СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

«Причастие как часть речи »

 

 

Предмет: русский язык

Класс:7

УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Москва «Просвещение»,2017.

Тема урока: Причастие как часть речи.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: дать понятие о причастии, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьников интереса к получению новых знаний, постановка собственных целей обучения.

Задачи урока:

1.Образовательные:

-развить умение формулировать определение понятий;

-формировать умение отличать причастие от других частей речи;

-обогащать словарный  запас учащихся;

-совершенствовать орфографические умения.

2.Развивающие:

-развитие внимания;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся;

-формирование логических умений;

3.Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к русскому языку;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности , уважения и сотрудничества

Планируемые образовательные результаты:

 

Предметные:

- получение новых знаний о морфологических и синтаксических признаках причастия;

-работа с текстом.

 

Метапредметные:

 

-формирование ценностного отношения к русскому языку;

-формирование нравственных ценностей.

 

Личностные:

-воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

 

-умение соотносить свои действия с планируемым результатом , корректировать их.

 

Оборудование:

ПК, Мультимедийный проектор, аудиозапись(дагестанская национальная музыка)

 

           

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, мои дорогие! Я рада  снова вас видеть! Все ли готовы к уроку?  Сегодняшний урок хочу начать словами выдающегося дагестанского поэта Р.Гамзатова

Гляди вперед, вперед стремись.

И все ж когда-нибудь

Остановись и оглянись

На свой пройденный путь.

 

Как нам завещал великий поэт, будем идти вперед и стремиться к новым знаниям!

Хорошего вам настроения и успехов!

Ребята, откройте тетради и запишите дату!

(На партах лежат красные и голубые цветы, вырезанные из бумаги. С помощью цветов дети покажут, как справились с заданием.  Красный- нет ошибок, голубой- есть ошибки)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Какие разделы языкознания вам известны?

-Какой из этих разделов изучает части речи?

-Какие части речи вам известны?

3.Актуализация знаний уч-ся. Проблемная ситуация

Запись предложения. Определить часть речи  у каждого слова

(один ученик работает у доски)

 Расул Гамзатович Гамзатов - поэт, выразивший  в слове любовь к отчей земле, обогативший культуру многонациональной России. 

Назовите слова, которые вызвали затруднения при отнесении их к определенной части речи. Признаки каких частей речи в них можно отметить? Итак, какова тема нашего урока? Какие цели перед собой поставим?

Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это новая для нас часть речи – причастие. М В.Ломоносов так говорил о причастии:

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

-Запишите тему нашего урока: Причастие как часть речи.

4.Объяснение нового материала.

На экране появляется слайд.

                                                                

          

 

-Назовите признаки листьев на первой картинке. К доске вызывается ученик, который будет записывать слова в столбик.

по форме – разные

по величине – большие, маленькие;

по цвету – красные, желтые;

-Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)

Рассмотрим вторую картинку.

Итак, если наш лист летит, то он какой? (летящий)

А если он падает, то он какой в этот момент?( падающий)

Если лист уже упал на землю, то он какой? (упавший)

-Что можно сказать об этих словах, какие признаки предмета - постоянные или временные  они называют?

 Верно! Т.е. мы можем говорить о том, что этот признак (летящие) проявился у листьев только в определённый момент, при выполнении какого-либо действия.

- Можно говорить о том, что причастие является родственным каким частям речи? (прилагательному и глаголу).

- Давайте  попробуем  сформулировать определение причастия (причастие – это признак предмета, проявляющийся во времени по его действию; причастие отвечает на вопросы прилагательного – какой? Какая? Какое? Какие?).

- От глагола причастие отличить легко. Но от прилагательного крайне сложно.

– В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.)

Действие может производить сам предмет: освежающий напиток (тот, который освежает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.

Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).

Что же позаимствовало причастие у прилагательного? (слайд)

- А что позаимствовало причастие у глагола? (слайд)

 

Ребята, на основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение причастию (ответы учащихся).

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.

На экране появляется слайд.

-Запишите в тетради определение

 Давайте теперь попробуем образовать причастия.

Комментированное письмо.

             Расул, который прославился, ...

Стихи, которые написаны,...

Дети , которые читают,...

Учитель, который объясняет,...

