Обобщающий урок русского языка в 7-м классе по теме «Причастие как часть речи».
Цели:
обобщение и систематизация знаний и умений по теме;
закрепление навыков образования и правописания причастий, нахождения в предложении обособленных определений, выраженных причастным оборотом, и выделения их интонацией и знаками препинания;
знакомство с особенностями стилистического использования причастий в тексте;
воспитание чувства красоты к природе;
знакомство с творчеством И.И. Шишкина.
Оборудование:
.
Ход урока.
1.Слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы обобщим наши с вами знания по теме "Причастие". Мы вспомним и закрепим образование и правописание причастий; закрепим наши умения по выявлению и обособлению причастий и причастных оборотов в предложении; понаблюдаем, с какой целью используются причастия в текстах; познакомимся с замечательными картинами гениального русского художника И.И. Шишкина.
Открыли тетради, записали число, тему урока.
" Причастие - это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного".
Такое емкое и интересное определение причастию дал В.И.Даль. Раскройте суть данного высказывания, расшифруйте его.
2. Лингвистическая разминка.
/ Учащиеся получают карточки в форме кленового листа, на которых – вопросы, зачитывают вслух и дают ответы/.
1.Что такое причастие ?
2.Назовите морфологические признаки причастий.
3.Как пишется НЕ с причастиями?
4.Что такое причастный оборот?
5.Расскажите о знаках препинания при причастном обороте.
6 .Правописание Н -НН –в причастиях.
7.Синтаксическая роль причастий.
Повторили изученный материал по теме «Причастие». А сейчас выполним небольшую словарно –орфографическую работу, повторим правописание НЕ с частями речи и другие орфограммы. Этот материал необходимо знать при подготовке ЕГЭ, ГИА.
3.Словарно-орфографическая работа.
(НЕ ) задумывался,(не ) пришел, ( не)вежда,(не)годовать по поводу случившегося,(не)навидел (не)правду,(не)решенная задача,вещи (не)собраны, (не) веселый,а грустный ребенок;(не)созревшее вовремя яблоко,нечая(н,нн)ая радость,обожже(н,нн)ые солнцем,(не)потревоже(н,нн)ая человеком природа,(не)тронутые леса , резвящимся медвежатам, еще (не)закрытое тучей небо,(не)заверше(н,нн)ый пейзаж.
1.Объясните подчеркнутые орфограммы.
2.Выпишите причастия с НЕ /5примеров/
Повторили изученный материал, а сейчас вспомним, как образуются причастия.
Обратимся к учебнику./с. 42-52. Обратите внимание на таблицу «Образование причастий». / Варя, Луиза /
Выполним задания.
Задания разноуровневые по степени сложности. Учитывая ваши способности, каждый получит свой вариант, задания выполняем в тетрадях.
4.Задания.
В-1
Подберите однокоренные причастия к данным прилагательным: темный, зеленый, молчаливый, шумный, цветочный.
В-2
2) образуйте действительные причастия прошедшего времени от глаголов: нарисовать, показать, изобразить, создать.
В-3
3) составьте словосочетания: "прич + сущ" на тему: "Летом в лесу»" .
Назовите причастия, словосочетания, записанные вами в тетрадь.
Проверим, как справились с заданием: /учащиеся зачит.примеры, обмениваются работами, ставят оценки в оцен.лист/.
/Повторили, как образуются причастия/.
5.Лингвистическая сказка./Инсценирование/
СКАЗКА.
Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-т-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на вое одиночество. Рассказали ему о своем житье-бытье.
Говорит им Глагол: "Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу".
- Спасибо! - ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам, получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
- Спасибо, доброе прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Понравилось им такая веселая жизнь, захотелось им быть беззаботными, свободными.
Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистами - надо думать и о других. Возмутились части речи и решили наказать ни к чему не причастных бездельников.
Глагол сказал:
- Называться вы теперь будете Причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего! Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный.
- А я наказываю вас тем, что будете вы вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало прилагательное.
Погрустили причастия, погрустили, да делать нечего - надо трудиться. С тех пор ничего плохого за ними не замечали.
Понравилась ли вам сказка? Раскрывает ли данная сказка суть темы "Причастие, как часть речи"? Какие значения имеет предложение « И никакого вам будущего!»
/А СЕЙЧАС ПОРАБОТАЕМ С КОМПЛЕКСНЫМ АНАЛИЗОМ ТЕКСТА, ПРОДОЛЖИМ ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ДАННОЙ ТЕМЕ/.
6.Работа с причастиями.
/РАССМОТРИТЕ КАРТИНЫ И.И.ШИШКИНА И ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ВКЮЧИВ В НИХ, ПРИЧАСТИЕ/.
:.
/ Проверьте. насколько правильно выполнили свою работу/
7. Повторение пунктуации и орфографии. /КАРТОЧКИ/
1. В ваших карточках даны предложения с причастными оборотами. Прочтите их, расставьте, где это необходимо, запятые, подчеркните определения, выраженные причастием или причастным оборотом.
1)..Я знаю Ивана Ивановича Шишкина как человека, влюбле..ого в каждый цветок, в каждый кустик, в каждое деревц.., в наш русский лес и полевые равнины. 2). Как-то во время грозы Иван Иванович восхище..о произнес: "Какая необычайная картина! Хочу запомнить этот дождь, это солнце, эти росчерки падающ.. капель". 3).Я опустила глаза и увидела поле, сплошь покрыт.. ромашкой. Иван Иванович тоже стоял у края поля и (не) отрывал глаз от ликующих цветов.
