Урок русского языка в 3-А классе проведён 22.02 2018г.
Учитель: Григорян Наталья Ивановна
Урок № 107 Тема: «Имя прилагательное»
Цели: Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи. Развитие умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления. Прививать любовь к русскому языку.
Задачи:
Развивать умения распознавать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи..
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Развивать орфографическую зоркость.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.
Формируемые УУД:
-Метапредметные :
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях ; находить необходимую информацию. (Познавательные УУД).
Предметные:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться с одноклассниками, совместно с учителем, о правилах поведения и общения и следовать им; использовать речь для регуляции своего действия.
Планируемые результаты:Познакомиться с именем прилагательным.Узнать признаки имени прилагательного.Научиться распознавать имена прилагательные.Уметь правильно употреблять имена прилагательные.Уметь работать с текстом.Уметь проводить самооценку. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях ; находить необходимую информацию.
Оборудование: информационные технологии: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация к уроку; карточки для работы в парах , учебник "Русский язык 3 класс", приемы ....
Ход урока
I этап - Самоопределение к деятельности
1.Организация детей к уроку (слайд2)
-Наш урок мне хотелось бы начать с мудрого высказывания советского писателя-фантаста Петрония Гай (1916-1982): «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». (слайд 3)
-К чему нас призывают эти мудрые мысли?
-Как их можно связать с нашим уроком?
-Тогда за работу!
- Мы с вами сегодня будем исследователями.
-А кто такие исследователи? (Исследователь – это человек, создающий или открывающий новые знания)
2.Открыли рабочие тетради. Записываем число . (слайды4-5)
Минутка чистописания :
Кк
Крупные капли росы заиграли в траве.
Задание: разбор предложения, определение частей речи.
3. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.
- Чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте мою загадку: (слайд 6)
…рост, …хвост, …шубка, …зубки.
- Почему вы ее не поняли?
-Какой частью речи выражены эти слова? (имена сущ-е)
- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?
- Послушайте еще раз: (открываются слова на слайде 7)
Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.
- Кто это? (мышка)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
-Почему эти слова помогли отгадать загадку?
(Потому что они указывают на признаки)
- Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное)
- Сформулируйте тему урока. (слайд 8)
- Давайте определим задачи нашего урока.
-Прочитайте на с.63 учебника, чему мы будем учиться, работая над этой темой. ( слайд 9)
-Перед вами схема, которую мы постепенно будет заполняться по ходу урока: (слайд 9)
Имя прилагательное
II этап - Изучение нового материала
1. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.
Задание 1. Игра «Узнай» (слайд 10)
Серый, хищный, жадный…
Косой, слабый, трусливый…
Ясная, холодная…
Серое, хмурое…
_ Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идет речь?
-Какой частью речи они являются?
-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: имена прилагательные обозначают признак предмета (на доске заполняется первая часть схемы) (слайд 11)
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
2. Открытие «новых» знаний. Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.
Работа по учебнику: Упр.109 с.64 (слайд 12)
— Прочитайте стихотворение.
На уроке литературного чтения вы изучая раздел»Поэтическая тетрадь» познакомились с творчеством поэта С Есенина, его замечательными произведениями .Это отрывок из его стихотворения.
О чём в нём идёт речь?
— В какое время года автор описывает берёзки?
- Назовите имена прилагательные.
-С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
- Давайте это исследуем.
— Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)
— Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)
- Так с какой частью речи связано имя прилагательное? Сделайте вывод.
Вывод: имя прил-е связано с именем сущ-м
(на доске дополняется схема – связь с именем существительным) (слайд 13).
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
Связь с именем существительным
Проблемный
вопрос
- Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (ребята высказывают свои версии) (Не может быть признака без предмета).
3.Упр.109
- Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.
Выпишем словосочетания с вопросами.
Берёзки (какие?) сонные,
косы (какие?) шёлковые,
серёжки (какие?) зелёные,
росы (какие?) серебряные
-Назовите слова с орфограммой «Парные согласные по звонкости-глухости». (берёзки, серёжки) –Подберите проверочные слова к ним.
-Назовите слова с проверяемой безударной гласной. (зелёные)
-Подберите к нему проверочное слово.
-С какими ещё орфограммами вы написали слова?
-На какие ещё вопросы отвечают имена прилагательные?
-Какой вывод можете сделать?
Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?
(дополняется схема вопросами). (Слайд 13).
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
Связь с именем существительным
Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
III этап – Интеллектуально-преобразовательная деятельность
1. Наблюдение над изменением имени прилагательного.
- Исследуем дальше имена прилагательные. Понаблюдаем, как они изменяются.
-В каком числе стоят данные имена прилаг-е (мн.ч.)
-А можно ли их поставить в ед.числе? –Назовите их.
Берёзки (какие?) сонные,
косы (какие?) шёлковые,
серёжки (какие?) зелёные,
росы (какие?) серебряные
-Какой вывод сделаем?
Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется схема на доске) (слайды 14-16)
И
Связь с именем существительным
мя прилагательное
Обозначает признак предмета
Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Изменяются по числам
2. Упр. 111 (с. 65). (слайд 17)
— Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите.
— Прочитайте словосочетания.
- Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите окончания имён прилагательных. (Далее работа по последнему заданию упражнения.)
-Как изменяются имена прилаг-е? Сделайте вывод
Вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске)
И
Связь с именем существительным
мя прилагательное
Обозначает признак предмета
Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Изменяется по родам
Изменяются по числам
-Какие из имён прилаг-х обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру?
Вывод: Имена прилагательные обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру. (слайд 18 )
3.Обобщение
- Что мы сегодня исследовали?
-Что же такое имя прилагательное?
-Как изменяются имена прилагательные?
-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные делают речь более полной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.)
- Сравните его с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы и изменяются по родам.)
-Сравните своё определение имени прилаг-го с тем, что дано в учебнике на стр.64
IV этап Развитие речи. Работа по картине Исаака Левитана «Март». (слайд 19)
-Люди разными средствами выражают чувство восхищения природой, поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами. Великий русский художник Исаак Ильич Левитан говорил: «Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мёртвого, всё дышит, живёт, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз».
- Левитан по-особому любил русскую природу. Рассмотрите внимательно его картину « Март».
Заканчивается зима, скоро наступит весна. Её дыхание уже вовсю чувствуется.
Посмотрите на картину .Какое настроение она у вас вызывает? (радостное, она полна солнечным светом).
На слайде предложения:
Солнце светит. Снег тает. Берёзы тянутся.
(Работа в парах)- Составьте по картине предложения, используя эту грамматическую основу и прилагательные. Я предлагаю вам поработать в парах.
Девиз: Одна голова - хорошо, а две – это сила!
Помните о том, что результат работы в парах зависит от работы каждого из вас.
(Дети составляют распространённые предложения, записывают их)
На голубом небе светит яркое солнце. Тает рыхлый снег. Высокие белоствольные берёзки тянутся к солнечному свету.
-Докажите, что мы написали текст.
- Подчеркните им. прилаг-е волнистой линией.
V.Итог урока
-Какую часть речи исследовали?
- Для чего служат в нашей речи имена прилаг-е?
-Что обозначают им. прилаг-е?
- Какими членами предложения являются? (второстепенными, определениями)
VI.Рефлексия ( слайд 20)
Сигнальные карточки
VII.Домашнее задание (слайд 21)
упр.110, правило – стр.64
6