СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины деструктивного поведения подростков

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Причины деструктивного поведения подростков»

Причины деструктивного поведения подростков

Причины деструктивного поведения подростков

 это устойчивое привычное нарушение социальных норм жизни  Педагогическая запущенность;  Социальная запущенность;  Отклонения в состоянии здоровья.

это устойчивое

привычное нарушение

социальных норм жизни

  • Педагогическая запущенность;
  • Социальная запущенность;
  • Отклонения в состоянии здоровья.
Во-первых, наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых затруднительно исправить, корректировать. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. «Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.
  • Во-первых, наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
  • Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых затруднительно исправить, корректировать.
  • В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
  • «Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ 1) пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие искаженных понятий и отрицательного жизненного опыта; 2) недостатки, отступления от нормы или дефекты в развитии черт и качеств личности; 3) недостатки или отступления от нормы во взаимоотношениях личности с окружающими

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ

  • 1) пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие искаженных понятий и отрицательного жизненного опыта;
  • 2) недостатки, отступления от нормы или дефекты в развитии черт и качеств личности;
  • 3) недостатки или отступления от нормы во взаимоотношениях личности с окружающими
Основные причины трудностей в воспитании конфликтные отношения в семье; просчеты воспитательной системы школы; изоляция от товарищей в силу каких-то причин; социальная дезадаптацией вообще; стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе

Основные причины трудностей в воспитании

  • конфликтные отношения в семье;
  • просчеты воспитательной системы школы;
  • изоляция от товарищей в силу каких-то причин;
  • социальная дезадаптацией вообще;
  • стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе
Группы риска  Группы критериев Критерии, определяющие «группу риска» Номера  по классному  журналу Медицинские Социальные 1 Дети:  – имеют хронические заболевания внутренних органов  – имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи  – часто и длительно болеют (пропускают по болезни более 40 учебных дней в году)  – состоят на учете у психоневролога  – перенесли сложные медицинские операции  – перенесли стрессы Учебно-  педагогические – живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку)  – в малообеспеченной семье;  – в семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)  – перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптации)  – другое   2   Поведенческие – имеют стойкую неуспеваемость  – прогуливают, пропускают занятия без уважительных причин  – другое   ...       – имеют стойкие нарушения поведения  – трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями  – повышенная тревожность  – употребление психоактивных веществ  – другое            

Группы риска

Группы критериев

Критерии, определяющие «группу риска»

Номера по классному журналу

Медицинские

Социальные

1

Дети: – имеют хронические заболевания внутренних органов – имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи – часто и длительно болеют (пропускают по болезни более 40 учебных дней в году) – состоят на учете у психоневролога – перенесли сложные медицинские операции – перенесли стрессы

Учебно- педагогические

живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку) – в малообеспеченной семье; – в семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) – перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптации) – другое

 

2

 

Поведенческие

имеют стойкую неуспеваемость – прогуливают, пропускают занятия без уважительных причин – другое

 

...

 

 

 

имеют стойкие нарушения поведения – трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями – повышенная тревожность – употребление психоактивных веществ – другое

 

 

 

 

 

 

Физиологические отклонение от нормы

Физиологические отклонение от нормы

Эстетические нарушения нормы Субэстетика

Эстетические нарушения нормы

Субэстетика

Правовые нарушения

Правовые нарушения

Этические нарушения

Этические нарушения

трансформация, перестройка внутреннего мира человека критическая ситуация порождает следующие противоречия, способствующие развитию девиантного поведения у подростков: 1) противоречие образа «Я» - возникает в момент ощущения человеком «утраты себя» и еще не наступившего «обретения себя», противоречие смыслов и их содержания; вследствие этого возникает смыслоутратность; 2) возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается переживанием-преодолением его самого и ситуации в целом; это ведет к трансформации личности; 3) психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы этой трансформацией, коренящейся в критической ситуации его существования

