СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомство с именем прилагательным и его ролью в речи

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное»


Урок русского языка в 3-А классе проведён 22.02 2018г.

Учитель: Григорян Наталья Ивановна


Урок № 107 Тема: «Имя прилагательное»

Цели: Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи. Развитие умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления. Прививать любовь к русскому языку.

Задачи:

Развивать умения распознавать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи..

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Развивать орфографическую зоркость.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.


Формируемые УУД:

-Метапредметные :

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях ; находить необходимую информацию. (Познавательные УУД).

Предметные:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться с одноклассниками, совместно с учителем, о правилах поведения и общения и следовать им; использовать речь для регуляции своего действия.

Планируемые результаты:Познакомиться с именем прилагательным.Узнать признаки имени прилагательного.Научиться распознавать имена прилагательные.Уметь правильно употреблять имена прилагательные.Уметь работать с текстом.Уметь проводить самооценку. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях ; находить необходимую информацию.

Оборудование: информационные технологии: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация к уроку; карточки для работы в парах , учебник "Русский язык 3 класс", приемы ....



Ход урока

I этап - Самоопределение к деятельности

1.Организация детей к уроку (слайд2)

-Наш урок мне хотелось бы начать с мудрого высказывания советского писателя-фантаста Петрония Гай (1916-1982): «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». (слайд 3)

-К чему нас призывают эти мудрые мысли?

-Как их можно связать с нашим уроком?

-Тогда за работу!

- Мы с вами сегодня будем исследователями.

-А кто такие исследователи? (Исследователь – это человек, создающий или открывающий новые знания)

2.Открыли рабочие тетради. Записываем число . (слайды4-5)

Минутка чистописания :

Кк

Крупные капли росы заиграли в траве.

Задание: разбор предложения, определение частей речи.

3. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.

- Чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте мою загадку: (слайд 6)

рост, …хвост, …шубка, …зубки.

- Почему вы ее не поняли?

-Какой частью речи выражены эти слова? (имена сущ-е)

- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?

- Послушайте еще раз: (открываются слова на слайде 7)

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

- Кто это? (мышка)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

-Почему эти слова помогли отгадать загадку?

(Потому что они указывают на признаки)

- Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное)

- Сформулируйте тему урока. (слайд 8)

- Давайте определим задачи нашего урока.

-Прочитайте на с.63 учебника, чему мы будем учиться, работая над этой темой. ( слайд 9)

-Перед вами схема, которую мы постепенно будет заполняться по ходу урока: (слайд 9)


Имя прилагательное




II этап - Изучение нового материала

1. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.

Задание 1. Игра «Узнай» (слайд 10)

Серый, хищный, жадный…

Косой, слабый, трусливый…

Ясная, холодная…

Серое, хмурое…

_ Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идет речь?

-Какой частью речи они являются?

-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: имена прилагательные обозначают признак предмета (на доске заполняется первая часть схемы) (слайд 11)



Имя прилагательное

Обозначает признак предмета



2. Открытие «новых» знаний. Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.

  1. Работа по учебнику: Упр.109 с.64 (слайд 12)

— Прочитайте стихотворение.

На уроке литературного чтения вы изучая раздел»Поэтическая тетрадь» познакомились с творчеством поэта С Есенина, его замечательными произведениями .Это отрывок из его стихотворения.

О чём в нём идёт речь?

— В какое время года автор описывает берёзки?

- Назовите имена прилагательные.

-С какой частью речи связано имя прилагательное в пред­ложении?

- Давайте это исследуем.

— Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)

— Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)

- Так с какой частью речи связано имя прилагательное? Сделайте вывод.

Вывод: имя прил-е связано с именем сущ-м

(на доске дополняется схема – связь с именем существительным) (слайд 13).



Имя прилагательное

Обозначает признак предмета





Связь с именем существительным


Проблемный

вопрос



- Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (ребята высказывают свои версии) (Не может быть признака без предмета).

3.Упр.109

- Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.

Выпишем словосочетания с вопросами.

Берёзки (какие?) сонные,

косы (какие?) шёлковые,

серёжки (какие?) зелёные,

росы (какие?) серебряные

-Назовите слова с орфограммой «Парные согласные по звонкости-глухости». (берёзки, серёжки) –Подберите проверочные слова к ним.

-Назовите слова с проверяемой безударной гласной. (зелёные)

-Подберите к нему проверочное слово.

-С какими ещё орфограммами вы написали слова?

-На какие ещё вопросы отвечают имена прилагательные?

-Какой вывод можете сделать?

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?

(дополняется схема вопросами). (Слайд 13).


Имя прилагательное

Обозначает признак предмета


Связь с именем существительным

Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?






III этап – Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1. Наблюдение над изменением имени прилагательного.

- Исследуем дальше имена прилагательные. Понаблюдаем, как они изменяются.

-В каком числе стоят данные имена прилаг-е (мн.ч.)

-А можно ли их поставить в ед.числе? –Назовите их.

Берёзки (какие?) сонные,

косы (какие?) шёлковые,

серёжки (какие?) зелёные,

росы (какие?) серебряные

-Какой вывод сделаем?

Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется схема на доске) (слайды 14-16)


И

Связь с именем существительным

мя прилагательное

Обозначает признак предмета


Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?


Изменяются по числам





2. Упр. 111 (с. 65). (слайд 17)

— Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? До­кажите.

— Прочитайте словосочетания.

- Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите окончания имён прилагательных. (Далее работа по последнему заданию упражнения.)

-Как изменяются имена прилаг-е? Сделайте вывод


Вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске)


И

Связь с именем существительным

мя прилагательное

Обозначает признак предмета


Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Изменяется по родам


Изменяются по числам





-Какие из имён прилаг-х обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру?

Вывод: Имена прилагательные обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру. (слайд 18 )

3.Обобщение

- Что мы сегодня исследовали?

-Что же такое имя прилагательное?

-Как изменяются имена прилагательные?

-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные делают речь более полной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.)

- Сравните его с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы и изменяются по родам.)

-Сравните своё определение имени прилаг-го с тем, что дано в учебнике на стр.64


IV этап Развитие речи. Работа по картине Исаака Левитана «Март». (слайд 19)

-Люди разными средствами выражают чувство восхищения природой, поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами. Великий русский художник Исаак Ильич Левитан говорил: «Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мёртвого, всё дышит, живёт, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз».

- Левитан по-особому любил русскую природу. Рассмотрите внимательно его картину « Март».

Заканчивается зима, скоро наступит весна. Её дыхание уже вовсю чувствуется.

Посмотрите на картину .Какое настроение она у вас вызывает? (радостное, она полна солнечным светом).

На слайде предложения:

Солнце светит. Снег тает. Берёзы тянутся.

(Работа в парах)- Составьте по картине предложения, используя эту грамматическую основу и прилагательные. Я предлагаю вам поработать в парах.

Девиз: Одна голова - хорошо, а две – это сила!

Помните о том, что результат работы в парах зависит от работы каждого из вас.

(Дети составляют распространённые предложения, записывают их)

На голубом небе светит яркое солнце. Тает рыхлый снег. Высокие белоствольные берёзки тянутся к солнечному свету.

-Докажите, что мы написали текст.

- Подчеркните им. прилаг-е волнистой линией.

V.Итог урока

-Какую часть речи исследовали?

- Для чего служат в нашей речи имена прилаг-е?

-Что обозначают им. прилаг-е?

- Какими членами предложения являются? (второстепенными, определениями)

VI.Рефлексия ( слайд 20)

Сигнальные карточки

VII.Домашнее задание (слайд 21)

упр.110, правило – стр.64

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!