муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 44
Центрального района Волгограда»
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на методическом объединении учителей с Методическим советом МОУ СШ № 44 Приказом МОУ СШ № 44
Протокол от ___. 08.2015г. № 1 Протокол от ___. 08.2015г.№ 1 от «___» ___09. 2015 г. № _____
Председатель МО _______ О.В.Дядченко Зам. директора по УВР_________ Вильдова О.В.. Директор_________И.В.Комисарова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Предпрофильная подготовка»
для обучающихся 9а,б классов
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Землянская Елена Викторовна - учитель технологии и ИЗО
Волгоград, 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» 9 класс.
Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Предпрофильная подготовка» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в средней школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, виды карьеры;
личный профессиональный план;
общение;
самооценка;
профпригодность;
компенсация способностей;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
работать с профессиограммами;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план;
проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На многих занятиях предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, схемы, видеоматериалы.
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Тематическое планирование курса «Предпрофильная подготовка»
n/n | Наименование тем | Количество часов |
I | Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 |
II | Познавательные процессы и способности личности | 3 |
2.1 | Память. Внимание. | 1 |
2.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 |
2.3 | Мышление. Типы интеллекта. Способности. | 1 |
III | Психология личности | 3 |
3.1 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 |
3.2 | Самоопределение. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды. | 1 |
3.3 | Общение. Конфликт.. | 1 |
IV | Мир профессий | 5 |
4.1 | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. | 1 |
4.2 | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. | 1 |
4.3 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. | 1 |
4.4 | Типы профессий. Матрица выбора профессий. | 1 |
4.5 | Характеристика профессий. | 1 |
V | Профессиональное самоопределение | 5 |
5.1 | Профессиональное самоопределение. | 1 |
5.2 | Склонности и интересы в профессиональном выборе (хочу). | 1 |
5.3 | Возможности личности в профессиональной деятельности (могу). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. | 1 |
5.4 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо). | 1 |
5.5 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. | 1 |
VI | Подготовка к будущей карьере | 2 |
6.1 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 1 |
VII | Информационная подготовка | 15 |
7.1 | Первичная диагностика образовательного запроса. | 1 |
7.2 | Особенности получения среднего (полного) общего образования. | 1 |
7.3 | Система образования в Российской Федерации. | 1 |
7.4 | Особенности получения образования. | 1 |
7.5 | Возможности получения профессии | 1 |
7.6 | Пути получения профессии. | 1 |
7.7 | Государственная регламентация деятельности ОУ | 1 |
7.8 | Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования. | 1 |
7.9 | ОУ начального профессионального образования. | 1 |
7.10 | ОУ среднего профессионального образования. | 1 |
7.11 | ОУ высшего профессионального образования. | 1 |
7.12 | Послевузовское профессиональное образование. | 1 |
7.13 | Заключительная диагностика образовательного запроса. | 1 |
7.14 | Вариант продолжения образования. Профессиональный план. | 1 |
7.15 | Мини-проект о профессиональном самоопределении. | 1 |
| РЕЗЕРВ: | 1 |
| ИТОГО: | 34 |
Содержание курса «Предпрофильная подготовка»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план»;
роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
перечислять основные разделы программы курса;
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «память», «внимание»;
виды памяти и внимания;
качества внимания;
определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
виды мышления;
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
основные операции мышления;
основные качества мышления;
определение понятия «способности»;
основные виды способностей;
особенности интеллектуальной сферы;
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
называть основные процессы памяти;
перечислять основные виды памяти;
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
определять особенности своей памяти;
перечислять основные приемы и методы запоминания;
перечислять основные качества и виды внимания;
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
определять особенности своего внимания;
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
перечислять формы чувственного познания;
перечислять типы мышления;
определять свой преобладающий тип мышления;
называть формы логического мышления и определять их сущность;
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
определять тип своего интеллекта;
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Учащиеся должны знать:
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
типы нервной системы;
типы темперамента;
определение понятия «потребности»;
виды потребностей;
особенности делового общения;
определение понятия «конфликт»;
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности;
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
называть типы нервной системы и их различия;
определять свой тип нервной системы;
выявлять свой ведущий тип темперамента;
определять наиболее типичные черты своего характера;
исследовать формы проявления характера;
выявлять уровень самооценки;
называть отличительные признаки видов мотивации;
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
называть различные виды потребностей;
указывать основные признаки делового общения;
перечислять способы разрешения конфликтов;
определять свой уровень конфликтности;
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
выявлять тип своей будущей профессии;
определять свои профессиональные предпочтения;
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
виды профпригодности;
компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
называть мотивационные факторы выбора профессии;
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
VII. Информационная подготовка
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса.
