«Причастие как часть речи »
Предмет: русский язык
Класс:7
УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Москва «Просвещение»,2017.
Тема урока: Причастие как часть речи.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: дать понятие о причастии, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьников интереса к получению новых знаний, постановка собственных целей обучения.
Задачи урока:
1.Образовательные:
-развить умение формулировать определение понятий;
-формировать умение отличать причастие от других частей речи;
-обогащать словарный запас учащихся;
-совершенствовать орфографические умения.
2.Развивающие:
-развитие внимания;
-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-формирование логических умений;
3.Воспитательные:
-воспитание интереса и уважения к русскому языку;
-воспитание ценностного отношения к слову;
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности , уважения и сотрудничества
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- получение новых знаний о морфологических и синтаксических признаках причастия;
-работа с текстом.
Метапредметные:
-формирование ценностного отношения к русскому языку;
-формирование нравственных ценностей.
Личностные:
-воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
-умение соотносить свои действия с планируемым результатом , корректировать их.
Оборудование:
ПК, Мультимедийный проектор, аудиозапись(дагестанская национальная музыка)
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, мои дорогие! Я рада снова вас видеть! Все ли готовы к уроку? Сегодняшний урок хочу начать словами выдающегося дагестанского поэта Р.Гамзатова
Гляди вперед, вперед стремись.
И все ж когда-нибудь
Остановись и оглянись
На свой пройденный путь.
Как нам завещал великий поэт, будем идти вперед и стремиться к новым знаниям!
Хорошего вам настроения и успехов!
Ребята, откройте тетради и запишите дату!
(На партах лежат красные и голубые цветы, вырезанные из бумаги. С помощью цветов дети покажут, как справились с заданием. Красный- нет ошибок, голубой- есть ошибки)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Какие разделы языкознания вам известны?
-Какой из этих разделов изучает части речи?
-Какие части речи вам известны?
3.Актуализация знаний уч-ся. Проблемная ситуация
Запись предложения. Определить часть речи у каждого слова
(один ученик работает у доски)
Расул Гамзатович Гамзатов - поэт, выразивший в слове любовь к отчей земле, обогативший культуру многонациональной России.
- Назовите слова, которые вызвали затруднения при отнесении их к определенной части речи. Признаки каких частей речи в них можно отметить? Итак, какова тема нашего урока? Какие цели перед собой поставим?
Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это новая для нас часть речи – причастие. М В.Ломоносов так говорил о причастии:
«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
-Запишите тему нашего урока: Причастие как часть речи.
4.Объяснение нового материала.
На экране появляется слайд.

-Назовите признаки листьев на первой картинке. К доске вызывается ученик, который будет записывать слова в столбик.
по форме – разные
по величине – большие, маленькие;
по цвету – красные, желтые;
-Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)
Рассмотрим вторую картинку.
Итак, если наш лист летит, то он какой? (летящий)
А если он падает, то он какой в этот момент?( падающий)
Если лист уже упал на землю, то он какой? (упавший)
-Что можно сказать об этих словах, какие признаки предмета - постоянные или временные они называют?
Верно! Т.е. мы можем говорить о том, что этот признак (летящие) проявился у листьев только в определённый момент, при выполнении какого-либо действия.
- Можно говорить о том, что причастие является родственным каким частям речи? (прилагательному и глаголу).
- Давайте попробуем сформулировать определение причастия (причастие – это признак предмета, проявляющийся во времени по его действию; причастие отвечает на вопросы прилагательного – какой? Какая? Какое? Какие?).
- От глагола причастие отличить легко. Но от прилагательного крайне сложно.
– В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.)
Действие может производить сам предмет: освежающий напиток (тот, который освежает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.
Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).
Что же позаимствовало причастие у прилагательного? (слайд)
- А что позаимствовало причастие у глагола? (слайд)

Ребята, на основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение причастию (ответы учащихся).
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.
На экране появляется слайд.

-Запишите в тетради определение
Давайте теперь попробуем образовать причастия.
Комментированное письмо.
Расул, который прославился, ...
Стихи, которые написаны,...
Дети , которые читают,...
Учитель, который объясняет,...
Журавли, которые летят,…
Песня, которая звучала, ...
Ручей, который журчит…
На экране появляется слайд с ответами. Ребята проверяют написанное.

-Ребята ,с помощью цветов покажите ,как вы справились с заданием. Работа с учебником. А)Чтение теоретического материала(обсуждение)
Б)Упр. 74 (Сделаем вывод: значит, от глагола причастие унаследовало вид совершенный и несовершенный)
5. Закрепление изученного.
А) Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Родина» Р.Гамзатова.(звучит тихая дагестанская национальная музыка)
Б) Распределительный диктант
На партах учащихся текст стихотворения « Родина» Р.Гамзатова.
-Ребята, вам нужно выписать из стихотворения глаголы, прилагательные и причастия.
(записать слова в три колонки: глагол, прилагательное, причастие)
-В каком столбике оказалось больше слов?
-Так давайте образуем от этих глаголов причастия.
глагол
|
прилагательное
|
причастие
|
Понять
|
родной
|
оторвавшийся
|
стонет
|
осенняя
|
побелевшей
|
плачет
|
живой
|
лежащих
|
казалось
|
|
|
поет
|
|
|
6.Творческая работа. Мини-сочинение «Расул Гамзатов - наша гордость»
А сейчас нам предстоит выполнить довольно интересную работу. Подумайте и напишите небольшое сочинение. Единственное условие – необходимо в своей работе употребить причастия.
7.Итог урока. Рефлексия.
Что нового вы узнали сегодня?
Что такое причастие?
Какие признаки причастия запомнили?
Как вы думаете, какова роль причастий в речи?
Что на уроке показалось наиболее трудным?
Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то – голубой

8.Домашнее задание. § 12. Упр. 76.
Просмотр видеоролика.
В Индии считается, что змеи Первыми на землю приползли. Горцы верят, что орлы древнее Прочих обитателей земли. Я же склонен думать, что вначале Появились люди, и поздней Многие из них орлами стали, А иные превратились в змей.
Учитель.«Люблю писать о жизни, о людях, кем бы они ни были: орлами или змеями»,- говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета. Я вам желаю, чтобы и вы достигли космических высот в жизни! Урок окочен, спасибо за активное участие, мои дорогие!