СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметная неделя (обслуживающий труд)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке дан план проведения предметной недели по обслуживающему труд, а также размещены сценарии мероприятий в рамках проведения недели:"Приглашение к столу" - посиделки-девичник для 5-6 классов, "А ну-ка, девочки!"- конкурс для 7 классов, "Путешествие по кухням мира" - конкурс эрудитов для 8-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Предметная неделя (обслуживающий труд)»


Неделя трудового обучения (обслуживающий труд)


Цели:


  • Через игру расширить и углубить знания учащихся по предмету «Трудовое обучение»;

  • Развивать интерес к предмету «Трудовое обучение»;

  • Способствовать приобретению важных жизненных умений;

  • Создать благоприятные условия для становления творческой личности;

  • Содействовать профессиональному самоопределению школьников.


























План проведения

недели трудового обучения

(обслуживающий труд)


День первый: День этикета

23.11.2011 г.

«Приглашение к столу»

(посиделки-девичник в 5-6 классах)



День второй: День умелых ручек

24.11.2011 г.

1. «А ну-ка, девочки!»

(конкурс для учащихся 7 класса)


2. Выставка поделок «Очумелые ручки»




День третий: День кулинарии

25.11.2011 г.

«Путешествие по кухням мира»

(конкурс эрудитов 8-9 классов)











Приглашение к столу

(посиделки-девичник в 5-6 классах)


Оформление: кофейный и столовый сервизы, ложки, вилки, стаканы, маленькие ложки, скатерть, вазочки с цветами; организована выставка книг по кулинарии, сервировке стола, правилам хорошего тона и т.д.


Ход посиделок

  1. Введение в тему.

Ведущая. Здравствуйте, дорогие гости! Вы помните, как говорится об обрядах у Антуана де Сент-Экзюпери?

«- Лучше приходи всегда в один и тот же час, попросил Лис... – Нужно соблюдать обряды.

- А что такое обряды? – спросил Маленький принц.

- Это нечто забытое, - объяснил Лис.

-Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие...»

Ведущая. Какие же дни бывают не похожими на остальные? (Именины, дни рождения, Новый год и др.)

Ведущая. Как радостно в такие дни пойти в гости к добрым друзьям и как приятно видеть дома близких людей. Гостеприимство – умение принимать гостей радушно. Поэтому, приглашая гостей, вы непременно должны продумать весь праздник, и хорошо, если ваша программа сразу заставит улыбнуться гостей. А сегодня вы в гостях у меня, и чтобы легче было общаться, давайте разделимся на две команды и придумаем им названия. Кстати, дома на празднике вы тоже можете объединиться в команды.

(Участники посиделок придумывают названия команд. Напр., «Малинка», «Персик», «Поварешки» и т.д.)

  1. Разминка.

Задание 1. Сочинить приглашение на семейное торжество (день рождения, юбилей и т.д.) за 5 мин.

Оценивается правильность составления приглашения, соответствие нормам этикета, его оригинальность.

Задание 2. Ответить на вопросы по правилам этикета. Листочки с вопросами находятся в коробочке «Черный ящик». Участники игры по очереди вытягивают вопросы, и после обсуждения отвечают.

Примерные вопросы

- Сколько времени ждут опоздавших гостей? (15 мин., затем хозяйка приглашает гостей за стол).

-Что значит быть внимательной хозяйкой? (это значит видеть гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто впервые в доме, уделить больше внимания)

- Можно ли приходить в гости раньше назначенного времени? (Нет. Нужно приходить или вовремя, или на 5-10 мин. позже).

- Можно ли за общим столом шептаться? (нет).

  1. Игра «Прочти пословицу»

Ведущая. Готовясь к встрече гостей и разбирая посуду, мы случайно разбили тарелки, на которых были написаны поговорки и пословицы.

Команды получают наборы частей (осколков) тарелок, которые нужно восстановить. В наборе могут быть части как от одной тарелки, так и от двух или трех.

Предлагаемые пословицы

    • Будь как дома, но не забывай, что в гостях.

    • Встречают гостя по платью, а провожают по уму.

    • Добрый гость, всегда в пору.

    • В этом доме и вода, что мед.

    • Для доброго гостя и ворота настежь.

    • Праздник придет – гостей приведет.

    • Дорогие гости, вас не вывести, стол не вынести?

    • Запасливый гость без ложки не ходит.

  1. Конкурс «Сложи салфетку».

Ведущая. Чем хозяйка может удивить гостей? Ну, конечно же, красиво сервированным столом!

В разные времена существовали различные представления об эстетике сервированного стола. Вот каким образом потчевал гостей Плиний младший (60-е годы нашей эры): «... из скамьи, словно под тяжестью возлежащих, по трубочкам течет в каменную чашу вода; чаша вделана в изящную мраморную доску стола; вода, регулируемая скрытым механизмом, наполняет ее, никогда не переливаясь через край. Посуду с кушаньями тяжелыми ставят по краям; легкая плавает кругом на игрушечных корабликам и птичках».

