Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучащихся положительной мотивации к учению, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности.
Метапредметные: формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.
Предметные: формирование умения построения математической модели, решения уравнений, содержащих одно или более одного арифметического действия и задач с помощью уравнений.
- развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и изучаемый материал.
- чувство сотрудничества.
Оборудование: комплект многогранников, кубики (сторительный конструктор), мяч, ваза, спичечный коробок, мультимедиа проектор, ноутбук, таблицы.
- Практические (практическая работа).
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
- итог урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность школьника | Методы обучения | Формы организации познавательной деятельности | Реальный результат |
Стадия вызова |
1. Организационный момент | Положительный, эмоциональный настрой учащихся на урок. | Концентрация внимания, воли, положительный настрой на работу. Организация рабочего места. | Словесный | Общеклассная | Готовность обучающихся к уроку. |
- Добрый день, ребята. Я рада вас всех видеть. Чтобы начать работу, проверим, все ли готово к уроку. |
2. Целеполагание и мотивация (вызов) | Учитель организует работу учащихся, помогает с формулировкой темы и цели урока. | Устно выполняют задание. Устно формулируют тему урока. Открывают тетради и записывают тему. Формулируют цель урока. | Наглядный, практичес-кий | Фронтальная, индивидуальная | Учащиеся включаются в активную деятельность. |
- Ребята, сегодня мы откроем новое понятие. А чтобы узнать тему урока, вам придется выполнить следующее задание: Устно найдите значения выражений и в соответствии с выбранной буквой расположите ответы в предложененный прямоугольник: 2 + 3 ² (А) (10 + 20 ) : 3 (Д) 36 : 6 + 6 (Л) - (Е) (7 - 3) ² (Р) 18 х 2 – 30 (И) 2² + 3² (П) 7 | 11 | 16 | 11 | 12 | 12 | 24 | 12 | 24 | 7 | 6 | 7 | 24 | 10 | | | | | | | | | | | | | | | (в таблице спрятано слово “параллелепипед”) - Итак, в нашем прямоугольнике получилось слово параллелепипед, значит, на этом уроке мы будем знакомится с понятием прямоугольного параллелепипеда. - Как вы думаете, ребята, какая цель урока сегодня перед нами стоит? (все высказывания детей сведутся к единственной цели – познакомится в прямоугольным параллелепипедом) - А в конце урока вы попробуете сами определить, смогли ли мы добиться поставленной цели. |
Стадия осмысления |
3. Актуализация | Направляет работу учащихся. Предлагает задание, по которому следует заполнить таблицу «Инсерт». | Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы по поднятию руки. Работа с текстом. Индивидуально заполняют таблицу. Работа в парах. | Словесный, практичес-кий, наглядный, репродук-тивный | Фронтальная, индивидуальная, парная | Получение новой информации, систематизация ее в таблицу. Представление окружающих предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. |
- Ребята, открываем учебник на стр.98 № 501. Давайте рассмотрим рисунки. Посмотрите, как можно одним словом назвать эти геометрические тела ? (многогранники). - Что вы понимаете под словом «многогранник»? Скорее всего, ученики скажут, что это какое-то геометрическое тело, у которого много граней. - Тогда что же такое грань? Ответ скорее всего будет таким: грань – это квадрат, прямоугольник или треугольник. - То есть, подведя итог, грань - это многоугольник. - Теперь давайте выясним, о каких поверхностях (плоских или кривых) идет речь. Учитель демонстрирует предметы, у которых только кривая поверхность (мяч, шар), кривая и плоская поверхность (ваза) и только плоская поверхность (коробка конфет, спичечный коробок). - А теперь в парах обсудите, какие геометрические тела на рисунке в №501 вам уже знакомы, вы знаете их название? (обычно из предложенных дети смогут назвать куб, пирамида). - Итак, как мы ранее отметили, что все эти тела – многогранники. Предлагаю вам небольшой текст о многогранниках. (Текст дается каждому ученику. Приложение 1). - Читаем текст и делаем пометки в тексте. Рядом ставим обозначения: V - уже знал, + - новое, — - думал иначе, ? - не понял, есть вопросы. - Читая второй раз, заполняем заранее приготовленную таблицу. Записи делаем краткие, используя ключевые фразы и слова. Уже знал (V) | Новое (+) | Думал иначе (-) | Есть вопросы (?) | Ученики в парах знакомят друг друга с содержанием своих записей. 