Урок 26. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
Цели урока: дать представление о том, как образовываются действительные причастия прошедшего времени; изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий прошедшего времени. Сформулировать правило написания вш и ш суффиксах действительных причастий прошедшего времени.
Планируемые результаты:
Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому, самосовершенствованию.
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, владение устной и письменной речью, умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства; в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные: знать условия выбора вш и ш в суффиксах действительных причастий прошедшего времени, уметь правильно выбирать и писать вш и ш в действительных причастиях прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Учебник: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях - М.: Просвещение
Ход урока
I. Мотивация у.д.
II. Актуализация знаний
1. проверка д.з
2. карточка
III. Самоопределение к деятельности
Назовите суффиксы действительные причастий прошедшего времени.
Как выбрать суффикс, чтобы не допустить орфографической ошибки?(проблема)
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны выяснить:
Как образуются действительные причастия прошедшего времени?
От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?
Тема ----Цели
1. анализ схемы первичное закрепление работа у доски
Образовать дейст. Прич. Прош.врем. затеять, зеленеть, выполнить, раскрыть, думать, бежать, клеить, таять, привлечь.
2. работа с учебником упр. 92,93
3. образовать дпрв, согласовывая с сущ. Свесилась с ветки, брызнули цветами, травы засохли, деревья покачивались
4. контроль тест.
IVРефлексия знаю… могу… в д.з. выучить правило, упр. 94
1. От краткой формы причастия образуйте полную форму
Лишен-
Приведен-
Понят
Увиден-
Потерян-
Разбит-
2. Укажите спряжение глаголов и образуйте от них дейст. прич.наст.времени.
Согревать
учить
приготовить
слышать
обидеть
пересылать
оберегать
поддерживать
привозить
стелится
3. Составьте предложение с причастным оборотом, используя любое причастие со 2-го задания.
1. Укажите суффиксы дейст.прич.пр.времени
А) –ущ (ющ) –ащ(ящ)
Б) –вш- ш-
В) – ом -ем
2. Укажите словосочетание, в котором есть дейст.прич.пр.времени
А) любимый учениками предмет
Б) цветущие поздней осенью
В) доносившиеся издали звуки
3. Укажите слово, в котором есть ошибка в образовании дейст.прич.пр.времени
А)изучивший
Б) припудривший
В) береший
Тест
1. Укажите суффиксы дейст.прич.пр.времени
А) –ущ (ющ) –ащ(ящ)
Б) –вш- ш-
В) – ом -ем
2. Укажите словосочетание, в котором есть дейст.прич.пр.времени
А) любимый учениками предмет
Б) цветущие поздней осенью
В) доносившиеся издали звуки
3. Укажите слово, в котором есть ошибка в образовании дейст.прич.пр.времени
А)изучивший
Б) припудривший
В) береший
Тест
1. Укажите суффиксы дейст.прич.пр.времени
А) –ущ (ющ) –ащ(ящ)
Б) –вш- ш-
В) – ом -ем
2. Укажите словосочетание, в котором есть дейст.прич.пр.времени
А) любимый учениками предмет
Б) цветущие поздней осенью
В) доносившиеся издали звуки
3. Укажите слово, в котором есть ошибка в образовании дейст.прич.пр.времени
А)изучивший
Б) припудривший
В) береший
Тест
1. Укажите суффиксы дейст.прич.пр.времени
А) –ущ (ющ) –ащ(ящ)
Б) –вш- ш-
В) – ом -ем
2. Укажите словосочетание, в котором есть дейст.прич.пр.времени
А) любимый учениками предмет
Б) цветущие поздней осенью
В) доносившиеся издали звуки
3. Укажите слово, в котором есть ошибка в образовании дейст.прич.пр.времени
А)изучивший
Б) припудривший В) береший