Если бы вы задумали подражать римлянам, гостей пришлось бы усаживать в ванной. Мы все-таки поступаем проще: сервизы, вазы, столовые приборы расставляем все одинаково. А вот где мы можем проявить фантазию, так это при складывании салфеток.

  1. Игра «Кухня без секретов»

Ведущая. Как пригласить гостей, как красиво накрыть на стол, знаете ли вы и умеете? А слышали ли вы о тайнах приготовления блюд?

Задание. Угадать, о приготовлении каких блюд идет речь.

  1. Засыпаем смолотый ............ в джезву, добавляем по вкусу сахару и чуточку соли, добавляем воды и, слегка помешав, ставим на огонь. Как только шапка пены поднимется, снимаем джезву с огня, вливаем половину чайной ложки ледяной кипяченой воды, чтобы быстрее осела ..........., и подаем к столу. (Кофе).

  2. Кастрюля должна быть невысокой, широкой, чтобы ...... в ней не было тесно. Вода должна заполнять ее на три четверти или две трети. Воду подсолить сразу после закипания. Варка длится 8-12 мин. ................ сварились, но блюдо еще не готово. Их нужно осторожно вынуть шумовкой и сложить в сотейник. Хороший кулинар обязательно убедиться, что ............. сбросили воду, сцедит ее, да еще слегка подсушит их. И затем ............. раскладываются на тарелки, поливают сметаной, медом или сиропом. (Вареники)

Ведущая. Не, что же, теперь я уверена, что вы сможете принять гостей по всем правилам, и ваш дом будет гостеприимным. Друзья, я надеюсь, что у вас появилось желание, придя домой, попробовать себя в роли гостеприимных хозяев. От всей души желаю вам успеха, чтобы вам и вашим близким всегда уютно дома.


- Сколько времени ждут опоздавших гостей?

-Что значит быть внимательной хозяйкой?

- Можно ли приходить в гости раньше назначенного времени?

- Можно ли за общим столом шептаться?



А ну-ка, девочки!

(конкурс для учащихся 7 класса)

Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы увидеть таланты наших девочек в ведении домашнего хозяйства, оценить их привлекательность и очарование, юмор и находчивость. Итак, начинаем нашу конкурсную программу.

Конкурс «Разминка»

Ведущий предлагает каждому из команды достать из «черного ящика» вопросы:

  • Юбка – это плечевой или поясной вид изделия? (юбка – поясной вид изделия)

  • Вареное яйцо можно отличить от свежего .... (по тому, как оно вращается. Вареное яйцо вращается долго, а свежее – останавливается, сделав 1-2 оборота).

  • Масштаб 1: 5 указывает, что чертеж выполнен с уменьшением или увеличением? (с уменьшением в 5 раз).

  • Продолжите слово и объясните, что это такое: кулина – ... (Кулинария).

  • Как узнать, испекся ли пирог? (проткнуть деревянной палочкой: если к палочке тесто не прилипло, значит, пирог готов).

  • Как почистить лук, чтобы не текли слезы? (подержать нож под струей холодной воды)

  • Что нужно сделать, чтобы свекла при варке не потеряла свой цвет? (в воду добавить немного уксуса)

  • Что нужно сделать, не добавляя воды, чтобы пересоленный суп стал нормальным? ( Несколько сырых картофелин или рис, обернутый в марлю на некоторое время окунуть в суп)

  • Что нужно сделать, чтобы картофель сварился быстрее? (как вода закипит, положить в кастрюлю ложку сливочного масла или маргарина)

  • Чтобы яичные белки быстрее взбились, что нужно сделать? (белки охладить, добавить щепотку соли)

Конкурс «Таинственное слово»

В этом слове буквы переставлены в немыслимом порядке:


ь к р а ф и л е и д к (фрикадельки)

е т е и г р в н (винегрет)

Конкурс «Хозяюшка»

Задание: пришить пуговицу к изделию.

Оцениваются время и правильность выполнения.

Конкурс «Правильно расставьте слова»


  • Сваренных называется в полученный продукт сиропе из ягод сахарном вареньем плодов или. (Вареньем называется продукт, полученный из плодов или ягод, сваренных в сахарном сиропе).

  • Используют тесто в разрыхлителя в взбитые качестве белки бисквитном. (В бисквитном тесте в качестве разрыхлителя используются взбитые белки).

Конкурс «Угадай»

  1. Для построения чертежа выкройки изделия были сняты следующие мерки: полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия. Что это за изделие? (Прямая юбка).

  2. Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь (клубок).

  3. Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает (игла).

  4. На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток).

  5. Пять сестер один домик строят (спицы вязальные).

  6. Ей набили мясо ртом, и она его жует,

Жует, жует и не глотает – в тарелку мясо отправляет (мясорубка).

Конкурс «Я – художник-модельер»

Домашнее задание.

Подготовить эскиз и защиту школьной формы для девочек подростков.

Подведение итогов.


ь к р а ф и л е и д к ь к р а ф и л е и д к

е т е и г р в н

е т е и г р в н

- - - - - - - - - - - - - - - - - -

Конкурс «Правильно расставьте слова»


  • Сваренных называется в полученный продукт сиропе из ягод сахарном вареньем плодов или.

