СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастия настоящего и прошедшего времени

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: закрепить знания о причастии как части речи и причастном обороте; о правописании суффиксов и окончаний причастий; самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению; вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота; воспитывать любовь к окружающему миру, чуткость и внимательность ко всему, воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

Просмотр содержимого документа
«Причастия настоящего и прошедшего времени»

Тема. Причастия настоящего и прошедшего времени.

Цели урока: закрепить знания о причастии как части речи и причастном обороте; о правописании суффиксов и окончаний причастий; самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению; вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота; воспитывать любовь к окружающему миру, чуткость и внимательность ко всему, воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

Метапредметные:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Предметные: научиться определять время действительных и страдательных причастий .

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:учебник,карточки,таблицы

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

-р-та над ошибками.

-орфографический практикум (стр.66)—2чел. на доске.

-просклонять:И.п. застывший воздух-----1чел. на доске.

-синтаксический р-р: Дни поздней2 осени бранят обыкновенно

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою2, блистающей2 смиренно. А.С.Пушкин.---- 1чел. на доске.

-Орфоэпическая минутка: расставить ударение, просклоняв по родам и числам:помещённый, согнутый---1чел. на доске.

- «Продолжи предложение».1.Причастие-это..2.Прич.оборот...3.Признаки глагола у прич....4.Признаки прилаг. у прич...5.Действ. и страд.прич....6. Н и НН в прич...

-сочинение на лингвистическую тему: «Причастный оборот», «Действительные и страдательные причастия».---2 пары.

-р-та по карточкам.(См.приложение)

3.Изучение нового материала.

-УПР.82

-сформулируйте тему и цель урока.

-чит.стр.44!

-Задание:указать разряд,вид,время причастия.

Листья, опадающие с деревьев, стелющиеся ковром, покрывающие все вокруг; отцветающие астры; синеющие головки октябринок; посеребренная инеем трава; опустевшие поля, сады и огороды; убранный урожай; бегущие по небу облака; солнце, редко показывающееся из-за туч; едва уловимый шорох; часто моросящий дождь

-Задание:Найти причастия, указать время.Что объединяет эти четверостишия?

а) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.К.Толстой

б) Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной. И.А.Бунин

в)Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле. Ф.И.Тютчев

г) Утром холод, днем туманы,

Шум несносный желобов;

В час заката – блик багряный

Отшумевших облаков. А.Н.Апухтин

-Физкультминутка.

Если причастие настоящего времени – наклон влево, прошедшего времени – вправо: входящий, видевший, несший, улыбающийся, слышащий, бежавший, читавший, пылающий, пишущий, вяжущий, смотревший, опустевшие.

4.Закрепление изученного материала.

-работа в группах.

-Задание:указать разряд,вид,время причастия.

Листья, опадающие с деревьев, стелющиеся ковром, покрывающие все вокруг; отцветающие астры; синеющие головки октябринок; посеребренная инеем трава; опустевшие поля, сады и огороды; убранный урожай; бегущие по небу облака; солнце, редко показывающееся из-за туч; едва уловимый шорох; часто моросящий дождь.

-Задание: Творческая работа: из словосочетаний с причастиями составьте миниатюру об осени.

Листья, опадающие с деревьев, стелющиеся ковром, покрывающие все вокруг; отцветающие астры; синеющие головки октябринок; посеребренная инеем трава; опустевшие поля, сады и огороды; убранный урожай; бегущие по небу облака; солнце, редко показывающееся из-за туч; едва уловимый шорох; часто моросящий дождь.(ДЛЯ СИЛЬНЫХ УЧ-СЯ)

-Задание:------НА ДОСКЕ !

1. Найдите словосочетание со страдательным причастием,укажите время.
1) На пестреющем лугу;
2) О движущемся предмете;
3) Опавшие с тополя;
4) Отнятая игрушка;
5) Разлившаяся по небу.
2. Найдите словосочетание с действительным причастием, укажите время.
1) Написанная учеником;
2) Распиленная плотником;
3) Ведущая в парк;
4) Посаженные весной;
5) Опрокинутый котенком.

5.Подведение итогов урока

-Над какой темой работали?

6.Оценивание

7.Домашнее задание. .

П.12, упр.84

8.Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Было трудно… Я понял, что…

У меня получилось…







Приложение.


Тестирование


1. Какое из данных слов является причастием?

1)длинный 1)стеклянный

2)пустынный 2)старинный

3)отправленный 3)составленный

4)деревянный 4)мгновенный

2.Какое из данных причастий действительное?

1)открытая дверь 1)шуршащие листья

2)шумящий поток 2)распахнутое окно

3)сделанная работа 3)расставленные чашки

4)вырванный лист 4)отправленная телеграмма

3.В каком из данных причастий суффиксы –ущ- -ющ-?

1)стро…щийся 1) стел…щийся

2)пиш…щий 2)завис…щий

3)став…щий 3)вид…щий

4)люб…щий 4)крас…щий

4.В каком из данных слов пишется нн?

1)песча…ый 1)стекля…ый

2)отда…ый 2)испуга…ый

3)полотня…ый 3)тума…ый

4)засея…ый 4)серебря…ый

5.В каком предложении есть опред.сл.,/прич.+завис.сл./

1. Поле засеянное озимой пшеницей зазеленело.

2.Расстилавшийся над рекой туман ещё не рассеялся.

3.Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.



Самостоятельная работа
1. Найдите словосочетание со страдательным причастием.
1) На пестреющем лугу;
2) О движущемся предмете;
3) Опавшие с тополя;
4) Отнятая игрушка;
5) Разлившаяся по небу.
2. Найдите словосочетание с действительным причастием.
1) Написанная учеником;
2) Распиленная плотником;
3) Ведущая в парк;
4) Посаженные весной;
5) Опрокинутый котенком.
3. Найдите словосочетания с действительными причастиями.
1) Проверенная учителем;
2) Плескавшиеся волны;
3) Построенный дом;
4) Покрашенные краской;
5) Летящим самолетом.
4. Найдите словосочетания со страдательными причастиями.
1) Сидящая девочка;
2) Засыпанные аллеи;
3) У потревоженных птиц;
4) Рассказывающие о путешествии;
5) Борющийся за свободу.
Контрольный листок. Самооценка своей работе.






1 – 4; 2 – 3; 3 – 2,5; 4 – 2,3.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!