СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпрофильная подготовка. рабочая программа для 9 классов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 9-х классов по Предпрофильной подготовке.

Просмотр содержимого документа
«Предпрофильная подготовка. рабочая программа для 9 классов»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 44

Центрального района Волгограда»







РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на методическом объединении учителей с Методическим советом МОУ СШ № 44 Приказом МОУ СШ № 44

Протокол от ___. 08.2015г. № 1 Протокол от ___. 08.2015г.№ 1 от «___» ___09. 2015 г. № _____

Председатель МО _______ О.В.Дядченко Зам. директора по УВР_________ Вильдова О.В.. Директор_________И.В.Комисарова









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Предпрофильная подготовка»

для обучающихся 9а,б классов

на 2015-2016 учебный год






Составитель: Землянская Елена Викторовна - учитель технологии и ИЗО




Волгоград, 2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» 9 класс.

Пояснительная записка

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Предпрофильная подготовка» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в средней школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

  • обучить планированию профессиональной карьеры.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;

  • самоопределение;

  • профессиональные интересы и склонности, способности;

  • классификация, типы и подтипы профессий;

  • профессиограмма;

  • профессиональная пригодность;

  • проектирование профессионального жизненного пути;

  • карьера, виды карьеры;

  • личный профессиональный план;

  • общение;

  • самооценка;

  • профпригодность;

  • компенсация способностей;

  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;

  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;

  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

  • работать с профессиограммами;

  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;

  • составлять личный профессиональный план;

  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

  • обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На многих занятиях предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, схемы, видеоматериалы.

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Тематическое планирование курса «Предпрофильная подготовка»


n/n

Наименование тем

Количество часов

I

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

II

Познавательные процессы и способности личности

3

2.1

Память. Внимание.

1

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

2.3

Мышление. Типы интеллекта. Способности.

1

III

Психология личности

3

3.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

1

3.2

Самоопределение. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды.

1

3.3

Общение. Конфликт..

1

IV

Мир профессий

5

4.1

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации.

1

4.2

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

1

4.3

Классификация профессий. Формула профессии.

Понятие профессиограммы.

1

4.4

Типы профессий. Матрица выбора профессий.

1

4.5

Характеристика профессий.

1

V

Профессиональное самоопределение

5

5.1

Профессиональное самоопределение.

1

5.2

Склонности и интересы в профессиональном выборе (хочу).

1

5.3

Возможности личности в профессиональной деятельности (могу). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей.

1

5.4

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо).

1

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

1

VI

Подготовка к будущей карьере

2

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

1

VII

Информационная подготовка

15

7.1

Первичная диагностика образовательного запроса.

1

7.2

Особенности получения среднего (полного) общего образования.

1

7.3

Система образования в Российской Федерации.

1

7.4

Особенности получения образования.

1

7.5

Возможности получения профессии

1

7.6

Пути получения профессии.

1

7.7

Государственная регламентация деятельности ОУ

1

7.8

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования.

1

7.9

ОУ начального профессионального образования.

1

7.10

ОУ среднего профессионального образования.

1

7.11

ОУ высшего профессионального образования.

1

7.12

Послевузовское профессиональное образование.

1

7.13

Заключительная диагностика образовательного запроса.

1

7.14

Вариант продолжения образования. Профессиональный план.

1

7.15

Мини-проект о профессиональном самоопределении.

1


РЕЗЕРВ:

1


ИТОГО:

34

Содержание курса «Предпрофильная подготовка»

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;

  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

  • перечислять основные разделы программы курса;

  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «память», «внимание»;

  • виды памяти и внимания;

  • качества внимания;

  • определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;

  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;

  • виды мышления;

  • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;

  • основные операции мышления;

  • основные качества мышления;

  • определение понятия «способности»;

  • основные виды способностей;

  • особенности интеллектуальной сферы;

  • типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные процессы памяти;

  • перечислять основные виды памяти;

  • указывать отличительные особенности различных видов памяти;

  • определять особенности своей памяти;

  • перечислять основные приемы и методы запоминания;

  • перечислять основные качества и виды внимания;

  • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

  • определять особенности своего внимания;

  • объяснять, как происходит познание окружающего мира;