Журавли, которые летят,…

Песня, которая звучала, ...

Ручей, который журчит…

На экране появляется слайд с ответами. Ребята проверяют написанное.

-Ребята ,с помощью цветов покажите ,как вы справились с заданием. Работа с учебником. А)Чтение теоретического материала(обсуждение)

Б)Упр. 74 (Сделаем вывод: значит, от глагола причастие унаследовало вид совершенный и несовершенный)

5. Закрепление изученного.

А) Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Родина» Р.Гамзатова.(звучит тихая дагестанская национальная музыка)

Б) Распределительный диктант

На партах учащихся текст стихотворения « Родина» Р.Гамзатова.

-Ребята, вам нужно выписать из стихотворения глаголы, прилагательные и причастия.

(записать слова в три колонки: глагол, прилагательное, причастие)

-В каком столбике оказалось больше слов?

-Так давайте образуем от этих глаголов причастия.

глагол

прилагательное

причастие

Понять

родной

оторвавшийся

стонет

осенняя

побелевшей

плачет

живой

лежащих

казалось

 

 

поет

 

 

 

6.Творческая работа. Мини-сочинение «Расул Гамзатов - наша гордость»

А сейчас нам предстоит выполнить довольно интересную работу. Подумайте и напишите небольшое сочинение. Единственное условие – необходимо в своей работе употребить причастия.

7.Итог урока. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня?

Что такое причастие?

Какие признаки причастия запомнили?

Как вы думаете, какова роль причастий в речи?

Что на уроке показалось наиболее трудным? 

Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то – голубой

 

 

 

8.Домашнее задание.  § 12. Упр. 76. 

Просмотр видеоролика.

В Индии считается, что змеи Первыми на землю приползли. Горцы верят, что орлы древнее Прочих обитателей земли. Я же склонен думать, что вначале Появились люди, и поздней Многие из них орлами стали, А иные превратились в змей.

Учитель.«Люблю писать о жизни, о людях, кем бы они ни были: орлами или змеями»,- говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета. Я вам желаю, чтобы и вы достигли космических высот в жизни! Урок окочен, спасибо за активное участие, мои дорогие!

 

 

 

 

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Причастие как часть речи»

«Причастие как часть речи »




Предмет: русский язык

Класс:7

УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Москва «Просвещение»,2017.

Тема урока: Причастие как часть речи.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: дать понятие о причастии, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьников интереса к получению новых знаний, постановка собственных целей обучения.

Задачи урока:

1.Образовательные:

-развить умение формулировать определение понятий;

-формировать умение отличать причастие от других частей речи;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать орфографические умения.

2.Развивающие:

-развитие внимания;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся;

-формирование логических умений;

3.Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к русскому языку;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности , уважения и сотрудничества

Планируемые образовательные результаты:



Предметные:

- получение новых знаний о морфологических и синтаксических признаках причастия;

-работа с текстом.


Метапредметные:


-формирование ценностного отношения к русскому языку;

-формирование нравственных ценностей.


Личностные:

-воспитание интереса к предмету через разные виды работы;


-умение соотносить свои действия с планируемым результатом , корректировать их.


Оборудование:

ПК, Мультимедийный проектор, аудиозапись(дагестанская национальная музыка)


Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, мои дорогие! Я рада снова вас видеть! Все ли готовы к уроку? 
Сегодняшний урок хочу начать словами выдающегося дагестанского поэта Р.Гамзатова

Гляди вперед, вперед стремись.

И все ж когда-нибудь

Остановись и оглянись

На свой пройденный путь.



Как нам завещал великий поэт, будем идти вперед и стремиться к новым знаниям!

Хорошего вам настроения и успехов!

Ребята, откройте тетради и запишите дату!

(На партах лежат красные и голубые цветы, вырезанные из бумаги. С помощью цветов дети покажут, как справились с заданием. Красный- нет ошибок, голубой- есть ошибки)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Какие разделы языкознания вам известны?

-Какой из этих разделов изучает части речи?

-Какие части речи вам известны?

3.Актуализация знаний уч-ся. Проблемная ситуация

Запись предложения. Определить часть речи у каждого слова

(один ученик работает у доски)

 Расул Гамзатович Гамзатов - поэт, выразивший в слове любовь к отчей земле, обогативший культуру многонациональной России. 

