СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • обобщение и систематизация знаний и умений по теме "Причастие как часть речи";
  • закрепление навыков образования и правописания причастий, нахождения в предложении обособленных определений, выраженных причастным оборотом, и выделения их интонацией и знаками препинания;
  • знакомство с особенностями стилистического использования причастий в тексте;
  • воспитание чувства красоты к природе;
  • знакомство с творчеством И.И. Шишкина. 

Просмотр содержимого документа
«Причастие как часть речи»

Обобщающий урок русского языка в 7-м классе по теме «Причастие как часть речи».



Цели:

  • обобщение и систематизация знаний и умений по теме;

  • закрепление навыков образования и правописания причастий, нахождения в предложении обособленных определений, выраженных причастным оборотом, и выделения их интонацией и знаками препинания;

  • знакомство с особенностями стилистического использования причастий в тексте;

  • воспитание чувства красоты к природе;

  • знакомство с творчеством И.И. Шишкина.

Оборудование:

  • картины И.И.Шишкина;

  • таблицы;

  • карточки с разноуровневыми заданиями.



.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы обобщим наши с вами знания по теме "Причастие". Мы вспомним и закрепим образование и правописание причастий; закрепим наши умения по выявлению и обособлению причастий и причастных оборотов в предложении; понаблюдаем, с какой целью используются причастия в текстах; познакомимся с замечательными картинами гениального русского художника И.И. Шишкина.

Открыли тетради, записали число, тему урока.

" Причастие - это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного".

Такое емкое и интересное определение причастию дал В.И.Даль. Раскройте суть данного высказывания, расшифруйте его.

2. Лингвистическая разминка.

/ Учащиеся получают карточки в форме кленового листа, на которых – вопросы, зачитывают вслух и дают ответы/.



1.Что такое причастие ?



2.Назовите морфологические признаки причастий.



3.Как пишется НЕ с причастиями?



4.Что такое причастный оборот?



5.Расскажите о знаках препинания при причастном обороте.

6 .Правописание Н -НН –в причастиях.

7.Синтаксическая роль причастий.

Повторили изученный материал по теме «Причастие». А сейчас выполним небольшую словарно –орфографическую работу, повторим правописание НЕ с частями речи и другие орфограммы. Этот материал необходимо знать при подготовке ЕГЭ, ГИА.

3.Словарно-орфографическая работа.

(НЕ ) задумывался,(не ) пришел, ( не)вежда,(не)годовать по поводу случившегося,(не)навидел (не)правду,(не)решенная задача,вещи (не)собраны, (не) веселый,а грустный ребенок;(не)созревшее вовремя яблоко,нечая(н,нн)ая радость,обожже(н,нн)ые солнцем,(не)потревоже(н,нн)ая человеком природа,(не)тронутые леса , резвящимся медвежатам, еще (не)закрытое тучей небо,(не)заверше(н,нн)ый пейзаж.

1.Объясните подчеркнутые орфограммы.

2.Выпишите причастия с НЕ /5примеров/

Повторили изученный материал, а сейчас вспомним, как образуются причастия.

Обратимся к учебнику./с. 42-52. Обратите внимание на таблицу «Образование причастий». / Варя, Луиза /

Выполним задания.

Задания разноуровневые по степени сложности. Учитывая ваши способности, каждый получит свой вариант, задания выполняем в тетрадях.

4.Задания.

В-1

Подберите однокоренные причастия к данным прилагательным: темный, зеленый, молчаливый, шумный, цветочный.



В-2

2) образуйте действительные причастия прошедшего времени от глаголов: нарисовать, показать, изобразить, создать.

В-3

3) составьте словосочетания: "прич + сущ" на тему: "Летом в лесу»" .

Назовите причастия, словосочетания, записанные вами в тетрадь.

Проверим, как справились с заданием: /учащиеся зачит.примеры, обмениваются работами, ставят оценки в оцен.лист/.

/Повторили, как образуются причастия/.

5.Лингвистическая сказка./Инсценирование/



СКАЗКА.

Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-т-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на вое одиночество. Рассказали ему о своем житье-бытье.

Говорит им Глагол: "Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу".

- Спасибо! - ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам, получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

- Спасибо, доброе прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Понравилось им такая веселая жизнь, захотелось им быть беззаботными, свободными.

Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистами - надо думать и о других. Возмутились части речи и решили наказать ни к чему не причастных бездельников.

Глагол сказал:

- Называться вы теперь будете Причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего! Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный.

- А я наказываю вас тем, что будете вы вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало прилагательное.

Погрустили причастия, погрустили, да делать нечего - надо трудиться. С тех пор ничего плохого за ними не замечали.

Понравилась ли вам сказка? Раскрывает ли данная сказка суть темы "Причастие, как часть речи"? Какие значения имеет предложение « И никакого вам будущего!»

/А СЕЙЧАС ПОРАБОТАЕМ С КОМПЛЕКСНЫМ АНАЛИЗОМ ТЕКСТА, ПРОДОЛЖИМ ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ДАННОЙ ТЕМЕ/.

6.Работа с причастиями.

/РАССМОТРИТЕ КАРТИНЫ И.И.ШИШКИНА И ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ВКЮЧИВ В НИХ, ПРИЧАСТИЕ/.

:.

/ Проверьте. насколько правильно выполнили свою работу/



7. Повторение пунктуации и орфографии. /КАРТОЧКИ/

1. В ваших карточках даны предложения с причастными оборотами. Прочтите их, расставьте, где это необходимо, запятые, подчеркните определения, выраженные причастием или причастным оборотом.