  • перечислять формы чувственного познания;

  • перечислять типы мышления;

  • определять свой преобладающий тип мышления;

  • называть формы логического мышления и определять их сущность;

  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;

  • определять тип своего интеллекта;

  • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;

  • типы нервной системы;

  • типы темперамента;

  • определение понятия «потребности»;

  • виды потребностей;

  • особенности делового общения;

  • определение понятия «конфликт»;

  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;

  • особенности своей личности;

  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

  • называть типы нервной системы и их различия;

  • определять свой тип нервной системы;

  • выявлять свой ведущий тип темперамента;

  • определять наиболее типичные черты своего характера;

  • исследовать формы проявления характера;

  • выявлять уровень самооценки;

  • называть отличительные признаки видов мотивации;

  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;

  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

  • называть различные виды потребностей;

  • указывать основные признаки делового общения;

  • перечислять способы разрешения конфликтов;

  • определять свой уровень конфликтности;

  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

  • подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • выявлять тип своей будущей профессии;

  • определять свои профессиональные предпочтения;

  • выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

  • виды профпригодности;

  • компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

  • называть мотивационные факторы выбора профессии;

  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;

  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;

  • определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.


VII. Информационная подготовка

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

  • провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса.







Календарно-тематическое планирование курса

"Предпрофильная подготовка" для 9а,б класса на 2015-2016 учебный год


п/п

Наимен раздела прогр.

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)1

Кол час.

Тип урока 2 (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий 3)

Элементы содержания4

Требования к уровню подготовки обучающихся5

(результат6)

Вид контроля. Измерители7

Элементы дополнительного (необязательного)

содержания 8

Д/з

Дата проведения

план

факт


Введение. Предмет и задачи курса.

1


Введение. Предмет и задачи курса.

1

Урок введения новых знаний

Введение. Предмет и задачи курса. Понятие и построение личного профессионального плана

Знать/понимать Предмет и задачи курса. Понятие и построение личного профессионального плана

Индивидуальный и фронтальный опрос.


записи

03.09




02.09




Познавательные процессы и способности личности

2


Память. Внимание.

1

Урок введения новых знаний

Память. Внимание.

Знать/понимать особенности развития памяти и внимания

Индивидуальный и фронтальный опрос.


записи

10.09



09.09


3


Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

Урок введения новых знаний

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

Знать/понимать основы понятий Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

Опрос


записи

17.09



16.09


4


Мышление. Типы интеллекта. Способности.

1

Комбинированный

Мышление. Типы интеллекта. Способности.

Знать/понимать особенности мышления и развития способностей.

Опрос


записи

24.09



23.09


Психология личности

5


Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

1

Урок введения новых знаний

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

Знать/понимать Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

Индивидуальный и фронтальный опрос.


записи

01.10



30.09


6


Самоопределение. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды.

1

Урок введения новых знаний

Самоопределение. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды.

Знать/понимать что такое Самоопределение. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды.

Индивидуальный и фронтальный опрос.


записи

15.10




14.10


7


Общение. Конфликт..

1

Комбинированный

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Знать/понимать основы общения, способы разрешения конфликтов.

Опрос


записи

22.10


21.10


Мир профессий

8


Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации.

1

Урок введения новых знаний

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации.

Знать/понимать определения профессии, специальности, специализации, квалификации

Индивидуальный и фронтальный опрос.


записи

29.10



28.10


9


Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

1

Комбинированный

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Знать/понимать характер, процесс и условия труда.



записи

05.11


11.11


10


Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы.

1

Урок введения новых знаний

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы.

Знать/понимать понятия Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы.

Индивидуальный и фронтальный опрос.


записи

12.11



25.11


11


Типы профессий. Матрица выбора профессий.

1

Комбинированный

Типы профессий. Матрица выбора профессий.

Знать/понимать разделение на Типы профессий. Матрица выбора профессий.

Опрос


записи

26.11


02.12


12


Характеристика профессий.

1

Комбинированный

Характеристика профессий.

Знать/понимать составляющие храктеристики профессий

Опрос


записи

03.12


09.12


Профессиональное самоопределение

13


Профессиональное самоопределение.

1

Комбинированный

Профессиональное самоопределение.