2-3 ученика по просьбе учителя сообщают известные им сведения о многогранниках всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения. - Итак, мы узнали что такое прямоугольный параллелепипед. - В № 502 мы с вами познакомимся с разверткой. Определите, развертка какого многогранника на этих рисунках? (1 – куб, 2 – прямоугольный параллелепипед) |
4. Физкульт-минутка | Учитель помогает ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой, снять напряжение для концентрации на уроке. | Фронтальная работа Выполняют разминку. | | | |
- Ребята, давайте перед следующим этапом работы сделаем разминку. Встаем. Раз – подняться на носки и улыбнуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. |
5. Обсуждение, дополнение, составленных алгоритмов | Координирует работу учащихся. Предлагает использовать прием “составления кластера” (т.е. систематизация материала с помощью схемы). | Коллективная работа. Обсуждение, оформление схемы. | Практичес-кий | Фронтальная, общеклассная | |
- Давайте в тетради по центру запишем нашу тему «прямоугольный параллелепипед». Вокруг нее заполним крупные смысловые единицы. Из каких элементов он состоит? - Укажите в нашей схеме, сколько вершин в прямоугольном параллелепипеде, сколько ребер и граней. |
6. Практическая часть урока. | Создание проблемной ситуации. Контроль выполнения работы. | Учащиеся выполняют практические задания учителя и записывают свое решение в тетрадь. | Практический | Индивидуальная, фронтальная | Проверка полученных знаний и навыков при решении задач |
- Можно ли используя кубики (строительный конструктор) сложить разные прямоугольные параллелепипеды? (несколько учеников подходят к столу учителя и предлагают свои варианты) - Согласны ли вы, что все полученные фигуры – являются прямоугольными параллелепипедами? В чем их отличие? (высота, ширина, длина – т.е. измерения). - Самостоятельно решите № 503, в котором нужно найти площадь двух граней параллелепипеда. Для этого вам нужно будет вспомнить, о чем мы говорили в начале урока - что мы понимаем под «гранью параллелепипеда». Фронтально проверяем ответы. - Далее выполняем № 506, который предназначен для самостоятельной работы с последующим обсуждением. - А теперь давайте проверим себя. Проверь себя: № 503: площадь одной грани 12, площадь второй грани – 6 № 506: площадь развертки 54 |
7. Информация о домашнем задании | Учитель предлагает на дом учащимся задания по выбору уровня сложности. | Учащиеся самостоятельно выбирают себе уровень и по желанию могут сделать не только тот уровень, который выбрали, но и уровень выше. | | | |
- Ребята, давайте откроем дневники и запишем домашнее задание: на оценку “3” – сделать развертку прямоугольного параллелепипеда, №504 или №505 на выбор; на оценку “4” - №504, 505, сделать развертку прямоугольного параллелепипеда; на оценку “5” – все задания + № 522. |
Стадия рефлексии |
8. Подведение итогов урока | Обращается к ученикам с вопросами, побуждает к обобщению материала. | Отвечают на вопросы, поставленные на уроке. | | | |
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итог урока. - Какая цель стояла перед нами? Достигли ли вы этой цели? - Что делали? - Зачем делали? - Как делали? - Для чего делали |
9. Рефлексия | Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке. | Учащиеся заполняют свои оценочные карты. Некоторым можно дать возможность высказать свое мнение, мысли. | | | |
- Теперь я прошу вас оценить себя. На оценочных картах напишите пожалуйста два предложения, которые начинаются так: “Сегодня я узнал, что…”, “Я научился…” Оцените свою работу на уроке и поставьте в вашей карте символ, который соответствует вашей оценке: J - со всеми заданиями справился, все было понятно; K – активно работал на уроке, но осталиь некоторые вопросы; L – ничего не понимаю, зачем мне это нужно. Всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания. |