера.

Солнце, лук, коса, зима, кисть, облака, кран, дерево (слайд 3-проверка)

3.Мотивация. Разыгрывание сценки (3 учащихся).
Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: - Мерзнешь ты
И в летние денечки?

-Ты не поймешь, еще мала,-
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!» –
И тащит одеяло.

- Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?
О какой теплоте говорила мать дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).
- А какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова.
- Скажите, а это важно – понимать другого человека?
- Да. Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире, как говорил К.Ушинский. Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое, переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова» (слайд 4)
- А какая цель нашего урока? (Дети отвечают)

- На этом уроке мы узнаем, что слова имеют прямое и переносное лексическое значение. Научимся различать в контексте прямое и переносное значение слов, поймём, выясним, зачем слова используются в переносном значении.

4. Усвоение нового материала.

1) Работа с учебником.

Теория.

А) Составим схему

Б)Почему же происходит перенос прямого значения в переносное?(Правило стр. 157)

2).Выполнение тренировочных заданий

А) Упр. 347(Составить предложения со словосочетаниями, которые имеют переносное значение:1в.-ледяной взгляд, 2в.-море пшеницы, 3в.-копирует походку). 3 человека у доски.

Б) упр.351(устно). Сделать морфемный разбор слова горят.

3).Словарная работа.

- Ребята, а как называется словарь, по которому определяется лексическое значение слова? (толковый) В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов. Например: слайд 5, 6

А) Найти переносное значение слов:

1 ряд - бежать

2 ряд - серебряный

3 ряд - увядать

3). Творческая работа. Составить предложения с этими словами

Физминутка

Дует свежий ветерок.

С неба сыплется снежок,

Всюду землю укрывает.

Только быстро тает, тает...

5).Исследовательская работа

А) Переносное значение слова используется в языке художественной литературы для создания образности. Различают три вида тропов, связанных с переносом названия одного предмета на другой.

-Метафора Слайд 7

- Метонимия Слайд 8

-Синекдоха Слайд 9

Б) А еще вам знаком художественный прием, который заключается в наделении неживых предметов признаками и свойствами одушевленных, например, отговорила роща золотая, шепчет ручей, звезда с звездою говорит. Как он называется? (олицетворение)

Выполним устно упр.350, какое художественное средство используют авторы стихотворений?

5.Закрепление

-А сейчас посмотрим, насколько вам понятен изучаемый материал.

1.Самостоятельная работа. Слайд 10

А)Со­ста­вим сло­во­со­че­та­ния, за­пи­шем сло­во­со­че­та­ния в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

Злой (мороз, волк), чёр­ные (крас­ки, мысли), бежит (девочка, время), хвост (лисы, звезды), уда­рил (мороз, палкой),каменное (здание, сердце) (слайд 11-проверка)

Б)Игра «Вопросы-шутки»:
- Какая порода рыб самая ценная? (золотая)
- Какого цвета неопытный человек? (зеленого)
- Какие нервы у учителей? (стальные)
- Какое здоровье было у Ильи Муромца? (богатырское)

6.Домашнее задание. 1.Параграф

2.Пе­ре­нос­ное зна­че­ние де­ла­ет нашу речь об­раз­ной, яркой, по­это­му его очень любят ис­поль­зо­вать пи­са­те­ли и поэты в своих про­из­ве­де­ни­ях. Выпишите из учебника «Литературы» 4 примера с использованием переносного значения слова.3.По выбору: нарисовать рисунки с пр. и перен. значением

7.Рефлексия.

-Ребята, вам понравился урок?

-Какие трудности были при изучении нового материала?

- Что нового вы узнали о словах?(мы узна­ли, что у слов есть пря­мое и пе­ре­нос­ное зна­че­ние).

8.Итог.

-Что такое прямое значение слова?

-Что такое переносное значение слова?

-Где чаще всего мы можем наблюдать использование слов с переносным значением?

-Для чего?

9.Выставление оценок. Оценочные листы