Просмотр содержимого документа
«Прямое и переносное значение слов»
Лексическое значение слова.
Многозначные слова.
Чистописание
Определи буквы для минутки чистописания. В слове ВТОРОЙ они обозначают глухие согласные звуки. Пропиши строчные буквы ____ и ____.
т
в
Словарная работа.
Установи, с каким новым словарным словом мы познакомимся на уроке. Первая его часть может быть самостоятельным словом. Оно обозначает название животного, с которым сравнивают человека, если он сильно краснеет. В этом слове три буквы. К нему надо добавить букву гласного, которая является орфограммой в слове ПЕСОК . После этого надо добавить первый слог слова ТАРЕЛКА . Напиши новое словарное слово. Обозначь орфограмму.
ракета
Вставь пропущенные слова.
Синонимы - это слова, которые звучат и пишутся _________ , а по смыслу очень ________.
Антонимы – это _____________ по смыслу слова.
Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся _______________. Но они имеют совершенно _____________ лексические значения.
Упражнение 1
1. Прочитай словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении. Подбери к каждому словосочетанию другое так, чтобы одно из слов было употреблено в прямом значении.
__________ - море пшеницы
__________ - берёзовые серёжки
__________ - кислое лицо
__________ - сладкий сон
Справка : кислое яблоко, синее море, серёжки в ухе, сладкая конфета.
2. Запиши. Подчеркни слова, употреблённые в переносном значении.
3. Найди слова, в которых орфограмма обозначена буквой Е. Расскажи об их написании.
4. Каким звуком (глухим или звонким) заканчивается корень слова СЛАДКИЙ? Обоснуй свой ответ.
Упражнение 2.
- Прочитай цепочки слов. Исключи из каждой «лишнее». Оставшиеся слова запиши .
1) огонь, осень, пламя;
2) книга, алфавит, азбука;
3) конница, кавалерия, пехота;
4) бросать, прыгать, кидать;
5) буран, дождь, пурга.
2. Что есть общее в составленных парах слов? Какую пару можно выделить? Почему?
3. Найди слова с одинаковыми орфограммами. Расскажи об их написании.
4. Найди общие и отличительные признаки слов ОГОНЬ и ПЛАМЯ.
Упражнение 3.
1. Прочитай пословицы. Объясни их смысл.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Рыбка мелкая, а уха сладкая.
Смелый там найдёт, где робкий потеряет .
- Запиши пословицы, в которых есть антонимы. Подчеркни антонимы.
- Составь цепочку их трёх слов с разными орфограммами. Расскажи об их написании.
- Каких согласных звуков больше в слове РОБКИЙ: глухих или звонких?.
Упражнение 4.
1. Прочитай. Найди в предложениях омонимы. Объясни их значение.
Под кустом ореха норка.
Проживает в норке норка.
- Запиши предложения. Найди их общие признаки.
- Подчеркни две разные орфограммы.
- Разбери по членам предложение, в котором есть глагол.
- Укажи два отличия буквы Е в словах ОРЕХА и ПРОЖИВАЕТ. Чем отличаются эти слова?