СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причёска и эпоха

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обсуждается роль причёски в обозначении статуса человека в средневековом обществе, её значение для внешности воина. Проводится параллель между причёсками разных народов, а также древностью и современностью. В статье обсуждается роль причёски в обозначении статуса человека в средневековом обществе, её значение для внешности воина. Проводится параллель между причёсками разных народов, а также древностью и современностью.

Просмотр содержимого документа
«Причёска и эпоха»

Причёска и эпоха.

Ващенкова Н.П.,

преподаватель истории


Аннотация. В статье обсуждается роль причёски в обозначении статуса человека в средневековом обществе, её значение для внешности воина. Проводится параллель между причёсками разных народов, а также древностью и современностью.


Ключевые слова: воин, историческая эпоха, причёска, стиль, чуб.


Выбор причёски тем или иным поколением – явление спонтанное или осознанное обозначение статуса? Удивительно, но в древности можно увидеть много параллелей в стилях и причёсках среди разных народов, а также найти аналоги причёсок давних времён в нашем времени!

Объект изучения – причёски касты воинов.

Цель – определить закономерность в выборе причёски, представителями определённых слоёв общества.

Методы: исследовательский; сравнительный.

На размышления меня натолкнула причёска киевского князя Святослава. Византийский историк так описывал внешность князя: «Был Святослав среднего роста, не очень низкий и не очень высокий, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совсем голая, но с одного боку свисала прядь волос – признак знатного рода. Одно ухо его украшала золотая серёжка, украшенная двумя жемчужинами». Просто настоящий казак на престоле. Именно так его назвал историк М. Грушевский.

Так всё же княжеский чуб или казацкий оселедец?

Длинные усы и немного поседевший оселедец являлись признаком опыта и спокойствия, а серебряная булава, которая блестела в сильной руке, напоминала всем о великой власти запорожского Кошевого атамана.

Однако, оселедец, как ни крути, не просто атрибут, не средневековая мода. Это признак отличия и определённого статуса. Другой вариант: коса на голове – знак того, что воин находится в состоянии священной войны и готов в любую минуту умереть за свою землю и свой род.

Чуб или оселедец – это не турецкая и нетипичная славяно-норманнская фризура, потому что варяги голову не брили и даже заплетали косички. Также косы заплетали китайцы и японцы. У некоторых норманнов были длинные чубы, но только у тех норманнов, которые общались со славянами. На голове норманнов такая причёска была признаком знати – ярлов. Норманны, завоевавшие Англию, имели бритые головы и широкие чубы спереди. Такая причёска была распространена и среди кельтов. Другие считали длинные пряди волос признаком божественности. В девятом столетии в династии Каролингов франкские воины носили причёску, которая напоминала казацкий чуб оселедец.

Чубы также носили древние германцы (готы) или остготы, проживавшие в степях Подонья и Причерноморья. Неудивительно, что эта причёска была распространена среди скандинавов и славян. Восточнославянские племена изображали своих идолов с усами, но без бород. Перун, у которого «ус злат», на миниатюрах древней летописи не имеет усов, как и бороды, зато выразительно виден чуб-оселедец. Совсем уж по-запорожски, ниспадающий к левому уху.

Историки утверждают, что скандинавы Киевской Руси 9-11 столетия брили бороду и голову. Придерживаясь княжеской военной традиции запорожцы, также, как и войско викинга Святослава, брили голову и бороду, оставляя только усы и чуб.

Необходимо отметить, что в средневековой Европе христианская церковь выступала против обычая отращивать на лице щетину. Козьма Пражский, описывая знатного чеха эпохи Борислава Грозного, выделял двойной чуб на его бритый голове.

Великая хроника, описывая последнего представителя родовой власти на польский престол, говорит, что голова его была брита наголо, за исключением одного пучка волос на макушке – это полная аналогия со Святославом. Похожая причёска была и у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской росписи.

На средневековых изображениях пруссов также присутствуют бритые бороды, длинные усы и коротко стриженые волосы, иногда чубы. В иконографической традиции Литвы изображённый Ягайло очень похож на князя Святослава. Такой же вид имела вся Литовская шляхта того времени. На острове Мальта в Часовне Арагона на надгробии великого магистра мальтийских рыцарей Николо Котонера, выполненного скульптором Доминике Гвиди, изображённый магистр похож на запорожца, который разрывает оковы. Искусствоведы сходятся во мнении, что это изображение литовского князя Радзивила, который был гребцом на галере в турецком плену и которого позднее освободили мальтийские рыцари.

И снова вопрос: почему у князя казацкая причёска?