Назовите слова, которые вызвали затруднения при отнесении их к определенной части речи. Признаки каких частей речи в них можно отметить?
Итак, какова тема нашего урока? Какие цели перед собой поставим?

Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это новая для нас часть речи – причастие. М В.Ломоносов так говорил о причастии:

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

-Запишите тему нашего урока: Причастие как часть речи.

4.Объяснение нового материала.

На экране появляется слайд.



-Назовите признаки листьев на первой картинке. К доске вызывается ученик, который будет записывать слова в столбик.

по форме – разные

по величине – большие, маленькие;

по цвету – красные, желтые;

-Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)

Рассмотрим вторую картинку.

Итак, если наш лист летит, то он какой? (летящий)

А если он падает, то он какой в этот момент?( падающий)

Если лист уже упал на землю, то он какой? (упавший)

-Что можно сказать об этих словах, какие признаки предмета - постоянные или временные они называют?

 Верно! Т.е. мы можем говорить о том, что этот признак (летящие) проявился у листьев только в определённый момент, при выполнении какого-либо действия.

- Можно говорить о том, что причастие является родственным каким частям речи? (прилагательному и глаголу).

- Давайте попробуем сформулировать определение причастия (причастие – это признак предмета, проявляющийся во времени по его действию; причастие отвечает на вопросы прилагательного – какой? Какая? Какое? Какие?).

- От глагола причастие отличить легко. Но от прилагательного крайне сложно.

– В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.)

Действие может производить сам предмет: освежающий напиток (тот, который освежает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.

Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).

Что же позаимствовало причастие у прилагательного? (слайд)

- А что позаимствовало причастие у глагола? (слайд)



Ребята, на основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение причастию (ответы учащихся).

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.

На экране появляется слайд.




-Запишите в тетради определение

 Давайте теперь попробуем образовать причастия.

Комментированное письмо.

Расул, который прославился, ...

Стихи, которые написаны,...

Дети , которые читают,...

Учитель, который объясняет,...

Журавли, которые летят,…

Песня, которая звучала, ...

Ручей, который журчит…

На экране появляется слайд с ответами. Ребята проверяют написанное.

-Ребята ,с помощью цветов покажите ,как вы справились с заданием.
Работа с учебником.
А)Чтение теоретического материала(обсуждение)

Б)Упр. 74 (Сделаем вывод: значит, от глагола причастие унаследовало вид совершенный и несовершенный)

5. Закрепление изученного.

А) Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Родина» Р.Гамзатова.(звучит тихая дагестанская национальная музыка)

Б) Распределительный диктант

На партах учащихся текст стихотворения « Родина» Р.Гамзатова.

-Ребята, вам нужно выписать из стихотворения глаголы, прилагательные и причастия.

(записать слова в три колонки: глагол, прилагательное, причастие)

-В каком столбике оказалось больше слов?

-Так давайте образуем от этих глаголов причастия.

глагол

прилагательное

причастие

Понять

родной

оторвавшийся

стонет

осенняя

побелевшей

плачет

живой

лежащих

казалось



поет





6.Творческая работа. Мини-сочинение «Расул Гамзатов - наша гордость»

А сейчас нам предстоит выполнить довольно интересную работу. Подумайте и напишите небольшое сочинение. Единственное условие – необходимо в своей работе употребить причастия.

7.Итог урока. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня?

Что такое причастие?

Какие признаки причастия запомнили?

Как вы думаете, какова роль причастий в речи?

Что на уроке показалось наиболее трудным? 

Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то – голубой









8.Домашнее задание.  § 12. Упр. 76. 

Просмотр видеоролика.

В Индии считается, что змеи
Первыми на землю приползли.
Горцы верят, что орлы древнее
Прочих обитателей земли.
Я же склонен думать, что вначале
Появились люди, и поздней
Многие из них орлами стали,
А иные превратились в змей.

Учитель.«Люблю писать о жизни, о людях, кем бы они ни были: орлами или змеями»,- говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета. Я вам желаю, чтобы и вы достигли космических высот в жизни!
Урок окочен, спасибо за активное участие, мои дорогие!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!