СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложения с однородными членами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 кл .Тема урока:      Предложения с однородными членами.

Цели урока : расширить и углубить знания об однородных членах предложения;

познакомить с предложениями, содержащими несколько рядов однородных членов.

Задачи урока :        

образовательная: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме, различать простое осложненное предложение и сложносочиненное.

–  развивающая:         формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания.

воспитательная:    содействовать воспитанию и формированию правильной, грамотной речи, воспитывать любовь к родному краю.

Просмотр содержимого документа
«Предложения с однородными членами»

8 кл .Тема урока: Предложения с однородными членами.

Цели урока : расширить и углубить знания об однородных членах предложения;

познакомить с предложениями, содержащими несколько рядов однородных членов.

Задачи урока :        

образовательная: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме, различать простое осложненное предложение и сложносочиненное.

–  развивающая:         формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания.

воспитательная:    содействовать воспитанию и формированию правильной, грамотной речивоспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: учебник, карточки с дидактическим материалом; условная карта маршрута, иллюстрации Керчи.

Тип урока: урок- путешествие.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по нашему городу-герою Керчь. В любое путешествие отправляются с определенной целью. Есть она и у нас. А путешествовать вы будете со мной.


  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Использовать будем условную карту, одновременно изучая тему, а вот какую ­- вы попробуете определить сами.

Учитель. Мы побываем в самых интересных местах нашего города. За успешное выполнение заданий во время путешествия активные ребята будут отличаться звездами. По этим звездам мы определим лучшего путешественника.

Итак, курс наш лежит по морю к берегам Керчи. У путешественников представилась возможность полюбоваться белыми чайками, парящими в небе. Прелесть этого зрелища в полной мере поможет ощутить стихотворение Татьяны Платоновой «Чайке белой снится море».







Задание. Слушаем текст, обращаем внимание на мелодичность и ритм стихотворения (Звучит музыка). Постарайтесь с одного раза его запомнить.

Чайке белой снится море,

берег модный, бриз, волна,

гуща водорослей, корни

сосен хвойных глубина

Чайке снится небо, скорость,

ветер в крыльях, парус, плеск,

соль на камнях, невесомость,

искры солнца, звездный блеск.

Вопрос к учащимся

Понравилось вам стихотворение? О чем оно? Ответы учащихся


Задание. Нам нужно дописать предложение. Для этого откройте тетради, запишите число, классная работа. Для работы у доски приглашается Куриленко Данил.

(учащиеся записывают предложение в тетради, Куриленко на доске)

Чайке белой снится море… ( берег, волны, водоросли, сосны, глубины…)

Задание. Сделать синтаксический разбор простого предложения (это простое предложение, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными членами)



Учитель. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока. (Ребята сами её называют) Записываем в тетрадь.

  1. Восприятие учащимися учебного материала.

Вопросы к учащимся.

- Как называются слова, которыми вы дополнили предложение? (Однородные члены)

- На какой вопрос они отвечают? ( на один и тот же)

- Каким членом предложения выступает? (одним и тем же членом предложения)

- К какому слову относится? (к одному и тому же слову)

- Чем выражены? (одной и той же частью речи)

- Что мы должны соблюдать при чтении текста? (интонацию перечисления)



Учитель. (сообщение темы и цели урока.) Чтобы благополучно вернуться в школу, нам необходимо запастись знаниями, усердием и стремлением достичь цели. Вы должны научиться распознавать предложения с однородными членами; расставлять знаки препинания в них; самостоятельно строить их, выразительно читать предложения с однородными членами и уметь использовать их в речи.


Учитель. Вот на горизонте показалась земля. Мы прибыли в город через паромную переправу, вступили на древнюю Керченскую землю и давайте поприветствуем наш город стихотворением известного поэта Всеволода Азарова (тексты перед вами.Читает один ученик) Звучит музыка. – Понравилось стихотворение?

На доске - иллюстрация древней турецкой крепости Ени-Кале.







«ЗДРАВСТВУЙ, ГОРОД КЕРЧЬ"
Здравствуй, Керчь, великой славы город.
Молодых преданий и легенд.
Легкая походка, зоркость взора,
За плечами плеск матросских лент.
Город рыбаков и металлургов,
Город героических солдат.
Это в вашу честь светло и мудро
Свой огонь вздымает Митридат.


Учитель. Ваша задача назвать однородные члены, которые встречаются в тексте.

Ответы учащихся

Учитель. Разыграем игровую ситуацию. Представьте, к вам приехал друг из другого города. Вам надо показать ему самые красивые места. Куда бы вы его повели?

Ученики предлагают посетить различные исторические места города-героя Керчи

Диалог.



Учитель. Мы находимся в самом сердце Керчи, у подножия горы Митридат. Подняться туда нелегко, так как там 432 ступенек. Но мы это сделаем быстро, выполнив терминологический диктант. Вспомним основные понятия, которые вы изучали раньше, потому что большинство из них нам понадобятся при изучении темы. Предложения с однородными членами.

Терминологический диктант (устно)

Задание. Я зачитываю развернутое определение, а вы отвечаете одним словом. За правильный ответ ученик получает звездочку.

  1. Слово или сочетание слов, называющие лицо или предмет, к которому обращаются с речью (обращение).

  2. Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении (подлежащее).

  3. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (определение).

  4. Главный член предложения, который обозначает действие предмета (сказуемое).