трансформация, перестройка внутреннего мира человека

  • критическая ситуация порождает следующие противоречия, способствующие развитию девиантного поведения у подростков:
  • 1) противоречие образа «Я» - возникает в момент ощущения человеком «утраты себя» и еще не наступившего «обретения себя», противоречие смыслов и их содержания; вследствие этого возникает смыслоутратность;
  • 2) возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается переживанием-преодолением его самого и ситуации в целом; это ведет к трансформации личности;
  • 3) психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы этой трансформацией, коренящейся в критической ситуации его существования
Виды (классификация) девиантного поведения Асоциальное поведение: агрессивное,  делинквентное (противоправное),  криминогенное (преступное).   Дезадаптивное  поведение: аффективное,  депривированное,  аутичное,  суицидальн ое,  аддиктивное. В основе:  нарушения социализации,  социально-педагогическая запущенность,  деформации регуляции поведения,  социальная дезадаптация,  десоциализация. В основе:  нарушения психического и личностного развития,  психическая депривация,  психологический дискомфорт.

Виды (классификация) девиантного поведения

Асоциальное поведение:

агрессивное, делинквентное

(противоправное), криминогенное

(преступное).

Дезадаптивное

поведение:

аффективное, депривированное, аутичное, суицидальн ое, аддиктивное.

В основе: нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения, социальная дезадаптация, десоциализация.

В основе: нарушения психического и личностного развития, психическая депривация, психологический дискомфорт.

Приложение 5  Уровни профилактики девиантного поведения Диапазон (уровень) школы Превентивный уровень Уровни Название 1 уровень ??? (стратегия сдерживания, работа после события) Цель Общая профилактика 2 уровень Контингент Содействие социально-психологической адаптации детей и подростков, организация внеклассной воспитательной работы Первичная профилактика 3 уровень Вторичная профилактика Выделение групп риска, сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения девиантного поведения, терапия кризисных состояний. Учащиеся Педагоги Родители [1] 4 уровень Дети и подростки группы риска [2] Преодоление безнадзорности и девиантного поведения несовершеннолетних, терапия кризисных состояний. Третичная профилактика Делинктвентные дети и подростки, стоящие на внутришкольном контроле, на учете ИДН,  ОДН . социальная реабилитация Дети и подростки, совершившие противоправные поступки, осужденные.

Приложение 5 Уровни профилактики девиантного поведения

Диапазон (уровень) школы

Превентивный уровень

Уровни

Название

1 уровень

??? (стратегия сдерживания, работа после события)

Цель

Общая профилактика

2 уровень

Контингент

Содействие социально-психологической адаптации детей и подростков, организация внеклассной воспитательной работы

Первичная профилактика

3 уровень

Вторичная профилактика

Выделение групп риска, сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения девиантного поведения, терапия кризисных состояний.

Учащиеся

Педагоги

Родители [1]

4 уровень

Дети и подростки группы риска [2]

Преодоление безнадзорности и девиантного поведения несовершеннолетних, терапия кризисных состояний.

Третичная профилактика

Делинктвентные дети и подростки, стоящие на внутришкольном контроле, на учете ИДН, ОДН .

социальная реабилитация

Дети и подростки, совершившие противоправные поступки, осужденные.

Эти компетенции следующие: «… политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
  • Эти компетенции следующие:
  • «… политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
  • компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более, чем одним языком; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».
  • компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более, чем одним языком;
  • компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
  • способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».
Алгоритм работы с детьми «группы риска» 1. Выделение детей «группы риска». Его можно проводить методом «просвечивания», или социального анкетирования. Специалистом заполняется матрица по определенным параметрам на всех детей учреждения. Происходит это при интервьюировании учителей, воспитателей, родителей. Для удобства выделяются четыре основные группы критериев: социальные, медицинские, учебные, поведенческие (см. табл.). В результате определяются дети, которые имеют неблагоприятные показатели в совокупности. Они-то и составляют «группу риска». Такую работу может провести социальный педагог. 2. Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, ведя наблюдение на уроках, переменах, обследуя домашние условия. 3. Психолог проводит углубленную индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального развития.