  • Используют тесто в разрыхлителя в взбитые качестве белки бисквитном.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

  • Юбка – это плечевой или поясной вид изделия?

  • Вареное яйцо можно отличить от свежего ....

  • Масштаб 1: 5 указывает, что чертеж выполнен с уменьшением или увеличением?

  • Продолжите слово и объясните, что это такое: кулина – .........

  • Как узнать, испекся ли пирог?

  • Как почистить лук, чтобы не текли слезы?

  • Что нужно сделать, чтобы свекла при варке не потеряла свой цвет?

  • Что нужно сделать, не добавляя воды, чтобы пересоленный суп стал нормальным?

  • Что нужно сделать, чтобы картофель сварился быстрее?

  • Чтобы яичные белки быстрее взбились, что нужно сделать?






Путешествие по кухням мира

Конкурс эрудитов 8-9 классов

Играют (две-пять команд). За правильный ответ ученик получает жетон.


Конкурс 1. Угадай, о какой стране идет речь.

А) Наиболее популярное праздничное блюдо – пудинг. Из напитков наибольшее распространение получил чай. Завтрак обычно состоит из овсяной каши, пшеничных или кукурузных хлопьев с молоком.

(Англия)

Б) В какой стране популярны овощи, особенно салаты. Для приготовления различных блюд, в том числе и первых, используется сыр. Еще одна особенность – большое разнообразие соусов.

(Франция)

В) Используют разнообразные продукты питания: овощи, рыбу, продукты моря, бобовые. Употребляют много разнообразных пряностей, специй и приправ. Излюбленная пища – макароны.

(Италия)

Г) Гордость каждой жительницы этой страны – яблочный рулет, торт, сладости и кофе.

(Австрия)

Д) Основу кухни составляют растительные продукты, дары моря. Любимый продукт – рис. Любимый напиток – зеленый чай.

(Япония)

Е) Любят соединять, казалось бы, несовместимые продукты, например: мясо и рыбу, мясо и изюм. Соевая приправа используется почти во всех блюдах. В большом количестве едят яйца.

(Китай)


Конкурс 2. Какая страна является родиной

  • Кофе (Эфиопия)

  • Чая (Китай)

  • Ванили (Мексика)

  • Кардамона (Южная Индия)

  • Фасоли (Перу)

  • Гороха (Афганистан)

  • Баклажана (Индия)

  • Огурца (Индия)

  • Кукурузы (Мексика)?


Конкурс 3. Какая страна занимает 1-е место в мире по сбору

  • Винограда (Италия)

  • Апельсинов (США)

  • Лука (Китай)

  • Помидоров (США)

  • Картофеля (Россия)?

Конкурс 4. Поговорим на иностранных языках.

Что означают слова:

  • Поридж (английская овсяная каша)

  • Паэлья (испанское блюдо из риса)

  • Сандвич (закрытый бутерброд)

  • Айоли (французский чесночный соус)

  • Паста (итальянские блюда из макаронных изделий)

  • Пицца (итальянский открытый пирог)

  • Аливенци (румынские пирожки с творогом)

  • Чевапчичи (сербские плоские колбаски из фарша)

  • Багрир (арабские блины)

  • Гювеч (болгарское овощное рагу)

  • Манты (узбекские пельмени)

  • Равиоли (итальянские пельмени)

  • Хинкали (кавказские пельмени)

  • Таратор (болгарский слоеный пирог)

  • Баница (болгарский слоеный пирог с начинкой)

  • Тофу (японский соевый сыр)

  • Айран (монгольское кислое молоко)

  • Саламис (греческое рыбное филе)

  • Нокерлн (австрийские клецки)

  • Тартар (венгерский соус)

Конкурс 5. Специи и пряности национальных кухонь.

  1. Анис – плод травянистого растения семейства зонтичных.

  2. Бадьян – плод дерева семейства магнолиевых.

  3. Базилик – порошок из сухих листьев однолетнего растения семейства губоцветных.

  4. Ваниль – порошок из плодов растений семейства орхидей.

  5. Гвоздика – используются сухие соцветия с нераспустившимися цветками вечнозеленого дерева семейства миртовых.

  6. Имбирь – корень камышеобразного тропического растения семейства имбирных.

  7. Кардамон – используются семена травянистого растения семейства имбирных.

  8. Лавр – листья вечнозеленого дерева семейства лавровых.

  9. Шафран – используются рыльца цветков растения семейства касатиковых.

Конкурс 6. Заглянем в кухню.

В какой стране:

  • Традиционное блюдо – макароны, изготавливаемое из пшеничной муки (Италия).

  • Кухня славится колбасами и сосисками (Германия).

  • Мясо коровы не употребляют в пищу (Индия).

  • Рыбу и морские продукты охотнее всего поедают в сыром виде (Япония)?

Конкурс 7. Совершим путешествие.

Домашнее задание

Каждая команда рекламирует одну из стран, стараясь дать наиболее полную информацию о ней (с демонстрацией фотографий, приготовленных блюд)

При подведении итогов награждаются ученик в номинации «Лучший игрок» и команда-эрудит, набравшая больше всех жетонов.