  5. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель (обстоятельство).

  6. Разговор двух и более лиц (диалог).

  7. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (дополнение).

  8. Односоставные предложения, в которых главный член обозначает действие независимо от деятеля (безличное).

  9. Предложение, в котором пропущен какой-либо член, главный или второстепенный (неполное).

  10. Речь одного лица (монолог).

  11. Предложение, в котором есть второстепенный член (распространенное).

  12. Односоставные предложения, в которых главный член называет предмет, явление и утверждает его наличие (назывное).

Проверка выполнения задания.


Учитель. Как вы думаете, какие понятия нам понадобятся при изучении нашей темы (понадобятся глаголы и второстепенные. члены предложения.)

Ответы учащихся


  1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника

Учитель. Мы на вершине Митридата. Перед нами необъятные просторы нашего города. (обращение к иллюстрации)

- Что можно увидеть с горы? Мы раскрыли для себя красоту родного города. И теперь самое время раскрыть учебник на стр. и найти то, что мы уже знаем, а потом то, новое, о чем мы еще не говорили.

Ответы учащихся


Работа с таблицей (у каждого ученика на столе.)

Учитель. Чаще всего в нашей речи мы встречаем фразеологизмы. Прочитайте. Придумайте предложения.

Проверка выполнения задания

Учитель. Запомните, они не являются однородными членами.


Тренировочное упражнение.

Учитель. Мы находимся у обелиска Славы, где высечены имена героев, погибших за освобождение нашего города. 148 героев получили звание Героя Советского Союза. Среди них отважная летчица Женя Руднева. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения о Жене Рудневой. Когда-то она мечтала стать астрономом, но мечта не сбылась, она погибла в небе над Керчью. Теперь именами павших героев Керчи называют улицы, школы и звезды. Многие из вас тоже будут звездочками урока.


Задание. Прослушайте текст, найдите однородные члены предложения и выписывать вместе с союзами, при помощи которых они соединяются в предложении. Выборочный диктант


Ночь. Тьма. Лишь яркий свет ракет

Порой то вспыхнет, то погаснет.

Нет, не забыли солнце мы и свет,

Мы вырвем у врага утерянное счастье!


Проверка выполнения задания. То вспыхнет, то погаснет – разделит . союз; солнце и свет – соединит. Союз. Схема: то О, то О; О и О.

Работа по учебнику.

Задание. Давайте откроем учебник на стр. 122 и посмотрим, какие бывают сочинительные союзы. Знания по изучению союзов нам нужны, так как от этого зависит, когда мы ставим запятую, а когда нет.

Проверка выполнения задания



Творческая работа.

Учитель. С горы Митридат видны и Аджимушкайские каменоломни.

Каждый, кто приезжает в Керчь, стремится побывать там. Это одна из героических страниц Великой Отечественной войны. Придумать предложение об этой страничке нашего города, используя однородные члены, употребляя союзы, которые перед вами. (записать в тетрадь, 1 у доски)

Например: Герои Аджимушкая навечно вошли в сердце и память народа.


Учитель. Путешествие по Керчи будет неполным, если мы не побываем в рыбацком поселке Эльтиген. Именно здесь, в ноябре 43 года высадились первые эшелоны десантников и началось освобождение нашего города.Мы снова обратимся к строчкам Всеволода Азарова и запишем их.

Работает у доски 1 ученик, остальные учащиеся – в тетрадях.



Задание. Расставить знаки препинания, найти однородные члены, подчеркнуть. Обратить внимание, что в одном предложении 3 ряда однородных членов.

Светят вечные очи и звезды, плещут волны и крылья легенд в этом имени светлом и грозном - Эльтиген.

Проверка выполнения задания.


Практическая работа. У каждого ученика тестовое задание.

Задание. Обменяйтесь работами. Проверим ваши знания тестовыми заданиями. Сверьте ответы с теми, что записаны на доске. Рядом с правильным ответом ставьте знак + (взаимопроверка)

Код: 1 в, 2 а, 3 а, 4 а. 5 б.


  1. Подведение итога урока. Рефлексия.

Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Мы побывали в разных уголках нашего города и снова оказались в школе. Подведем итоги нашего путешествия. Подсчитайте количество звезд, которые вы получили на уроке. Выставим оценки.

10 – 9 звезд оценка пять.

Шесть – 8 - 4

5 - 4 - 3

3 и меньше 2.

Учитель. Поднимите руки те, кто получил за урок оценку пять, …


Рефлексия. Форма микрофона

Учитель. Используя простое предложение, скажите,

- что мы сегодня изучали.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какую синтаксическую роль они могут выполнять в предложении?

- Какие сочинительные союзы вы знаете?

- Где мы с вами побывали?

- Добились ли цели?

Ответы учащихся


  1. Домашнее задание. Упр. 73, стр. 123 , выучить правило.

Творческим ученикам. Составить и записать 5 предложений с однородными членами на тему: «Каким бы я хотел видеть город в будущем?»



«На закуску»

Закончить предложения рядами однородных членов, определите их синтаксическую роль.

Ветер по морю гуляет (и кораблик подгоняет).

Жили – были дед и баба.

Отгадайте загадки. Составить схему

  1. И месяц, и звезды на нем отражаются. Как это зеркало называется? (Море)

  2. Он морской, но добрый волк, в море синем знает толк (Капитан)

  3. Гриб прозрачный, водяной приплыл к берегу с волной (Медуза)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!