Алгоритм работы с детьми «группы риска»

  • 1. Выделение детей «группы риска». Его можно проводить методом «просвечивания», или социального анкетирования. Специалистом заполняется матрица по определенным параметрам на всех детей учреждения. Происходит это при интервьюировании учителей, воспитателей, родителей. Для удобства выделяются четыре основные группы критериев: социальные, медицинские, учебные, поведенческие (см. табл.). В результате определяются дети, которые имеют неблагоприятные показатели в совокупности. Они-то и составляют «группу риска». Такую работу может провести социальный педагог.
  • 2. Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, ведя наблюдение на уроках, переменах, обследуя домашние условия.
  • 3. Психолог проводит углубленную индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального развития.
4. Психолог и социальный педагог вместе ведут картотеку, занося в индивидуальную карту ребенка «группы риска» различные сведения социально-психологического характера. При необходимости организуют психолого-медико-педагогические консилиумы для определения маршрута обучения и воспитания ребенка. 5. На основании полученных сведений строится коррекционно-развивающая работа. Психологической основой этой работы является развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей, появление веры в духовный рост, удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении.
  • 4. Психолог и социальный педагог вместе ведут картотеку, занося в индивидуальную карту ребенка «группы риска» различные сведения социально-психологического характера. При необходимости организуют психолого-медико-педагогические консилиумы для определения маршрута обучения и воспитания ребенка.
  • 5. На основании полученных сведений строится коррекционно-развивающая работа. Психологической основой этой работы является развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей, появление веры в духовный рост, удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении.
Личный пример Терпение Перспектива в жизни Инструкция Положительное подкрепление Педагогическая поддержка Педагогическое требование Деятельность
  • Личный пример
  • Терпение
  • Перспектива в жизни
  • Инструкция
  • Положительное подкрепление
  • Педагогическая поддержка
  • Педагогическое требование
  • Деятельность
ПРОБЛЕМА   Порваны социальные связи РЕШЕНИЕ «Оснастить» верой Создать реальные уважительные отношения Поднять самооценку Вовлечь в деятельность
  • ПРОБЛЕМА
  • Порваны социальные связи
  • РЕШЕНИЕ
  • «Оснастить» верой
  • Создать реальные уважительные отношения
  • Поднять самооценку
  • Вовлечь в деятельность
Восстановление социального статуса детей «группы риска» подразумевает восстановление их социально – правового статуса как члена семьи, общества; здорового человека; статуса ребенка как учащегося; как члена коллектива сверстников.
  • Восстановление социального статуса детей «группы риска» подразумевает восстановление их социально – правового статуса как члена семьи, общества; здорового человека; статуса ребенка как учащегося; как члена коллектива сверстников.
Социальная компетентность содержательно представлена совокупностью политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной и индивидуально-личностной компетентностей. В качестве психолого-ориентированных структурных компонентов мы выделяем; знания и умения (когнитивный компонент), характеристики мышления (интеллектуальный компонент), опыт поведения, деятельности, общения (деятельностно-поведенческий компонент)
  • Социальная компетентность содержательно представлена совокупностью политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной и индивидуально-личностной компетентностей. В качестве психолого-ориентированных структурных компонентов мы выделяем; знания и умения (когнитивный компонент), характеристики мышления (интеллектуальный компонент), опыт поведения, деятельности, общения (деятельностно-поведенческий компонент)
Социальная компетентность Функционально-содержательные компоненты Поликультурная компетентность  Социально-коммуникативная компетентность Политическая и социальная компетентность Индивидуально-личностная компетентность Информационно-инструментальная компетентность Психологические характеристики Знания и умения  Характеристики мышления Опыт деятельности, поведения, общения

Социальная компетентность

Функционально-содержательные компоненты

Поликультурная компетентность

Социально-коммуникативная компетентность

Политическая и социальная компетентность

Индивидуально-личностная компетентность

Информационно-инструментальная компетентность

Психологические характеристики

Знания и умения

Характеристики мышления

Опыт деятельности, поведения, общения