РАЗДЕЛ 4.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 4.1 Музыкальные занятия
Вопросы:
1. Характеристика видов музыкальных занятий
2. Особенности проведения занятий различных видов в разных возрастных
группах, использование игровой формы проведения занятий
1.Характеристика видов музыкальных занятий
Музыкальное занятие – основная форма организации музыкальной
деятельности, в которой осуществляется обучение детей, развитие их музыкальных способностей формируются основы музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей. Главная задачи, стоящие перед педагогом на музыкальном занятии -
вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности,
обогатить чувства ребенка, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку,приступить к формированию необходимых знаний, умений и навыков
Готовит музыкальное занятие музыкальный руководитель, а проводится оно в содружестве музыкального руководителя и воспитателя.
Выделяют следующие виды занятий по содержанию:
Типовое занятие включает в себя все виды детской музыкальной деятельности.
Наиболее распространенный вид музыкального занятия. Возможно и необходимо варьирование структуры данного типа занятии. Однако следует учитывать следующие правила:
1) Задания, требующие умственной активности – проводить в начале занятия;
2) Нельзя петь после музыкально-ритмических движений, особенно активных;
3) Использовать задания, требующие физической активности лучше в конце
занятия;
4) Следить, чтобы чередовалась музыка различного характера.
Доминантное занятие обычно включает в себя один из видов детской
музыкальной деятельности. Для этого вида занятий характерно:
1) доминирование определенного вида деятельности (остальные —
вспомогательные)для овладения именно этим видом деятельности.
2) доминирование заданий на развитие какой-либо музыкальной способности
(ликвидация отставания или работа с одаренными детьми)
Тематическое занятие раскрывает определенную тему. Это может быть:
1) собственно тематическое занятие (если тема взята из жизни и связана с музыкой
— праздничная дата, картины природы, времена года);
2) музыкально-тематическое (тема связана с музыкой как видом искусства, с
раскрытием возможностей музыкального языка)
Комплексное занятие освещает специфику различных видов искусств.
Главное при проведении такого вида занятий - не формально чередовать виды деятельности, а демонстрировать дошкольникам как различные искусства схожие или контрастные мысли, идеи, образы.
По количеству детей-участников занятия делятся индивидуальные, занятия по подгруппам, фронтальные, объединенные.
Вне зависимости от вида занятия и количества детей-участников, оно должно
организовываться преимущественно в игровой форме, с использованием сюжета.
2.Особенности проведения занятий различных видов в разных возрастных
группах, использование игровой формы проведения занятий
Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является
слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности. В раннем и младшем дошкольном возрасте некоторые дети, по данным О.П. Радыновой, способны выполнять задания, объединившись в небольшие подгруппы, с остальными занятии проводятся индивидуально. Постепенно все дети начинают заниматься по подгруппам два раза в неделю. Продолжительность типовых занятий в младших группах 10-15 минут.
В более старшем возрасте занятия по подгруппам могут быть доминантными
или тематическими, их продолжительность в зависимости от возраста детей 10-20 минут. Проводятся они 1-3 раза в неделю.
Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей, облегчают дальнейшее совершенствование умений и способностей детей.
Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности детей, раскрывают
музыкальное способности. Занятия с отстающими позволяют найти причину
задержки развития. Доминантные занятия с преобладанием этого вида деятельности помогут ребенку преодолеть трудности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными.
В младшем возрасте занятии по подгруппам приобретают более четкую
структуру. Отдельные виды деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во второй младшей группе они уже проводятся со всей группой детей и имеют все разновидности фронтальных занятий.
В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия.