СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямое и переносное значение слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прямое и переносное значение слов»

Лексическое значение слова. Многозначные слова.

Лексическое значение слова.

Многозначные слова.

Чистописание Определи буквы для минутки чистописания. В слове ВТОРОЙ они обозначают глухие согласные звуки. Пропиши строчные буквы ____ и ____. т в

Чистописание

Определи буквы для минутки чистописания. В слове ВТОРОЙ они обозначают глухие согласные звуки. Пропиши строчные буквы ____ и ____.

т

в

Словарная работа. Установи, с каким новым словарным словом мы познакомимся на уроке. Первая его часть может быть самостоятельным словом. Оно обозначает название животного, с которым сравнивают человека, если он сильно краснеет. В этом слове три буквы. К нему надо добавить букву гласного, которая является орфограммой в слове ПЕСОК . После этого надо добавить первый слог слова ТАРЕЛКА . Напиши новое словарное слово. Обозначь орфограмму. ракета

Словарная работа.

Установи, с каким новым словарным словом мы познакомимся на уроке. Первая его часть может быть самостоятельным словом. Оно обозначает название животного, с которым сравнивают человека, если он сильно краснеет. В этом слове три буквы. К нему надо добавить букву гласного, которая является орфограммой в слове ПЕСОК . После этого надо добавить первый слог слова ТАРЕЛКА . Напиши новое словарное слово. Обозначь орфограмму.

ракета

Вставь пропущенные слова. Синонимы - это слова, которые звучат и пишутся _________ , а по смыслу очень ________.  Антонимы – это _____________ по смыслу слова.  Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся _______________. Но они имеют совершенно _____________ лексические значения.

Вставь пропущенные слова.

Синонимы - это слова, которые звучат и пишутся _________ , а по смыслу очень ________.

Антонимы – это _____________ по смыслу слова.

Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся _______________. Но они имеют совершенно _____________ лексические значения.

Упражнение 1 1. Прочитай словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении. Подбери к каждому словосочетанию другое так, чтобы одно из слов было употреблено в прямом значении. __________ - море пшеницы __________ - берёзовые серёжки __________ - кислое лицо __________ - сладкий сон Справка : кислое яблоко, синее море, серёжки в ухе, сладкая конфета. 2. Запиши. Подчеркни слова, употреблённые в переносном значении. 3. Найди слова, в которых орфограмма обозначена буквой Е. Расскажи об их написании. 4. Каким звуком (глухим или звонким) заканчивается корень слова СЛАДКИЙ? Обоснуй свой ответ.

Упражнение 1

1. Прочитай словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении. Подбери к каждому словосочетанию другое так, чтобы одно из слов было употреблено в прямом значении.

__________ - море пшеницы

__________ - берёзовые серёжки

__________ - кислое лицо

__________ - сладкий сон

Справка : кислое яблоко, синее море, серёжки в ухе, сладкая конфета.

2. Запиши. Подчеркни слова, употреблённые в переносном значении.

3. Найди слова, в которых орфограмма обозначена буквой Е. Расскажи об их написании.

4. Каким звуком (глухим или звонким) заканчивается корень слова СЛАДКИЙ? Обоснуй свой ответ.

Упражнение 2. Прочитай цепочки слов. Исключи из каждой «лишнее». Оставшиеся слова запиши .  1) огонь, осень, пламя; 2) книга, алфавит, азбука; 3) конница, кавалерия, пехота; 4) бросать, прыгать, кидать; 5) буран, дождь, пурга.  2. Что есть общее в составленных парах слов? Какую пару можно выделить? Почему? 3. Найди слова с одинаковыми орфограммами. Расскажи об их написании. 4. Найди общие и отличительные признаки слов ОГОНЬ и ПЛАМЯ.

Упражнение 2.

  • Прочитай цепочки слов. Исключи из каждой «лишнее». Оставшиеся слова запиши .

1) огонь, осень, пламя;

2) книга, алфавит, азбука;

3) конница, кавалерия, пехота;

4) бросать, прыгать, кидать;

5) буран, дождь, пурга.

2. Что есть общее в составленных парах слов? Какую пару можно выделить? Почему?

3. Найди слова с одинаковыми орфограммами. Расскажи об их написании.

4. Найди общие и отличительные признаки слов ОГОНЬ и ПЛАМЯ.

Упражнение 3. 1. Прочитай пословицы. Объясни их смысл.   Маленькое дело лучше большого безделья.  Рыбка мелкая, а уха сладкая.  Смелый там найдёт, где робкий потеряет .   Запиши пословицы, в которых есть антонимы. Подчеркни антонимы. Составь цепочку их трёх слов с разными орфограммами. Расскажи об их написании. Каких согласных звуков больше в слове РОБКИЙ: глухих или звонких?.

Упражнение 3.

1. Прочитай пословицы. Объясни их смысл.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Рыбка мелкая, а уха сладкая.

Смелый там найдёт, где робкий потеряет .

  • Запиши пословицы, в которых есть антонимы. Подчеркни антонимы.
  • Составь цепочку их трёх слов с разными орфограммами. Расскажи об их написании.
  • Каких согласных звуков больше в слове РОБКИЙ: глухих или звонких?.
Упражнение 4.  1. Прочитай. Найди в предложениях омонимы. Объясни их значение.   Под кустом ореха норка.  Проживает в норке норка. Запиши предложения. Найди их общие признаки. Подчеркни две разные орфограммы. Разбери по членам предложение, в котором есть глагол. Укажи два отличия буквы Е в словах ОРЕХА и ПРОЖИВАЕТ. Чем отличаются эти слова?

Упражнение 4.

1. Прочитай. Найди в предложениях омонимы. Объясни их значение.

Под кустом ореха норка.

Проживает в норке норка.

  • Запиши предложения. Найди их общие признаки.
  • Подчеркни две разные орфограммы.
  • Разбери по членам предложение, в котором есть глагол.
  • Укажи два отличия буквы Е в словах ОРЕХА и ПРОЖИВАЕТ. Чем отличаются эти слова?