8 .Проверка вып. задания. /КАРТОЧКИ/.
9 Проверка осуществляется по карточкам.
.1.Я знаю Ивана Ивановича Шишкина как человека, влюбленного в каждый цветок, в каждый кустик, в каждое деревце, в наш русский лес и полевые равнины. 2. Как-то во время грозы Иван Иванович восхищенно произнес: "Какая необычайная картина! Хочу запомнить этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель". 3.Я опустила глаза и увидела поле, сплошь покрытое ромашкой.4. Иван Иванович тоже стоял у края поля и не отрывал глаз от ликующих цветов.
10. Стилистическая роль причастий.
1) Ребята, мы многое повторили о причастиях: их словообразование, их морфологические признаки, синтаксическую роль, которую они выполняют в предложении, правописание причастий. Но, чтобы завершить эту большую тему, нам необходимо коснуться еще одного вопроса: какова стилистическая роль причастий? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной? В текстах какого стиля употребляются чаще?
На этот вопрос нам помогут ответить ваши одноклассники:.
Ученик 1: Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно. Причастный оборот более соотнесен с книжными стилями. На это указывали еще в 18 и 19 веках М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. "Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов", - писал Ломоносов. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.
Учитель: Вспомните теорию "Трех штилей" Ломоносова, где он делит литературный язык на 3 стиля:высокий, средний и низкий. Так вот, согласно этой теории, причастия следует использовать в произведениях высокого стиля, так как они придают речи торжественность и оттенок высокости.
а)
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
б)
Послал в Россию Человека,
каков не слыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну.
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
Ученик 2. Возможность соединения действия и указания на признак предмета в одном слове увеличивает семантическую емкость причастий, позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет и пр. - заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом". Пушкин широко использовал причастия в своих произведения.
а)
Он видит: он еще любим; Уж он раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенье:
б)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега:
Ученик 3: Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко. Например, Наречие - самостоятельная часть речи, которая не изменяется. (звучит длинно и не совсем красиво). А если часть предложения заменим на причастие, то получится: Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи. Кратко и емко. И звучит красиво.
Ученик 4: Также и в деловой речи. Здесь необходимо сказать о кратких причастиях. Краткие причастия, используемые в деловом стиле, во-первых, выражают волевые акты, во-вторых, как бы "обезличивают" предложения. Вот, например, запрещено, запланировано, предусмотрено, рекомендовано, установлено. После рассмотрения материалов дела установлено, что факт данного правонарушения доказан. Причастия установлено, доказан.
Учитель: Есть еще одна сфера использования причастий - тексты художественного стиля. Дело в том, что причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека. Не даром еще Пушкин в своих поэтических произведениях широко использовал причастия как изобразительно-выразительное средство.
На доске тексты художественного стиля.
Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось.(С.Есенин)
И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.(С.Есенин)
Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. И радуют пестреющие клумбы и резкий крик вороны в черном небе. (А.Ахматова).
2) Ребята, сегодня мы с вами тоже попробуем использовать причастия в качестве изобразительных средств языка. А используем мы их при описании картин И.И.Шишкина. У каждого из вас свое творческое задание и своя картина. Задание дано на карточке. Прочтите его и выполните. ( Разноуровневые задания: 1) составить по данной картине предложения с причастиями или причастным оборотом; 2) составить небольшой текст - описание картины (3-4предлож).
3) Проверка выполненных работ.
Выводы по уроку.
Домашнее задание: ( составить словосочетания, предложения по картине И.И. Шишкина "Цветы на опушке", подготовиться к сочинению - описанию картины). Подведение итогов: ребята за каждый этап урока ставили бал в самооценочном листе. Листы сдают учителю.
Использованная литература.
1.С.Н.Пименова. Первые уроки изучения причастия в 7 классе по учебному комплексу. // Русский язык в школе, 1994г - №3.
2. И.Д. Савчук. Об уроках-зачетах и методике их проведения. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях,1991г - №7.
3. Н.С.Балак. Использование лингвистического текста при изучении причастия. // Русский язык в школе, 1995 г. - № 1.
4. И.Ю. Гац. Изучение обособления определений с помощью компьютера. // Русский язык в школе, 1995 г. - № 1.
5. Г.М. Иваницкая. Обобщающие таблицы по языку. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях,1991г - № 6.
6. Львов В.В. Ориентировачное планирование по русскому языку для 6 класса по учебному пособию под ред. М.М.Разумовской и П.А. Леканта на 1998/99 учебный год. // Русский язык в школе, 1998 г - №6.
7. А.А.Губарева. "Путешествие в город Причастинск". //Русский язык в школе и дома, 2006 г. - № 6.
8. Л.И. Коновалова, Г.Г. Ахметзянова. Причастие в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина. // Русский глагол (функционирование и развитие). - Казань, 1989 г.
9. А.Р. Хабибуллина. Предложения с обособленными членами. // На пути формирования конкурентоспособных знаний. - Казань, 2007 г.
10. Л.З. Шакирова, Л.С. Андреева. Русская речь. - Казань, 1993 г.
11. Евграф Кончин. Как рождается музей. - Москва, 1998 г.
12. Государственная Третьяковская галерея. (PC CD-ROM), - Москва, 2004 г.