1)..Я знаю Ивана Ивановича Шишкина как человека, влюбле..ого в каждый цветок, в каждый кустик, в каждое деревц.., в наш русский лес и полевые равнины. 2). Как-то во время грозы Иван Иванович восхище..о произнес: "Какая необычайная картина! Хочу запомнить этот дождь, это солнце, эти росчерки падающ.. капель". 3).Я опустила глаза и увидела поле, сплошь покрыт.. ромашкой. Иван Иванович тоже стоял у края поля и (не) отрывал глаз от ликующих цветов.

8 .Проверка вып. задания. /КАРТОЧКИ/.

9 Проверка осуществляется по карточкам.

.1.Я знаю Ивана Ивановича Шишкина как человека, влюбленного в каждый цветок, в каждый кустик, в каждое деревце, в наш русский лес и полевые равнины. 2. Как-то во время грозы Иван Иванович восхищенно произнес: "Какая необычайная картина! Хочу запомнить этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель". 3.Я опустила глаза и увидела поле, сплошь покрытое ромашкой.4. Иван Иванович тоже стоял у края поля и не отрывал глаз от ликующих цветов.



10. Стилистическая роль причастий.

1) Ребята, мы многое повторили о причастиях: их словообразование, их морфологические признаки, синтаксическую роль, которую они выполняют в предложении, правописание причастий. Но, чтобы завершить эту большую тему, нам необходимо коснуться еще одного вопроса: какова стилистическая роль причастий? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной? В текстах какого стиля употребляются чаще?

На этот вопрос нам помогут ответить ваши одноклассники:.

Ученик 1: Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно. Причастный оборот более соотнесен с книжными стилями. На это указывали еще в 18 и 19 веках М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. "Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов", - писал Ломоносов. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.

Учитель: Вспомните теорию "Трех штилей" Ломоносова, где он делит литературный язык на 3 стиля:высокий, средний и низкий. Так вот, согласно этой теории, причастия следует использовать в произведениях высокого стиля, так как они придают речи торжественность и оттенок высокости.

а)

О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

б)

Послал в Россию Человека,
каков не слыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну.

Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.

Ученик 2. Возможность соединения действия и указания на признак предмета в одном слове увеличивает семантическую емкость причастий, позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет и пр. - заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом". Пушкин широко использовал причастия в своих произведения.

а)

Он видит: он еще любим; Уж он раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенье:

б)

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега:

Ученик 3: Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко. Например, Наречие - самостоятельная часть речи, которая не изменяется. (звучит длинно и не совсем красиво). А если часть предложения заменим на причастие, то получится: Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи. Кратко и емко. И звучит красиво.

Ученик 4: Также и в деловой речи. Здесь необходимо сказать о кратких причастиях. Краткие причастия, используемые в деловом стиле, во-первых, выражают волевые акты, во-вторых, как бы "обезличивают" предложения. Вот, например, запрещено, запланировано, предусмотрено, рекомендовано, установлено. После рассмотрения материалов дела установлено, что факт данного правонарушения доказан. Причастия установлено, доказан.

Учитель: Есть еще одна сфера использования причастий - тексты художественного стиля. Дело в том, что причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека. Не даром еще Пушкин в своих поэтических произведениях широко использовал причастия как изобразительно-выразительное средство.

На доске тексты художественного стиля.

Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось.(С.Есенин)

И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.(С.Есенин)

Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. И радуют пестреющие клумбы и резкий крик вороны в черном небе. (А.Ахматова).

2) Ребята, сегодня мы с вами тоже попробуем использовать причастия в качестве изобразительных средств языка. А используем мы их при описании картин И.И.Шишкина. У каждого из вас свое творческое задание и своя картина. Задание дано на карточке. Прочтите его и выполните. ( Разноуровневые задания: 1) составить по данной картине предложения с причастиями или причастным оборотом; 2) составить небольшой текст - описание картины (3-4предлож).

3) Проверка выполненных работ.

Выводы по уроку.

Домашнее задание: ( составить словосочетания, предложения по картине И.И. Шишкина "Цветы на опушке", подготовиться к сочинению - описанию картины). Подведение итогов: ребята за каждый этап урока ставили бал в самооценочном листе. Листы сдают учителю.

 Использованная литература.

1.С.Н.Пименова. Первые уроки изучения причастия в 7 классе по учебному комплексу. // Русский язык в школе, 1994г - №3.

2. И.Д. Савчук. Об уроках-зачетах и методике их проведения. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях,1991г - №7.

3. Н.С.Балак. Использование лингвистического текста при изучении причастия. // Русский язык в школе, 1995 г. - № 1.

4. И.Ю. Гац. Изучение обособления определений с помощью компьютера. // Русский язык в школе, 1995 г. - № 1.

5. Г.М. Иваницкая. Обобщающие таблицы по языку. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях,1991г - № 6.

6. Львов В.В. Ориентировачное планирование по русскому языку для 6 класса по учебному пособию под ред. М.М.Разумовской и П.А. Леканта на 1998/99 учебный год. // Русский язык в школе, 1998 г - №6.

7. А.А.Губарева. "Путешествие в город Причастинск". //Русский язык в школе и дома, 2006 г. - № 6.

8. Л.И. Коновалова, Г.Г. Ахметзянова. Причастие в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина. // Русский глагол (функционирование и развитие). - Казань, 1989 г.

9. А.Р. Хабибуллина. Предложения с обособленными членами. // На пути формирования конкурентоспособных знаний. - Казань, 2007 г.

10. Л.З. Шакирова, Л.С. Андреева. Русская речь. - Казань, 1993 г.

11. Евграф Кончин. Как рождается музей. - Москва, 1998 г.

12. Государственная Третьяковская галерея. (PC CD-ROM), - Москва, 2004 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!