СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 8 классе учащиеся начинают изучение нового и увлекательного предмета - химии. Разрабатывая данный урок старалась его сделать интересным, чтоб ребят мотивировать на дальнейшее изучение.

Просмотр содержимого документа
««Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства"»

8 кл.

Урок 1 «Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Вводный инструктаж по ТБ».

Тип урока: урок изучения новых знаний (УИНЗ).



Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.

Задачи:

образовательная: сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.

развивающая: развитие логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.

Форма организации урока: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.

Методы и методические приемы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный

  • словесный;

  • наглядный;

  • работа с доской;

  • работа с таблицей;

  • работа с тетрадью.

Оборудование: компьютер, проектор; гвоздь, колба, линейка.

Реактивы: медь,сера ,алюминий, хром, стакан с водой, магнит, сода, уксусная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин, серная кислота, нитрат бария.


ХОД УРОКА:

1. Организационный этап:

1. Приветствие.

2. Определение отсутствующих.

3. Проверка готовности к уроку.


2. Введение в курс предмета. Мотивация. Здравствуйте, ребята. Сегодня вы впервые пришли в кабинет, где происходят чудеса. Да-да, вы не ослышались, именно так, здесь вы все будете немножко волшебниками. А я помогу вам в этом. Зовут меня …….. А предмет, который мы будем с вами изучать, называется “химия”. Химия – это одна из самых интересных наук. Ведь повсюду, куда бы мы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств. Я думаю, что все вы пили чай с лимоном. Пили и, наверное, не задумывались, что в чайной чашке происходит самая настоящая химическая реакция. Посмотрите, у меня на столе два стакана чая, в один из них я положила кусочек лимона. Вы видите разницу?

Учащиеся: Разница очевидна. Чай с кусочком лимона стал светлый.

Учитель: Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Что такое химические реакции, какие они бывают, от чего зависит скорость химической реакции, и многое другое вы узнаете на уроках химии. А теперь мысленно вернитесь в седьмой класс на уроки физики и вспомните, что изучает этот предмет.

Учащиеся: Физические тела.



3. Изучение нового материала.

Учитель: Верно. Я вам напомню, что любой предмет, любое живое существо ученые называют телом. Компьютер, книга, дерево, птица, кусок сахара, проволока – это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Все физические тела состоят из веществ. У меня на столе находятся физические тела, можно сказать и проще – предметы. Ответьте мне, пожалуйста, из каких веществ они состоят.

Учащиеся: Гвоздь из железа, колба из стекла, линейка из пластмассы.

Учитель: Так что же такое вещество?

Вещество - это то, из чего состоит физическое тело, вид материи, имеющий массу.

А могут разные тела состоять из одного и того же вещества? Если могут, приведите примеры.

Учащиеся: Из стекла могут быть изготовлены посуда, лампочки, оконные стекла и т. д. Из пластмассы – мешки, линейки, ручки, штатив и т. п.

Задание 1

Как вы считаете, из каких веществ (горизонтальный столбик) состоят перечисленные в таблице тела (вертикальный столбик)? Напротив верного ответа, в пустую клетку, поставьте звездочку. Сделайте вывод, что такое вещество.

 

Алюминий

Вода

Сахар

Золото

Железо

Стекло

Гвоздь

 

 

 

 

*

 

Стакан

 

 

 

 

 

*

Цепочка

 

 

 

*

 

 

Снежинка

 

*

 

 

 

 

Карамель

 

 

*

 

 

 

Проволока

*

 

 

 

 

 

Айсберг

 

*

 

 

 

 





При правильном заполнении таблицы вы увидите фигуру, напоминающую ковш.

Учитель: Молодцы.





Учитель сообщает:

Свойства веществ - это признаки , по которым одни вещества отличаются от других.

Из курса физики, учитель вместе с обучающимися вспоминает какими свойствами обладают вещества.

Задание 2

Назовите как можно больше веществ, из которых можно сделать физическое тело- стакан. Назовите как можно больше физических тел, сделанных из стекла, полиэтилена, железа.