Календарно-тематическое планирование курса
"Предпрофильная подготовка" для 9а,б класса на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Наимен раздела прогр. | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)1 | Кол час. | Тип урока 2 (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий 3) | Элементы содержания4 | Требования к уровню подготовки обучающихся5 (результат6) | Вид контроля. Измерители7 | Элементы дополнительного (необязательного) содержания 8 | Д/з | Дата проведения |
план | факт |
| Введение. Предмет и задачи курса. |
1 | | Введение. Предмет и задачи курса. | 1 | Урок введения новых знаний | Введение. Предмет и задачи курса. Понятие и построение личного профессионального плана | Знать/понимать Предмет и задачи курса. Понятие и построение личного профессионального плана | Индивидуальный и фронтальный опрос. | | записи | 03.09 02.09 | 9а 9б |
Познавательные процессы и способности личности |
2 | | Память. Внимание. | 1 | Урок введения новых знаний | Память. Внимание. | Знать/понимать особенности развития памяти и внимания | Индивидуальный и фронтальный опрос. | | записи | 10.09 09.09 | |
3 | | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 | Урок введения новых знаний | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | Знать/понимать основы понятий Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | Опрос | | записи | 17.09 16.09 | |
4 | | Мышление. Типы интеллекта. Способности. | 1 | Комбинированный | Мышление. Типы интеллекта. Способности. | Знать/понимать особенности мышления и развития способностей. | Опрос | | записи | 24.09 23.09 | |
Психология личности |
5 | | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 | Урок введения новых знаний | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | Знать/понимать Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка | Индивидуальный и фронтальный опрос. | | записи | 01.10 30.09 | |
6 | | Самоопределение. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды. | 1 | Урок введения новых знаний | Самоопределение. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды. | Знать/понимать что такое Самоопределение. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | | записи | 15.10 14.10 | |
7 | | Общение. Конфликт.. | 1 | Комбинированный | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | Знать/понимать основы общения, способы разрешения конфликтов. | Опрос | | записи | 22.10 21.10 | |
Мир профессий |
8 | | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. | 1 | Урок введения новых знаний | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. | Знать/понимать определения профессии, специальности, специализации, квалификации | Индивидуальный и фронтальный опрос. | | записи | 29.10 28.10 | |
9 | | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. | 1 | Комбинированный | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. | Знать/понимать характер, процесс и условия труда. | | | записи | 05.11 11.11 | |
10 | | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. | 1 | Урок введения новых знаний | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. | Знать/понимать понятия Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | | записи | 12.11 25.11 | |
11 | | Типы профессий. Матрица выбора профессий. | 1 | Комбинированный | Типы профессий. Матрица выбора профессий. | Знать/понимать разделение на Типы профессий. Матрица выбора профессий. | Опрос | | записи | 26.11 02.12 | |
12 | | Характеристика профессий. | 1 | Комбинированный | Характеристика профессий. | Знать/понимать составляющие храктеристики профессий | Опрос | | записи | 03.12 09.12 | |
Профессиональное самоопределение |
13 | | Профессиональное самоопределение. | 1 | Комбинированный | Профессиональное самоопределение. | Знать/понимать что такое Профессиональное самоопределение | Опрос | | записи | 10.12 16.12 | |
14 | | Склонности и интересы в профессиональном выборе (хочу). | 1 | Комбинированный | Склонности и интересы в профессиональном выборе (хочу). | Знать/понимать Склонности и интересы в профессиональном выборе (хочу). | Индивидуальный и фронтальный опрос. | | записи | 17.12 23.12 | |
15 | | Возможности личности в профессиональной деятельности (могу). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. | 1 | Комбинированный | Возможности личности в профессиональной деятельности (могу). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. | Знать/понимать Возможности личности в профессиональной деятельности (могу). | Индивидуальный и фронтальный опрос. | | записи | 24.12 30.12 | |
