СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Предметно - языковое обучение на уроках русского языка и литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя задача как учителя .– помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность  в творческую плоскость. Использование на уроке интерактивных методов обучения и стратегии методики CLIL помогают мне в этом, и имеют большие преимущества. 

Просмотр содержимого документа
«" Предметно - языковое обучение на уроках русского языка и литературы"»

Татьяна Леванова,

учитель русского языка и литературы.

Тогузакская СШ Карабалыкский район



ПРЕДМЕТНО – ЯЗЫКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Меняется мир, меняются дети и как следствие должен меняется и сам учитель. Новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и его подготовка как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Свои уроки я, стараясь сделать интересным, ярким, такими, которые смогут увлечь ученика, помогут создать ситуацию успеха. Болевая точка каждого урока – поиск таких форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Моя задача как учителя .– помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность в творческую плоскость. Использование на уроке интерактивных методов обучения и стратегии методики CLIL помогают мне в этом, и имеют большие преимущества. Темы уроков ставятся как вопрос, кроме учебных целей планируются и языковые, ученикам предоставляются всевозможные ресурсы, что позволяет эффективно работать в парах, группах. Предметно-языковое интегрированное обучение в последнее время набирает все большую и большую популярность.  Ведь ни для кого не секрет, что современные дети все меньше и меньше читают, правильно и красиво говорят, логически и последовательно излагают свои мысли. CLIL -дидактическая методика, которая позволяет сформировать у учащихся лингвистические и коммуникативные компетенции и очень легко и эффективно интегрируется. Кроме того, позволяет на каждом уроке применять все виды речевых навыков: аудирование, чтение, говорение, письмо.
Аудирование - одно из важнейших видов речевой деятельности при обучении языку, чтение - основной вид речевой деятельности, поэтому материалы для чтения должны иметь смысл. Говорение – вид деятельности, при котором необходимо сосредоточиться на ясности изложения, простоте и беглости, при этом грамматика должна отходит на второй план. Письмо – деятельность, посредством которой развиваются лексические и грамматические навыки. В развитии языковых умений и предметных знаний, урок по методике CLIL реализуется по четырехступенчатой схеме. Первая ступень - обработка текста. Идеальный текст должен содержать иллюстрации для визуализации прочитанного, что делает работу с текстом гораздо легче. Для осознания и организация полученных знаний тексты чаще всего представляются схематически, что помогает ученикам определить идею текста и представленную в ней информацию. Вторая ступень - языковое понимание текста, ученики передают идею текста своими собственными словами, могут пользоваться как простыми языковыми средствами, так и более продвинутые. Здесь не должно существовать четкой градации, какой лексикой пользоваться, но нам, учителям все же необходимо обратить внимание учеников на определенные лексические единицы, подходящие по теме и предмету.  Самое главное при применении данной технологии это то, что задания для учеников должны зависеть от уровня их обученности , от задач обучения, а также от предпочтений самих учеников. Проектирование учебной деятельности по методике CLIL реализуется с учетом следующих рекомендаций. Каждое занятие должно иметь ясно сформулированные цели, результаты обучения, методы и критерии оценивания и рефлексию. Учитель должен регулярно проводить самоанализ своих занятий на основе проверочного листа по методике интегрированного обучения. Необходимо использовать в практике поддерживающее формирующее оценивание и альтернативные формы оценивания, необходимо разрабатывать и подбирать качественные материалы, средства наглядности и аутентичные тексты для интегрированного обучения предмету и языку по всем предметным курсам. В качестве примера можно привести «активити» СLIL на уроках русского языка и литературы таких как, «Петля вопросов» где ученикам раздаются листы с вопросам и ответами. На одной стороне вопрос, на другой стороне листа ответ другого вопроса. Когда один ученик читает, все должны внимательно слушать тот, кто нашел ответ, зачитывает ответ на вопрос и читает свой вопрос. Активити развивает внимательность, правильное произношение. Активити «Угадай личность»  позволяет учащимся не только активно взаимодействовать в группе, но с помощью вопросов и терминов определить личность писателя , рассказать о его деятельности и роли в литературе и языке. Активити «Внутренний и внешний круг»  рассчитано на то, что учащиеся составляют несколько вопросов по пройденной теме. Затем образуют внутренний и внешний круг. Стоят лицом друг к другу и задавая вопросы учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами. Вовлечение учащихся в учебный процесс активно происходит с приемом, который носит название «Восстанови пробел». Группам учащихся раздаются тексты с пропусками интересных фактов. Работая в паре, учащиеся с помощью информации друг от друга восстанавливают пробелы, что позволяет механически запомнить и впоследствии воспроизвести данный материал. Такой прием как «Бегающий диктант» развивает умения ставить правильно вопросы и находить ответы на них, работая с текстом. При изучении нового материала помогает методы каскадного обучения (ДЖИГСО). Таких примером можно привести множество и думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать урок более эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – занимательным и продуктивным. Применяя стратегии языкового обучения на своих уроках можно сделать определенный вывод: учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности. Уроки получается яркими ,эмоциональными ,живыми.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!