Знать/понимать что такое Профессиональное самоопределение

Опрос


записи

10.12


16.12




14


Склонности и интересы в профессиональном выборе (хочу).

1

Комбинированный

Склонности и интересы в профессиональном выборе (хочу).

Знать/понимать Склонности и интересы в профессиональном выборе (хочу).

Индивидуальный и фронтальный опрос.


записи

17.12



23.12


15


Возможности личности в профессиональной деятельности (могу). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей.

1

Комбинированный

Возможности личности в профессиональной деятельности (могу). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей.

Знать/понимать Возможности личности в профессиональной деятельности (могу).

Индивидуальный и фронтальный опрос.


записи

24.12



30.12


16


Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо).

1

Комбинированный

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо).

Знать/понимать Потребности рынка труда в кадрах (надо).

Опрос


записи

31.12


13.01


17


Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

1

Комбинированный

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Знать/понимать Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.

Опрос


записи

14.01



20.01


Подготовка к будущей карьере

18


Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

1

Урок введения новых знаний

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

Знать/понимать Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

Индивидуальный и фронтальный опрос.


записи

21.01




27.01


Информационная подготовка

19


Первичная диагностика образовательного запроса.

1

Практическая работа

Первичная диагностика образовательного запроса.

Знать/понимать как провести первичную диагностику образовательных запросов.

Опрос


записи

28.01


03.02


20


Особенности получения среднего (полного) общего образования.

1

Комбинированный

Особенности получения среднего (полного) общего образования.

Знать/понимать Особенности получения среднего (полного) общего образования.

Опрос


записи

04.02



10.02


21


Система образования в Российской Федерации.

1

Комбинированный

Система образования в Российской Федерации.

Знать/понимать Система образования в Российской Федерации.

Опрос


записи

11.02


17.02


22


Особенности получения образования.

1

Комбинированный

Особенности образования.

Знать/понимать Особенности получения образования

Опрос


записи

18.02


02.03


23


Возможности получения профессии

1

Комбинированный

Возможности получения профессии

Знать/понимать Возможности получения профессии

Опрос


записи

03.03


09.03


24


Пути получения профессии.

1

Комбинированный

Пути получения профессии.

Знать/понимать Пути получения профессии.

Опрос


записи

10.03

16.03


25


Государственная регламентация деятельности ОУ

1

Комбинированный

Государственная регламентация деятельности ОУ

Знать/понимать Государственная регламентация деятельности ОУ

Индивидуальный и фронтальный опрос.


записи

17.03



23.03


26


Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования.

1

Комбинированный

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования.

Знать/понимать особенности ОУ.

Опрос


Сообщение

24.03


30.03


27


ОУ начального профессионального образования.

1

Комбинированный

ОУ начального профессионального образования.

Знать/понимать особенности ОУ.

Опрос


Сообщение

31.03


06.04


28


ОУ среднего профессионального образования.

1

Комбинированный

ОУ среднего профессионального образования.

Знать/понимать особенности ОУ.

Опрос


Сообщение

07.04


20.04


29


ОУ высшего профессионального образования.

1

Комбинированный

ОУ высшего профессионального образования.

Знать/понимать особенности ОУ.

Опрос


Сообщение

21.04


27.04


30


Послевузовское профессиональное образование.

1

Комбинированный

Послевузовское профессиональное образование.

Знать/понимать особенности послевузовского образования.

Опрос


Сообщение

28.04


04.05


31


Заключительная диагностика образовательного запроса.

1

Практическая работа.

Заключительная диагностика образовательного запроса.

Уметь применить результаты заключительной диагностики образовательного запроса

Индивидуальный и фронтальный опрос.


Не задано

05.05



11.05


32


Вариант продолжения образования. Профессиональный план.

1

Комбинированный

Вариант продолжения образования. Профессиональный план.

Знать/понимать правила составления проф.плана.

План


Проф план

12.05


18.05


33


Мини-проект о профессиональном самоопределении.

1

Практическая работа

Мини-проект о профессиональном самоопределении.

Уметь выполнять мини-проект о проф. самоопределении.

Проект


проект

19.05


25.05


РЕЗЕРВ







26.05


ИТОГО

34










16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!