8 кл.
Урок 1 «Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Вводный инструктаж по ТБ».
Тип урока: урок изучения новых знаний (УИНЗ).
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.
Задачи:
образовательная: сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.
развивающая: развитие логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Форма организации урока: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Методы и методические приемы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный
словесный;
наглядный;
работа с доской;
работа с таблицей;
работа с тетрадью.
Оборудование: компьютер, проектор; гвоздь, колба, линейка.
Реактивы: медь,сера ,алюминий, хром, стакан с водой, магнит, сода, уксусная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин, серная кислота, нитрат бария.
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап:
1. Приветствие.
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности к уроку.
2. Введение в курс предмета. Мотивация. Здравствуйте, ребята. Сегодня вы впервые пришли в кабинет, где происходят чудеса. Да-да, вы не ослышались, именно так, здесь вы все будете немножко волшебниками. А я помогу вам в этом. Зовут меня …….. А предмет, который мы будем с вами изучать, называется “химия”. Химия – это одна из самых интересных наук. Ведь повсюду, куда бы мы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств. Я думаю, что все вы пили чай с лимоном. Пили и, наверное, не задумывались, что в чайной чашке происходит самая настоящая химическая реакция. Посмотрите, у меня на столе два стакана чая, в один из них я положила кусочек лимона. Вы видите разницу?
Учащиеся: Разница очевидна. Чай с кусочком лимона стал светлый.
Учитель: Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Что такое химические реакции, какие они бывают, от чего зависит скорость химической реакции, и многое другое вы узнаете на уроках химии. А теперь мысленно вернитесь в седьмой класс на уроки физики и вспомните, что изучает этот предмет.
Учащиеся: Физические тела.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Верно. Я вам напомню, что любой предмет, любое живое существо ученые называют телом. Компьютер, книга, дерево, птица, кусок сахара, проволока – это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Все физические тела состоят из веществ. У меня на столе находятся физические тела, можно сказать и проще – предметы. Ответьте мне, пожалуйста, из каких веществ они состоят.
Учащиеся: Гвоздь из железа, колба из стекла, линейка из пластмассы.
Учитель: Так что же такое вещество?
Вещество - это то, из чего состоит физическое тело, вид материи, имеющий массу.
А могут разные тела состоять из одного и того же вещества? Если могут, приведите примеры.
Учащиеся: Из стекла могут быть изготовлены посуда, лампочки, оконные стекла и т. д. Из пластмассы – мешки, линейки, ручки, штатив и т. п.
Задание 1
Как вы считаете, из каких веществ (горизонтальный столбик) состоят перечисленные в таблице тела (вертикальный столбик)? Напротив верного ответа, в пустую клетку, поставьте звездочку. Сделайте вывод, что такое вещество.
| Алюминий | Вода | Сахар | Золото | Железо | Стекло |
Гвоздь | | | | | * | |
Стакан | | | | | | * |
Цепочка | | | | * | | |
Снежинка | | * | | | | |
Карамель | | | * | | | |
Проволока | * | | | | | |
Айсберг | | * | | | | |
При правильном заполнении таблицы вы увидите фигуру, напоминающую ковш.
Учитель: Молодцы.
Учитель сообщает:
Свойства веществ - это признаки , по которым одни вещества отличаются от других.
Из курса физики, учитель вместе с обучающимися вспоминает какими свойствами обладают вещества.
Задание 2
Назовите как можно больше веществ, из которых можно сделать физическое тело- стакан. Назовите как можно больше физических тел, сделанных из стекла, полиэтилена, железа.
ВЫВОД: Из нашей с вами беседы можно сказать, что все вещества отличаются друг от друга по внешним признакам. Эти признаки называются физическими свойствами. Какие свойства называют физическими?
К физическим свойствам относятся:
Теперь я продемонстрирую образцы веществ (медь ,серу ,алюминий, хром).
Действие:
а) магнита на железные опилки и на серу,
б) помещаем железные опилки и серу в стакан с водой.
в ) фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы.
Физические свойства веществ изучает физика. У веществ есть еще и химические свойства.
Демонстрация.
сода + уксусная кислота →
гидроксид натрия + фенолфталеин →
серная кислота + нитрат бария →
Вопрос: Что произошло с веществами? Почему вы решили, что вещества прореагировали друг с другом? Какие изменения веществ вы заметили?
Учащиеся: При смешивании веществ мы наблюдали выделение газа, изменение окраски, выпадение осадка. Происходит химическая реакция.
Учитель: Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми веществами, посмотрели чудесные превращения этих веществ. А теперь попытайтесь ответить на вопрос: “Что такое химия?” Посмотрите на экран, здесь написано начало определения (химия – это…). Давайте вместе попробуем его закончить.
Учащиеся: Химия – это наука о веществах, их превращениях.
Учитель: Верно. Но более точно определение звучит так: химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Она изучает строение и состав, а также зависимость свойств вещества от состава и строения.
Как вам известно, из курса физики вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы чрезвычайно малы и на кончике иглы их может уместиться миллиарды. Тем не менее, наука достигла такого уровня, что различает атомы по размерам, массе и свойствам. В настоящее время различают 110 видов атомом, из которых состоят все вещества. Таким образом: химический элемент – определенный вид атомов.
Каждый химический элемент имеет 3 формы существования: свободные атомы; простые вещества; сложные вещества. Атомы могут существовать изолированно друг от друга в виде свободных атомов, а могут объединяться друг с другом в молекулы. Если объединяются одинаковые атомы, то образуются простые вещества, а если разные – сложные вещества, (упр.6 стр.10)
4. Физкульминутка.
ребятам демонстрируются карточки с изображением атомов разных видов (раздаются несколько одинаковых карточек для возможности создания разных комбинаций простых и сложных веществ):

По команде “Атомы хаос” – атомы двигаются; по команде “простое вещество ” - учащиеся объединяются в группы атомов одного вида; “сложное вещество” – в группы атомов разных видов произвольного количества. Задачу можно усложнить, если конкретизировать количество атомов в простом веществе (два, три) и количество атомов в сложном веществе (два, три и т.д.)
Учитель: В быту вы тоже не обойдётесь без химических знаний, которые правильно и по назначению помогут вам использовать химические вещества. Иначе можно поплатиться здоровьем (приводятся примеры про ртуть, уксус, стиральные порошки, косметику).
Итак, наш урок подходить к завершению. Настало время подвести итоги.
5. Закрепление изученного материала.
Учитель, предлагает ребятам поиграть:
Называю вещество – дружно хлопаем в ладоши. Называю тело – слушаем в классе тишину.
Например: серьги, медь, гвоздь. соль, стекло, ведро, сода, кастрюля, глюкоза, алюминий)
Вопросы для фронтальной беседы.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что называется физическим телом?
Приведите несколько примеров физических тел.
Что такое вещество?
Назовите известные вам вещества.
Что называют химическим элементом?
Какие вещества называют простыми, а какие сложными?
Что изучает химия?
Как мне записать в журнале тему нашего урока?
6. Домашнее задание:
§ 1; упр.3, 8, 9 стр. 10-11.
Выучить определения.
Рефлексия.
В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого продолжите предложения, посвященные сегодняшнему дню.
Сегодня я узнал____________________________________________
Я удивился_________________________________________________
Я хотел бы______________________________________________
6