Причины трудностей в обучении у детей с ОВЗ
Нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас.
Узость знаний и представлений об окружающем мире.
Несформированность пространственно-временных представлений.
Внимание: выражены трудности переключения внимания, снижены концентрация, устойчивость.
Мышление: низкий уровень сформированности операций классификации, сравнения, обобщения, недостаточно сформированы наглядно-образное и словесно-логическое формы мышления.
Восприятие слабо дифферинцируемое, незначительно нарушена целостность восприятия.
В деятельности: не выражен ориентировочный этап, характерны импульсивность, хаотичность действий, отсутствует самоконтроль.
Снижение обучаемости (понимает инструкцию только после разъяснения, осуществляет частичный перенос на аналогичные задания, затруднена автоматизация навыка).
Несформированность обобщающей и регулирующей функций слова.
Рекомендации учителя – дефектолога для педагогов.
а) предварительная ориентировка в задании, анализ инструкции к заданию, требований, предъявляемых к деятельности;
б) работа над планом деятельности, определение конечной цели и выбор средств для достижения этой цели;
в) коррекция импульсивности: строгий запрет необдуманных ответов и мало результативных действий, поощрение ребенка только в случае результативного ответа.
а) работа по подражанию (контролирующую функцию выполняет педагог);
б) работа по образцу (ребенок контролирует свою деятельность
посредством образца);
в) самостоятельная работа.
Избегание перенасыщения урока наглядностью, использование немногочисленного яркого и конкретного наглядного материала.
Формирование пространственно-временных представлений:
а) планирование дополнительного времени и разъяснительная работа при ориентации на листе бумаги, доске;
б) использование физминуток для формирования ориентации в схеме собственного тела, пространства;
в) использование на уроках математики оргмомента для уточнения временных представлений.
Переключение ребенка специальным приемом при переходе с одного вида деятельности на другой. Например, при переходе от решения примеров к задаче можно предложить задачу в стихах, задачи-шутки.
Побуждение мыслительной активности, развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Усиление регулирующей функции слова, формирование способности к речевому обобщению:
а) сопровождение речью выполняемых действий (ребенок повторяет образец речевого сопровождения за учителем, впоследствии дает словесный отчет самостоятельно);
б) формулирование вывода ребенком.
Расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире.