Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Фащевская средняя школа №24 имени воина – интернационалиста
Виталия Минакова»
Открытый урок русского языка
«Прямое и переносное значение слов»
Подготовил:
учитель русского языка и
литературы
Стоян О.В.
2020
Цели урока:
- познакомить с понятием прямого и переносного значения слова;
- научиться определять значение слов;
- формировать умение находить в текстах художественной литературы слов в переносном смысле;
- совершенствовать навыки умения работы со словарем;
- развивать речь;
- воспитывать интерес к изучению языка с целью пополнения словарного запаса.
Оборудование:
-интерактивная доска, учебник, оценочные листы, эпиграф к уроку
Ход урока
Слово – это одно из самых необыкновенных чудес,
какие мы можем наблюдать в мире.
К.Ушинский
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Снова зимний ясный день.
Заниматься вам не лень?
Посмотрите: все ль в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Приготовьтесь: подтянитесь,
Улыбнитесь и садитесь.
2.Проверка домашнего задания ( Записать дату)
1)Терминологический диктант.
По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. У доски 1 ученик работает.
Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
Словарный состав языка называется …(лексика)
То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное) слайд1-проверка
2)Распределительно-цифровой диктант. (слайд 2) На экране показаны картинки однозначных и многозначных слов под номерами. Распределить в колонки, записав номера.
Солнце, лук, коса, зима, кисть, облака, кран, дерево (слайд 3-проверка)
3.Мотивация. Разыгрывание сценки (3 учащихся).
Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: - Мерзнешь ты
И в летние денечки?
-Ты не поймешь, еще мала,-
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!» –
И тащит одеяло.
- Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?
О какой теплоте говорила мать дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).
- А какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова.
- Скажите, а это важно – понимать другого человека?
- Да. Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире, как говорил К.Ушинский. Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое, переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова» (слайд 4)
- А какая цель нашего урока? (Дети отвечают)
- На этом уроке мы узнаем, что слова имеют прямое и переносное лексическое значение. Научимся различать в контексте прямое и переносное значение слов, поймём, выясним, зачем слова используются в переносном значении.
4. Усвоение нового материала.
1) Работа с учебником.
Теория.
А) Составим схему
Б)Почему же происходит перенос прямого значения в переносное?(Правило стр. 157)
2).Выполнение тренировочных заданий
А) Упр. 347(Составить предложения со словосочетаниями, которые имеют переносное значение:1в.-ледяной взгляд, 2в.-море пшеницы, 3в.-копирует походку). 3 человека у доски.
Б) упр.351(устно). Сделать морфемный разбор слова горят.
3).Словарная работа.
- Ребята, а как называется словарь, по которому определяется лексическое значение слова? (толковый) В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов. Например: слайд 5, 6
А) Найти переносное значение слов:
1 ряд - бежать
2 ряд - серебряный
3 ряд - увядать
3). Творческая работа. Составить предложения с этими словами
Физминутка
Дует свежий ветерок.
С неба сыплется снежок,
Всюду землю укрывает.
Только быстро тает, тает...
5).Исследовательская работа
А) Переносное значение слова используется в языке художественной литературы для создания образности. Различают три вида тропов, связанных с переносом названия одного предмета на другой.
-Метафора Слайд 7
- Метонимия Слайд 8
-Синекдоха Слайд 9
Б) А еще вам знаком художественный прием, который заключается в наделении неживых предметов признаками и свойствами одушевленных, например, отговорила роща золотая, шепчет ручей, звезда с звездою говорит. Как он называется? (олицетворение)
Выполним устно упр.350, какое художественное средство используют авторы стихотворений?
5.Закрепление
-А сейчас посмотрим, насколько вам понятен изучаемый материал.
1.Самостоятельная работа. Слайд 10
А)Составим словосочетания, запишем словосочетания в переносном значении.
Злой (мороз, волк), чёрные (краски, мысли), бежит (девочка, время), хвост (лисы, звезды), ударил (мороз, палкой),каменное (здание, сердце) (слайд 11-проверка)
Б)Игра «Вопросы-шутки»:
- Какая порода рыб самая ценная? (золотая)
- Какого цвета неопытный человек? (зеленого)
- Какие нервы у учителей? (стальные)
- Какое здоровье было у Ильи Муромца? (богатырское)
6.Домашнее задание. 1.Параграф
2.Переносное значение делает нашу речь образной, яркой, поэтому его очень любят использовать писатели и поэты в своих произведениях. Выпишите из учебника «Литературы» 4 примера с использованием переносного значения слова.3.По выбору: нарисовать рисунки с пр. и перен. значением
7.Рефлексия.
-Ребята, вам понравился урок?
-Какие трудности были при изучении нового материала?
- Что нового вы узнали о словах?(мы узнали, что у слов есть прямое и переносное значение).
8.Итог.
-Что такое прямое значение слова?
-Что такое переносное значение слова?
-Где чаще всего мы можем наблюдать использование слов с переносным значением?
-Для чего?
9.Выставление оценок. Оценочные листы