16 | | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо). | 1 | Комбинированный | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо). | Знать/понимать Потребности рынка труда в кадрах (надо). | Опрос | | записи | 31.12 13.01 | |
17 | | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. | 1 | Комбинированный | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. | Знать/понимать Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. | Опрос | | записи | 14.01 20.01 | |
Подготовка к будущей карьере |
18 | | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. | 1 | Урок введения новых знаний | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. | Знать/понимать Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | | записи | 21.01 27.01 | |
Информационная подготовка |
19 | | Первичная диагностика образовательного запроса. | 1 | Практическая работа | Первичная диагностика образовательного запроса. | Знать/понимать как провести первичную диагностику образовательных запросов. | Опрос | | записи | 28.01 03.02 | |
20 | | Особенности получения среднего (полного) общего образования. | 1 | Комбинированный | Особенности получения среднего (полного) общего образования. | Знать/понимать Особенности получения среднего (полного) общего образования. | Опрос | | записи | 04.02 10.02 | |
21 | | Система образования в Российской Федерации. | 1 | Комбинированный | Система образования в Российской Федерации. | Знать/понимать Система образования в Российской Федерации. | Опрос | | записи | 11.02 17.02 | |
22 | | Особенности получения образования. | 1 | Комбинированный | Особенности образования. | Знать/понимать Особенности получения образования | Опрос | | записи | 18.02 02.03 | |
23 | | Возможности получения профессии | 1 | Комбинированный | Возможности получения профессии | Знать/понимать Возможности получения профессии | Опрос | | записи | 03.03 09.03 | |
24 | | Пути получения профессии. | 1 | Комбинированный | Пути получения профессии. | Знать/понимать Пути получения профессии. | Опрос | | записи | 10.03 16.03 | |
25 | | Государственная регламентация деятельности ОУ | 1 | Комбинированный | Государственная регламентация деятельности ОУ | Знать/понимать Государственная регламентация деятельности ОУ | Индивидуальный и фронтальный опрос. | | записи | 17.03 23.03 | |
26 | | Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования. | 1 | Комбинированный | Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования. | Знать/понимать особенности ОУ. | Опрос | | Сообщение | 24.03 30.03 | |
27 | | ОУ начального профессионального образования. | 1 | Комбинированный | ОУ начального профессионального образования. | Знать/понимать особенности ОУ. | Опрос | | Сообщение | 31.03 06.04 | |
28 | | ОУ среднего профессионального образования. | 1 | Комбинированный | ОУ среднего профессионального образования. | Знать/понимать особенности ОУ. | Опрос | | Сообщение | 07.04 20.04 | |
29 | | ОУ высшего профессионального образования. | 1 | Комбинированный | ОУ высшего профессионального образования. | Знать/понимать особенности ОУ. | Опрос | | Сообщение | 21.04 27.04 | |
30 | | Послевузовское профессиональное образование. | 1 | Комбинированный | Послевузовское профессиональное образование. | Знать/понимать особенности послевузовского образования. | Опрос | | Сообщение | 28.04 04.05 | |
31 | | Заключительная диагностика образовательного запроса. | 1 | Практическая работа. | Заключительная диагностика образовательного запроса. | Уметь применить результаты заключительной диагностики образовательного запроса | Индивидуальный и фронтальный опрос. | | Не задано | 05.05 11.05 | |
32 | | Вариант продолжения образования. Профессиональный план. | 1 | Комбинированный | Вариант продолжения образования. Профессиональный план. | Знать/понимать правила составления проф.плана. | План | | Проф план | 12.05 18.05 | |
33 | | Мини-проект о профессиональном самоопределении. | 1 | Практическая работа | Мини-проект о профессиональном самоопределении. | Уметь выполнять мини-проект о проф. самоопределении. | Проект | | проект | 19.05 25.05 | |
РЕЗЕРВ | 1ч | | | | | | | 26.05 | |
ИТОГО | 34 | | | | | | | | |
16