ВЫВОД: Из нашей с вами беседы можно сказать, что все вещества отличаются друг от друга по внешним признакам. Эти признаки называются физическими свойствами. Какие свойства называют физическими?



К физическим свойствам относятся:

  • Агрегатное состояние;

  • Цвет;

  • Запах;

  • Блеск;

  • Плотность;

  • Растворимость;

  • Тепло- и электропроводность;

  • Твердость;

  • Пластичность;

  • Температуры кипения и плавления.



Теперь я продемонстрирую образцы веществ (медь ,серу ,алюминий, хром).

Действие:

 а) магнита на железные опилки и на серу,
б) помещаем железные опилки и серу в стакан с водой.
в ) фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы.



Физические свойства веществ изучает физика. У веществ есть еще и химические свойства.



Демонстрация.

сода + уксусная кислота →

гидроксид натрия + фенолфталеин →

серная кислота + нитрат бария →



Вопрос: Что произошло с веществами? Почему вы решили, что вещества прореагировали друг с другом? Какие изменения веществ вы заметили?

Учащиеся: При смешивании веществ мы наблюдали выделение газа, изменение окраски, выпадение осадка. Происходит химическая реакция.

Учитель: Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми веществами, посмотрели чудесные превращения этих веществ. А теперь попытайтесь ответить на вопрос: “Что такое химия?” Посмотрите на экран, здесь написано начало определения (химия – это…). Давайте вместе попробуем его закончить.

Учащиеся: Химия – это наука о веществах, их превращениях.

Учитель: Верно. Но более точно определение звучит так: химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Она изучает строение и состав, а также зависимость свойств вещества от состава и строения.



Как вам известно, из курса физики вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы чрезвычайно малы и на кончике иглы их может уместиться миллиарды. Тем не менее, наука достигла такого уровня, что различает атомы по размерам, массе и свойствам. В настоящее время различают 110 видов атомом, из которых состоят все вещества. Таким образом: химический элемент – определенный вид атомов.



Каждый химический элемент имеет 3 формы существования: свободные атомы; простые вещества; сложные вещества. Атомы могут существовать изолированно друг от друга в виде свободных атомов, а могут объединяться друг с другом в молекулы. Если объединяются одинаковые атомы, то образуются простые вещества, а если разные – сложные вещества, (упр.6 стр.10)



4. Физкульминутка.

ребятам демонстрируются карточки с изображением атомов разных видов (раздаются несколько одинаковых карточек для возможности создания разных комбинаций простых и сложных веществ):

По команде “Атомы хаос” – атомы двигаются; по команде “простое вещество ” - учащиеся объединяются в группы атомов одного вида; “сложное вещество” – в группы атомов разных видов произвольного количества. Задачу можно усложнить, если конкретизировать количество атомов в простом веществе (два, три) и количество атомов в сложном веществе (два, три и т.д.)



Учитель: В быту вы тоже не обойдётесь без химических знаний, которые правильно и по назначению помогут вам использовать химические вещества. Иначе можно поплатиться здоровьем (приводятся примеры про ртуть, уксус, стиральные порошки, косметику).
Итак, наш урок подходить к завершению. Настало время подвести итоги.



5. Закрепление изученного материала.

Учитель, предлагает ребятам поиграть:

Называю вещество – дружно хлопаем в ладоши. Называю тело – слушаем в классе тишину.

Например: серьги, медь, гвоздь. соль, стекло, ведро, сода, кастрюля, глюкоза, алюминий)

Вопросы для фронтальной беседы.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Что называется физическим телом?

  • Приведите несколько примеров физических тел.

  • Что такое вещество?

  • Назовите известные вам вещества.

  • Что называют химическим элементом?

  • Какие вещества называют простыми, а какие сложными?

  • Что изучает химия?

  • Как мне записать в журнале тему нашего урока?



6. Домашнее задание:

  1. § 1; упр.3, 8, 9 стр. 10-11.

  2. Выучить определения.



  1. Рефлексия.


В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого продолжите предложения, посвященные сегодняшнему дню.
Сегодня я  узнал____________________________________________
Я удивился_________________________________________________
Я хотел бы______________________________________________ 





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!