Можно сделать вывод, что чуб был признаком определённого класса людей у разных народов, но какого именно?

У запорожских казаков чуб являлся символом особого статуса и имел строго регламентированный способ ношения – прядь обёрнута вокруг левого уха. Запорожец Головатый так объяснял великому князю Константину Павловичу: «Чубы непременно носили за левым ухом, как все знаки отличия и награды». Ведь саблю, шпагу, ордена носят слева. Лишить казака чуба считалось наибольшим позором.

В народе, необходимость для казака наличие чуба объяснялось, тем, что единственная возможность казаку попасть в рай, если ангел сможет вытянуть того за чуб на небо.

В Японии воины – буси (самураи) выделялись среди населения своей причёской (сакаяки) – выбритая передняя часть головы и собранные волосы в пучок на макушке или заплетённые в косичку.

Волосы на висках, которые специально не сбривались, получили название кобин — локон, оставляемый сбоку. Кобин был характерной чертой причёски самурая. Ремесленники и торговцы обязаны были сбривать его.

Типы причёски являлись показателем социальной принадлежности человека, всякое нарушение установленных правил грозило провинившемуся наказанием. Низшие сословия обязаны были носить только те причёски, которые определялись для них. Причёска являлась своеобразным мерилом, определявшим ранг человека.

Интересно, что борцы-сумоисты носили свою причёску ои-тёмагэ (пышный узел в форме листа дерева гингко) не только ради отличия, или красоты, а ещё для безумно важной цели! Высокая причёска, по убеждению сумоистов, не только служит атрибутом традиционного декора, но и амортизирует удар при падении.

Монгольские воины в 13 в. также использовали приём с причёсками, что обостряло и без того необычность их внешнего вида. Монах Вильгельм Рубрик писал, что монголы выбривают квадратом волосы на голове. От передних углов квадрата выбривались полосы к вискам, которые в результате создавали разорванное кольцо, обрамлявшее лицо. Чуб спереди не стригли, и он спускался до бровей. Оставшиеся на голове длинные волосы сплетали в две косицы, концы, которых за ушами связывали вместе.

Как ни крути, такая коса придавала лицу свирепый и воинственный вид, что считалось необходимым для воина.

Можно сделать вывод – выбритая голова и длинный чуб, (который мог называться по-разному: чуб, оселедец, кобин и д.р.), это не национальная причёска, а признак принадлежности к определённой касте – касте военных.

Не думайте, что этот стиль ушёл в небытие. В современной мужской причёске вновь популярны «хиптерские» причёски – длинные волосы, связанные в пучок или «топ кнот». Можно оставить длину только на макушке, а можно виски и затылок. К счастью дело не в вашем социальном статусе, а всего лишь в фантазии и индивидуальном вкусе.

Девушки в наше время также всем причёскам на длинные волосы предпочитают лаконичный пучок. Слабо связанные волосы, уложенные слегка небрежно, придают причёске романтические нотки, а гладкий, высокий пучок «гулька» уже больше подойдёт бизнес-леди. Не стоит также забывать об излюбленной причёске длинноволосых красоток – конском хвосте. Выглядит высокий гладкий хвост действительно воинственно, но при этом свежо и привлекательно, свидетельствуя о смелой натуре своей хозяйки. Причёска «пучок + хвост» на женских волосах зовётся хун-хант и подходит к любому образу. Девушки с удовольствием заимствуют элементы мужской причёски – выбритый затылок, или виски.

Современная причёска уже не имеет столь сакрального значения как в древности, и это указывает на стирание граней между различными социальными слоями.


Литература:

  1. Гутыря, Л.Г. Парикмахерское мастерство. – Харьков: Фолио, 2007.- 478 с.

  2. Мужской пучок для образа хипстера и городского самурая [Электронный ресурс] Режим доступа: http://backstage.by/dlya-muzhchin/muzhskoj-puchok.html

  3. Причёски самураев и сумоистов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hnh.ru/culture/Hairstyles_of_the_samurai_and_sumo

  4. Прически японских самураев [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hairwiki.ru/pricheski-yaponskix-samuraev/

  5. Сыромятникова, И.С. Искусство грима и причёски: Учеб. пособие. – М: Высш. шк., 2000. – С. 76 – 97.

  6. Чеславский О. Казацкий чуб – причёска или символ? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fakeoff.org/history/kozatskiy-chub-pricheska-ili-simvol-chto-zhe-on-deystvitelno-oboznachaet

  7. Чуприна - причёска древнерусских князей, запорожских казаков. И не только. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://chaly58.livejournal.com/64588.html